Профессиональное выгорание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 23:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить и сравнить уровень эмоционального выгорания преподавателей и студентов.
Задачи:
Изучить феномен профессионального выгорания.
Рассмотреть феномен профессионального выгорания среди педагогов.
Изучить феномен эмоционального выгорания.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая+.docx

— 281.26 Кб (Скачать файл)

Развитию  синдрома эмоционального выгорания  способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной  лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "внутреннего стандарта" и блокированием  в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура.[13]

В настоящее время нет единого  взгляда на структуру и динамику синдрома выгорания. Некоторые авторы рассматривают его как комбинацию физического, эмоционального и когнитивного истощения. Другие авторы в качестве главного фактора выделяют эмоциональное  истощение, а остальные компоненты рассматривают как следствие  неконструктивного поведения преодоления (деперсонализация) или мотивационной  деформации (редукция достижений).

В ходе изучения феномена профессионального  выгорания и феномена эмоционального выгорания, нами было замечено, что эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Интеграцию двух «сгораний» мы проследили в статье опубликованной в журнале "Практическая психодиагностика", автором которой является Глинянников Ю.Г. Он, основываясь на методике В.В. Бойко, рассматривает фазы эмоционального выгорания и выраженность тех или иных симптомов в каждой фазе.

I Фаза напряжения - является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Состоит из следующих симптомов: 

1.      Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств». Проявляется как осознание психотравмирующих факторов деятельности, которые трудно устранить. Накапливается отчаяние и негодование.

2.      Симптом неудовлетворенности собой. В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, профессией, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» – энергия эмоций направляется не столько вовне, сколько на себя.

3.      Симптомы «загнанности в клетку». Возникают не во всех случаях, хотя являются логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства давят, и мы ничего не можем изменить, к нам приходит чувство беспомощности. Мы пытаемся что-либо сделать, сосредотачиваем все свои возможности – психические ресурсы: мышление, установки, смыслы, планы, цели. И если не находим выхода, наступает состояние интеллектуально-эмоционального ступора.

4.      Симптом «тревоги и депрессии». Симптом «загнанности в клетку» может перейти в тревожно-депрессивную симптоматику. Профессионал переживает личностную тревогу, разочарование в себе, в профессии или месте работы. Этот симптом является крайней точкой в формировании  I фазы «напряжения» при развитии эмоционального выгорания. 

II Фаза «резистенции» - вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления напряжения. Человек стремится к психологическому комфорту и поэтому старается снизить давление внешних обстоятельств. Формирование защиты на этапе сопротивления происходит на фоне следующих явлений:

1.      Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования». Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.

В первом случае речь идет о полезном навыке взаимодействия с деловыми партнерами - подключать эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. При необходимости профессионал способен отнестись к подопечному или клиенту более эмоционально, с искренним сочувствием. Такой режим общения свидетельствует о высоком уровне профессионализма.  

 Совсем иное дело, когда профессионал  неадекватно «экономит» на эмоциях,  ограничивает эмоциональную отдачу  за счет выборочного реагирования  на ситуации. Действует принцип  «хочу или не хочу»: сочту  нужным – уделю внимание, будет  настроение – откликнусь на  его состояние и потребности.  При всей неприемлемости такого  стиля эмоционального поведения,  он весьма распространен. Дело  в том, что человеку чаще  всего кажется, будто он поступает  допустимым образом. Однако субъект  общения или наблюдатель фиксирует  иное – эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие. 

2.      Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации». Он является логическим продолжением неадекватного реагирования в отношениях с деловым партнером. Профессионал не только осознает, что не проявляет должного эмоционального отношения к своему подопечному, он еще и оправдывается: «таким людям нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться», «она еще и на шею сядет» и т.п. Подобные мысли и оценки говорят о том, что нравственные чувства социального работника остаются в стороне. Врач, социальный работник, учитель не имеет морального права делить подопечных на «хороших» и «плохих», на достойных и недостойных уважения. Истинный профессионализм – безоценочное отношение к людям, уважение к личности, какой бы она ни была, и выполнение своего профессионального долга.       

3.      Симптом «расширения сферы экономии эмоций». Симптомы эмоционального  выгорания проявляются вне профессиональной деятельности – дома, в общении с приятелями, знакомыми. Случай известный: на работе человек до того устает от контактов, разговоров, что потом не хочется общаться даже с близкими. На работе он еще держится, а дома замыкается или вообще «рычит» на супруга и детей. Именно домашние часто становятся «жертвой» эмоционального выгорания.

4.   Симптом «редукции профессиональных обязанностей». Проявляется в попытке облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Подопечных обделяют элементарным вниманием.

III Фаза «истощения» - характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. «Выгорание» становится неотъемлемым атрибутом личности.

1. Симптом «эмоционального дефицита». К  профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он не может помогать своим клиентам, подопечным. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать. Появляется раздражительность, обиды, резкость, грубость.

2. Симптом «эмоциональной отстраненности». Человек постепенно научается работать как бездушный автомат. Он почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.  Реагирование без чувств и эмоций - наиболее яркий симптом «выгорания».  

3. Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации. Проявляется  не только на работе, но и  вне сферы профессиональной деятельности. Метастазы «выгорания» проникают в систему ценностей личности. Возникает антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.

4.     Симптом «психосоматических и психовегетативных» нарушений. Происходят отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о подопечных, коллегах  вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний.

В данной работе мы придерживаемся точке зрения В.В.Бойко, что эмоциональное выгорание - это психологическая защита. [11]

Нами была сформулирована гипотеза о том, что эмоциональное выгорание  выше у преподавателей, чем у студентов, т.к. преподаватели чувствую большую  привязанность к профессии и  у них развиваются симптомы эмоционального выгорания с большей скоростью  и ярче выражены, чем у студентов.

    1. Эмоциональное выгорание педагогов.

Среди профессий, в которых синдром эмоционального выгорания встречается наиболее часто, следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. [13]

В данной работе я рассматриваю эмоциональное выгорание  преподавателей.

Синдром эмоционального выгорания  развивается в процессе профессиональной деятельности педагога в форме стереотипа эмоционального поведения, проявляющегося в особенностях профессионального  общения.

Выделяют следующие факторы  инициирующих эмоциональное выгорание  педагогов:

1. Индивидуальные: социально–демографические: возраст, пол, уровень образования, семейное положение, стаж работы; личностные особенности: выносливость, локус контроль, стиль сопротивления, самооценка, нейротизм, экстраверсия.

2.Организационные: условия работы: рабочие перегрузки, дефицит времени, продолжительность рабочего дня; содержание труда: число клиентов, острота их проблем, глубина контакта с клиентом, обратная связь; социально-психологические: взаимоотношения в организации, отношение к объекту труда. [3]

Наиболее распространенным средством  является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе, быстро устаревают. В зарубежной литературе фигурирует даже единица измерения устаревания знаний специалиста так называемый “период полураспада компетентности”, заимствованный из ядерной физики. В данном случае означает продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда в результате устарения полученных знаний по мере появления новых знаний и новой информации компетентность специалиста снижается на 50%. [6]

Со стороны администрации нужна  система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки, релаксация прямо на работе, акцент должен быть сделан на том, каким образом  руководители могут структурировать  работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для исполнителей.

Важным аспектом является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает  тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет  однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. В ситуации, когда педагог находится  в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что  побуждает его к импульсивным действиям. Или в случае если он находится  в ситуации оценивания со стороны  детей, коллег, других людей.

Психологические основы саморегуляции  включают в себя управление, как  познавательными процессами, так  и личностью: поведением, эмоциями и  действиями. В настоящее время  для саморегуляции психических  состояний используется так называемое нейролингвистическое программирование. В русле данного направления  Г.Дьяконовым разработан цикл упражнений ориентированных на восстановление ресурсов личности. Зная себя, свои потребности  и способы их удовлетворения, человек  может более эффективно, рационально  распределять свои силы в течение  каждого дня, целого учебного года. [3]

Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности, которые  вызывают у человека повышенную эмоциональную  напряженность. Педагогическая работа связана с интенсивным общением, как с детьми, так и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой  регуляции. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для  саморегуляции психических и  физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком  различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью  их релаксации и активизации. Использование  приемов аутотренинга позволяет  человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.[3]

 

    1. Эмоциональное выгорание у студентов.

Благодаря систематическим исследованиям  синдрома эмоционального исследования в европейских странах, США и России, имеется определенная картина распространенности выгорания среди различных профессиональных групп. В последние годы внимание исследователей и практических врачей привлекает проблемы довольно широкого распространения синдрома эмоционального выгорания среди студенческой молодежи. Так, по данным Джекобса и Додда до 40% студентов страдают выгоранием разной степени выраженности, причем частота выявления синдрома эмоционального выгорания увеличивается от младших к старшим курсам. К основным факторам, играющим существенную роль в эмоциональном выгорании студентов, авторы относят следующие: личностный, ролевой и организационный. Первый проявляется в ролевой конфликтности и неопределенности выбранной роли (будущей специальности). К личностным факторам относят: склонность к сочувствию, идеалистическое отношению к учебе, вместе с тем неустойчивость, склонность к мечтаниям, одержимость навязчивыми идеями; эмпатия, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, нейротизм. Развитию синдрома способствует отсутствие должного поощрения студентов за выполненную работу.[5]

Важным представляется тот факт, что развитие синдрома эмоционального выгорания у студентов зависит  от их личностных акцентуаций, психовегетативных  особенностей, что определяет тяжесть  и специфику симптомов эмоционального выгорания в динамике обучения. Так, показано, что у девушек с высокой тревожностью синдром эмоционального выгорания развивается максимально быстро уже на первом курсе и проявляется апатией, депрессивными эпизодами, вплоть до попыток суицида. Юноши-интроверты, импульсивные, эгоцентричные склонны к развитию синдрома эмоционального выгорания  с выраженной соматизацией — избыточными вегетативными реакциями на стрессоры, конфликтным поведением с выраженной агрессией, гневом.

Информация о работе Профессиональное выгорание