Проявление виртуальной зависимости в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить проявления виртуальной зависимости в юношеском возрасте.
Объект исследования: глобальная сеть Интернет, как способ организации межкультурной коммуникации.
Предмет исследования: виртуальное общение в юношеском возрасте.

Содержание

Введение…………………….……………………………………………………………………………3
. Теоретическое рассмотрение проблемы «виртуальной» зависимости в юношеском возрасте………………………………….…………..…………………………………….........................5
Интернет как способ межкультурной коммуникации………………….………………………....5
Психологические особенности общения в сети Интернет………………………………………..6
1.3 Способы общения в интернете. Интернет – этикет..……………………….………......................9
1.4 Последствия виртуального общения. Причины Интернет – зависимости ..……..……………..14
2. Эмпирическое исследование проявления виртуальной зависимости в юношеском возрасте.....20
2.1 Организация исследования…………………………………………………………………………20
2.2 Обработка и анализ результатов…………………………………………………………………...21
Заключение………………………………………….………………………………................................24
Список использованных источников.………………………………………………...………………..25
Приложение 1…………………………………………………………………………………………….26
Приложение 2…………………………………………………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая интернет-зависимость.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

                           МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА»

 

 

                                                                                                     

 

 

                                                                                                    Кафедра психологии

 

 

 

                                               

                                             

 

                                                  

 

                                                       Курсовая работа на тему:

 

  «ПРОЯВЛЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    Выполнила: студентка 3–го курса

                                                                                                    36–й группы психолого–

                                                                                                    педагогического факультета

                                                                                                    специальности «Психология»   

                                                                                                    Юхник Алёна Владимировна

 

 

 

 

                                                                                                     Научный руководитель:

                                                                                                     Северин Алексей Викторович

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

                                                                 Брест 2011


                                                          СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………….……………………………………………………………………………3

  1. . Теоретическое рассмотрение проблемы «виртуальной» зависимости в юношеском возрасте………………………………….…………..…………………………………….........................5
    1. Интернет как способ межкультурной коммуникации………………….………………………....5
    2. Психологические особенности общения в сети Интернет………………………………………..6

1.3  Способы общения в интернете. Интернет – этикет..……………………….………......................9

1.4  Последствия виртуального общения. Причины Интернет – зависимости ..……..……………..14 
2.  Эмпирическое исследование проявления виртуальной зависимости в юношеском возрасте.....20

2.1  Организация исследования…………………………………………………………………………20

2.2  Обработка и анализ результатов…………………………………………………………………...21

Заключение………………………………………….………………………………................................24

Список использованных источников.………………………………………………...………………..25

Приложение 1…………………………………………………………………………………………….26

Приложение 2…………………………………………………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее  время в мире существует довольно много средств, форм и способов общения, и немалая часть из них так или иначе связана с современными техническими возможностями, которые в частности представлены использованием глобальной компьютерной сети – Интернет (Internet). Это в первую очередь связано с тем, что человечество за последнее столетие совершило огромный скачок в развитии науки и техники, что открыло новые просторы для деятельности человека. Так возникновение и развитие цифровых и компьютерных технологий, а впоследствии массовое распространение персональных компьютеров, открыли новый вид взаимодействия "человек–компьютер", а развитие сети Интернет к взаимодействию "человек–компьютер" добавило возможность коммуникации "человек–компьютер–человек". Следует заметить, что Интернет развивается довольно стремительно. Так, на сегодняшний день Интернет имеет около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира, причем ежемесячно размер Сети увеличивается на 7–10 процентов. Быстро растет количество изданий, посвященных Сети, что предвещает широкое ее распространение даже в далеких от техники областях. Одним словом, Интернет превращается из большой игрушки для отдельных интеллектуалов в полноценный источник всевозможной полезной информации для всех, а также становится основной формой виртуального общения [2].

Актуальность  выбранной темы объясняется необходимостью изучения общения в сети Интернет, потому как данный вид виртуального общения приобретает большую  значимость и становится одним из основных видов коммуникации людей  в современном мире. Интернет позволяет формировать новую идентичность, создавать новый образ и осуществить, таким образом, нереализованные потребности. К тому же, в виртуальном пространстве можно встретить человека, с которым в реальности никогда и ни при каких условиях не встретился бы. Благодаря легкости освоения и использования Интернет он завоевывает все большую аудиторию. Интернет специфичен и мало напоминает реальное общение и именно поэтому требует подробного исследования.

Изучение данной темы также дает возможность оценить роль Интернета в современной жизни, выявить преимущества и недостатки виртуального общения.

Цель исследования: изучить проявления виртуальной зависимости в юношеском возрасте.

Объект исследования: глобальная сеть Интернет, как способ организации межкультурной коммуникации.

Предмет исследования: виртуальное общение в юношеском возрасте.

Задачи исследования:

  1. провести теоретический анализ психолого–педагогической и медицинской литературы;
  2. подобрать методики и провести эмпирическое исследование виртуального общения в юношеском возрасте;
  3. обработать полученные данные, сформулировать выводы.

Методики:

1)   тест Интернет – зависимости С.А. Кулакова;

2)   анкета Интернет – зависимости. Составители А.В. Северин, А.В. Юхник.

Практическая  значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут использоваться в работе…. при…..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ЗАВИСИМОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

    1. Интернет как способ межкультурной коммуникации

 

Сегодня сложно переоценить роль Интернета в организации течения потоков всевозможной информации, а также в организации общения, как одного из аспектов, непременно сопутствующего течению этих потоков. Ведь общение – есть способ взаимодействия людей друг с другом, а с появлением всемирной паутины это общение вышло за рамки одного дома, города и даже одной страны. Бесспорно, много лет существовали и другие средства передачи информации на расстояния (такие как почта, телефон, телеграф), но те неудобства, с которыми часто сталкиваются участники такого общения, вынуждают многих из них перейти в ряды тех, людей, кто уже оценил преимущества нового мира цифровых технологий и в частности Интернета.

Следует согласиться  с тем, что в настоящее время  электронная почта, всевозможные форумы, организованные в сетевом пространстве, многочисленные Интернет – журналы и газеты, да и сам, собственно, Интернет для многих стали не менее важным аспектом повседневности, чем телевизор или телефон, а порой они и полностью вытесняют своих «отсталых» братьев.

Итак, что же такое Интернет (Internet)? Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая на сегодняшний день охватывает практически весь мир. Интернет имеет около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира, причем ежемесячно размер сети увеличивается на 7–10 %. Сеть Интернет образует как бы ядро, обеспечивающее связь различных информационных сетей, принадлежащих различным учреждениям во всем мире [16].

Если ранее  Всемирная сеть использовалась исключительно  в качестве среды передачи файлов и сообщений электронной почты, то сегодня с ее помощью решаются более сложные задачи распределенного доступа к Интернет–ресурсам. Интернет, служивший изначально исследовательским и учебным интересам, становится все более популярным в мире обычного общения.

Общение посредством  Интернета особенно важно для  тех людей, чья реальная жизнь  по тем или иным причинам межличностно обеднена. Такие люди используют всемирную  сеть Интернет, как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. К слову сказать, около половины пользователей Интернета выходят на просторы Сети, для того чтобы расширить свой круг общения, так как опосредованная компьютером коммуникация создает иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы. Таким образом, Интернет играет колоссальную роль в организации такого общения [3].

Общение посредством  Интернета, не обязательно может  проходить только в рамках одной страны. Поскольку, Интернет –  это всемирная паутина, следовательно, через нее общаться могут люди из разных стран. Так, например, если человек, родившийся и выросший в Белоруссии, на хорошем уровне владеет английским языком, то ничего не мешает ему иметь переписку не только с людьми, живущими на территории нашей страны и говорящими на русском языке, но и с любым иностранцем, который может находиться в любой англо–говорящей стране. Это дает ему возможность участвовать во всевозможных международных Интернет– форумах и общаться в чатах, обеспечивая себя возможностью исследовать культуру других стран и давать иностранцам представление о своей культуре – культуре Белоруссии.

У сетевой коммуникации имеется масса преимуществ по сравнению с общепринятыми способами  личного общения, и именно они  играют огромную роль в привлечении людей к Интернет– общению.

Таким образом, всемирная сеть Интернет, охватывая почти все цивилизованные уголки нашей планеты, является мощным средством межкультурной коммуникации, которая способствует сближению народов и росту их как национального, так и межнационального самосознания.

 

    1. Психологические особенности общения в сети Интернет

 

Все формы Интернет – общения, в связи с его опосредованностью компьютером, обладают некоторыми особенностями:

1. Анонимность  – несмотря на то, что иногда есть возможность получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию виртуального собеседника, это недостаточно для реального и более – менее адекватного восприятия личности. Кроме того, при виртуальном общении наблюдается скрывание или презентация ложных сведений о себе. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в Сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения – аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации – как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка желаемых качеств в партнере.

3. Добровольность и желательность контактов – пользователь Интернета добровольно завязывает всевозможные контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

4. Затрудненность  эмоционального компонента общения  и, в то же время стойкое  стремление к эмоциональному  наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

5. Стремление  к нетипичному, ненормативному поведению – зачастую пользователи Интернета презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают нереализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии ненормативного поведения.

          6.  Виртуальное общение обладает повышенной, по сравнению с обычными социальными контактами эмоциональной насыщенностью. Очень часто и очень быстро между собеседниками возникают близкие отношения, часто переходящие во взаимную приязнь, дружбу, если собеседники одного пола, а между мужчиной и женщиной они часто приобретают более интимную форму, которая в Интернет именуется "виртуальный роман". Виртуальный роман развивается очень быстро, то, на что в реальности уходят месяцы, в Сети укладывается в дни. Однако и заканчиваются такие романы весьма скоротечно. Без встреч в реальности, виртуальный роман редко продолжается более полугода. Чаще всего виртуальный роман - это состояние крайнего эмоционального возбуждения, граничащего с эйфорией. Спецификой виртуальных романов по сравнению с реальными является и их "всеохватность". Виртуальная влюбленность (дальнейшее развитие этого чувства уже индивидуально) – это чрезвычайно распространенное в Сети "заболевание", нечто вроде "виртуальной кори", которой в легкой или тяжелой форме переболели практически все. Редкий новичок, начавший регулярно общаться в виртуальном социуме, не ловил себя на том, что его интерес к человеку приобретает черты романтической увлеченности [7; 15].

Информация о работе Проявление виртуальной зависимости в юношеском возрасте