Проявление виртуальной зависимости в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить проявления виртуальной зависимости в юношеском возрасте.
Объект исследования: глобальная сеть Интернет, как способ организации межкультурной коммуникации.
Предмет исследования: виртуальное общение в юношеском возрасте.

Содержание

Введение…………………….……………………………………………………………………………3
. Теоретическое рассмотрение проблемы «виртуальной» зависимости в юношеском возрасте………………………………….…………..…………………………………….........................5
Интернет как способ межкультурной коммуникации………………….………………………....5
Психологические особенности общения в сети Интернет………………………………………..6
1.3 Способы общения в интернете. Интернет – этикет..……………………….………......................9
1.4 Последствия виртуального общения. Причины Интернет – зависимости ..……..……………..14
2. Эмпирическое исследование проявления виртуальной зависимости в юношеском возрасте.....20
2.1 Организация исследования…………………………………………………………………………20
2.2 Обработка и анализ результатов…………………………………………………………………...21
Заключение………………………………………….………………………………................................24
Список использованных источников.………………………………………………...………………..25
Приложение 1…………………………………………………………………………………………….26
Приложение 2…………………………………………………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая интернет-зависимость.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Анализ различных  форм общения в Интернете позволяет  сделать вывод о том, что Интернет благодаря его особенностям является удобным средством для изучения психологии опосредованного общения. В качестве таких особенностей различные авторы выделяют анонимность, доступность,  невидимость,  безопасность,  простоту использования компьютерных сетей. Благодаря этому при восприятии человека человеком снимаются многие коммуникативные барьеры, вызванные внешним обликом партнера: его пол, раса, возраст и принадлежность к определенному социальному слою. Это порождает некоторые феномены: во – первых, в Интернет становится возможным конструирование виртуальных личностей и проигрывание невозможного в

реальности  жизненного опыта; во – вторых, формируются элементы специфической «сетевой культуры»; в – третьих, благодаря отличиям реального общения от виртуального возникает угроза Интернет – зависимости [10].

Интернет – аддикцию нередко полагают прямым следствием высокой степени анонимности в ходе работы в Интернете. В наиболее расширительном понимании к проявлениям зависимости от Интернета относят не только зависимость от социальных применений сети, т.е. опосредствованного общения, но и привязанность к азартным играм в Интернете, электронным покупкам и аукционам; пристрастие к сексуальным применениям Интернета.

Интернет – аддикция почти единогласно признается негативным направлением трансформации личности. Едва ли эта односторонняя точка зрения безусловно справедлива: как отмечалось, о психологической зависимости можно в данном случае говорить лишь условно. Более сбалансированная точка зрения представлена в помещенных в данном сборнике статьях А.Е.Войскунского и К.Мюррея.

В монографии К.Сурратт  утверждается, что в большинстве  случаев общение посредством Интернета представляет собой просто – напросто обычное человеческое общение с поддержкой на уровне высоких технологий, и говорить о зависимости от Интернета было бы равнозначно утверждению, что люди зависят от общения между собой, последнее утверждение совершенно справедливо и не может считаться патологией.

Но среди  возможных последствий виртуального общения возможны и позитивные изменения. В литературе описан случай преодоления юношей собственных комплексов после успеха в интерактивной игре, где его назначили командующим виртуальным войском. К позитивным аспектам личностного развития при общении посредством Интернета могут быть отнесены перспективы преодоления коммуникативного дефицита и расширения круга общения, повышения информированности в обсуждаемых вопросах, защищенности от наиболее грубых

манипулятивных действий, своего рода сгущения и компактности коммуникативного хронотопа (т.е. единства пространства/времени) при общении в реальном времени, обмена ситуативными эмоциональными состояниями и настроениями (Арестова и др.).

Бабаева Ю.Д., Войскунский  А.Е., Смыслова О.В. в работе «Интернет: воздействие на личность» отмечают наличие положительного влияния игр MUD (Multi-User Dimension/Dungeon - Многопользовательское измерение/подземелье).  Так во время игры в MUD также появляется возможность личностного варьирования и переноса личностных свойств. В результате  исследования выяснилось, что опытные игроки отличаются от неопытных более дифференцированными представлениями о себе, а локус их субъективного контроля сдвинут в

интернальную  область: это означает, в частности, что они готовы нести ответственность за предпринимаемые действия. Одна из функций компьютерных игр состоит в том, что они выступают в роли психокоррекционных методик, в качестве своеобразного психологического тренинга или возможности эмоциональной разрядки.

Вопросы, затрагиваемые  исследователями проблемы «виртуальной» зависимости, требуют проведения дальнейших исследований и выявления закономерностей опосредованного  общения  и  влияния  такого взаимодействия на внутренний мир личности [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ «ВИРТУАЛЬНОЙ»  ЗАВИСИМОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

2.1 Организация  исследования

 

Нами было проведено  эмпирическое исследование по изучению проявления «виртуальной» зависимости в юношеском возрасте.

Объектом исследования являлась глобальная сеть Интернет, как способ организации межкультурной коммуникации.

Предметом исследования - виртуальное общение в юношеском возрасте.

Целью нашего исследования являлось изучение проявления виртуальной зависимости в юношеском возрасте.

Задачами исследования являлось:

1) проведение теоретического анализа психолого–педагогической и медицинской литературы;

2) подбор методик и проведение эмпирическое исследование виртуального общения в юношеском возрасте;

3) обработка полученных данных, формулировка выводов.

Метод: экспериментально-психологический.

Для реализации задач исследования нами были выбраны:

1) тест Интернет – зависимости С.А. Кулакова. Тест состоит из 20 вопросов. В качестве ответа на вопрос предлагается оценочная шкала от 1 до 5 баллов:

- если состояния, указанные в вопросе встречаются очень редко, поставьте 1 балл;

- если встречаются  иногда – 2 балла;

- если бывают  часто – 3 балла;

- если они  бывают очень часто – 5 баллов;

- если почти постоянно или всегда – 5 баллов.

2) анкета Интернет – зависимости А.В. Северина, А.В. Юхник, состоящая из 10 вопросов.

Исследование было проведено в рамках юношеского возраста. Выборка составила 30 испытуемых.

Испытуемым  предлагалось ответить на вопросы анкеты и теста интернет - зависимости, который сопровождался следующей инструкцией: «Предлагаем ответить на следующие вопросы. Ваши ответы не будут расцениваться как хорошие или плохие, поэтому просим проявить откровенность. Ответы даются по 5- бальной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 - всегда».

Проставленные тестируемыми баллы суммируются. При сумме баллов 50-79 стоит учитывать серьезное влияние сети на жизнь испытуемых. Если сумма баллов 80 и выше – испытуемым необходима помощь психолога.

 

2.2 Обработка и анализ результатов

В ходе проведенного исследования были получены следующие данные. Наглядно представим их в виде диаграммы 1.

Диаграмма 1. Проявление «виртуальной» зависимости в юношеском возрасте.

 

 

 

Полученные  данные по проведению анкеты интернет – зависимости:

Вопрос 1. Виртуальное  общение – это … 

… неживое общение (8)

… общение на расстоянии (9)

… общение при  помощи технических средств (6)

… возможность  новых знакомств (3)

… средство избавления от скуки (1)

… общение в  «виртуальном мире» (3)

Вопрос 2. Есть ли у Вас своя страничка в социальных сетях?

1) имеется (27)

2) не имеется  (3)

Вопрос 3. Сколько  времени Вы уделяете виртуальному общению  в день?

1) менее 1 часа (12)

2) от 2 – до 4 часов день (12)

3) 5 и более  часов в день (6)

Вопрос 4. Позитивная сторона виртуального общения состоит  в …

… возможности общаться на расстоянии (13)

… возможности  новых знакомств (9)

… получении  новой информации (3)

… отсутствии конфликтных  ситуаций (2)

… заполнении свободного времени (1)

… отсутствие позитивной стороны (2)

Вопрос 5. Негативная сторона виртуального общения состоит в …

… потере большого количества времени (10)

… привязанности, затягивании (10)

… потере навыков простого общения (4)

… отсутствии движения, активности (2)

… невозможности  видеть собеседника (4)

Вопрос 6. Как  долго Вы могли бы обойтись без  виртуального общения?

1) смогли бы отказаться совсем (10)

1) максимум 1 день (4)

2) максимум 1 неделю (5)

3) более 1 месяца (8)

4) не смогли  бы обойтись (3)

Вопрос 7. Считаете ли Вы важным общение посредствам интернета? Оцените в % (от 0 до 100%).

1) от 0 до 10% (4)

2) от 20 до 30% (10)

3) от 40 до 60% (15)

4) от 70 до 90% (1)

Вопрос 8. Если бы у Вас был выбор какому общению  отдали бы предпочтение?

1) виртуальному (2)

2) непосредственному  (28)

Вопрос 9. Посоветовали бы Вы своим знакомым, друзьям и т.д. создавать страничку в социальных сетях? Почему?

1) нет 

а) трата времени (5)

2) да

а) возможность  новых знакомств (12)

б) удобно общаться (11)

в) возможность развлечься (2)

Вопрос 10. Удалось ли Вам достичь намеченных целей при помощи виртуального общения? (Приведите примеры).

1) нет (16)

2) да

а) расширился круг знакомых (6)

б) получила много  полезной информации (6)

б) встретила любимого человека (2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По итогам проведенных исследований можно сделать следующие выводы. Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая на сегодняшний день охватывает практически весь мир. Общение посредством Интернета особенно важно для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным причинам межличностно обеднена. Такие люди используют сеть Интернет, как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. Общение посредством Интернета, не обязательно может проходить только в рамках одной страны. Поскольку, Интернет – это всемирная паутина, следовательно, общаться могут люди разных стран. Всемирная сеть Интернет, охватывая почти все цивилизованные уголки нашей планеты, является мощным средством межкультурной коммуникации, которая способствует сближению народов и росту их как национального, так и межнационального самосознания.

            В настоящее время существует очень много способов общения в Интернете, основными из которых являются электронная почта, форумы, разнообразные конференции, чаты, сетевые игры и многое другое. Но существует и ряд характерных особенностей коммуникации при помощи компьютерных сетей. Во-первых, возможность одновременного общения большого числа людей, находящихся в разных частях света, и, следовательно, живущих в разных культурах; во-вторых, невозможность использования большей части невербальных средств коммуникации и самопрезентации; в-третьих, обеднение эмоционального компонента общения; и, в-четвертых, анонимность и снижение психологического риска в процессе общения.

Указанные характеристики приводят к выработке своеобразного  Интернет-этикета, который содержит в себе негласные правила общения, так называемые заповеди, при соблюдении которых от виртуального общения  можно получать и удовольствие, и пользу. Безусловно, положительной тенденцией развития Интернет – общения является возможность доступа с мобильных телефонов и терминалов.

Дописать  решены ли задачи исследования, гипотеза подтверд или нет, подтвердить цифрой…

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

           

1  Бабаева, Ю. Д. Психологические последствия информатизации / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психологический журнал. 1998, – 100 с.

2 Белинская, Е. П. Современные исследования виртуальной коммуникации : проблемы, гипотезы, результаты / Е. П. Белинская, А. Жичкина. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 165 с.

            3  Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. – М., 1983. – 379 с.

4  Горявский, Ю. Назад в будущее / Ю. Горявский // Мир Internet. №10. – М., 2001. – 35 с.

5  Жичкина, А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете / А. Жичкина.  – М., 2004. – 117 с.

6  Зараковский, Г. М. Информационно-психологическая безопасность / Г. М. Зараковский, Г. Л. Смолян и др. М., 1997. – 219 с.

7  Искусство общения в Интернет, или сказкотерапия в действии // Мир ПК. – 2003. – 215 с.

8  Крол, Э. Всё об Internet : Руководство и каталог / Э. Крол  – Киев : BHV, 2002. – 156 с.

9  Мэтт, Гофф. Сетевой ликбез / Грофф Мэтт // Спецвыпуск Хакера. – 2001. – №7.

10  Образование. Коммуникация. Ценности. (Проблемы, дискуссии, перспективы). По материалам круглого стола «Коммуникативные практики в образовании» / Под ред. Дудника С. И. – СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2004. – 465 с.

11  Петрова, Н.П. Компьютерное образование: неблагоприятный прогноз? / Н. П. Петрова // HardnSoft. – 2006. – N7.

12  Петров, К. Мобильная революция / К. Петров // Мир Internet. – 2001. – №5. – 79 с.

13  Симонович, С.В. Вы купили компьютер: Полное руководство для начинающих в вопросах и ответах / С. В. Симонович, Г. А. Евсеев, В. И. Мураховский.  – М. : АСТ-ПРЕСС; Инфорком-Пресс, 2006. – 544 с.

14  Тихомиров, О.К. Психология компьютеризации / О. К. Тихомиров. – Киев : Знание, 1988. – 369 с.

15  Форман, П. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях / П. Форман, П. Вильсон // Психологический журнал. – 1996. – №2. – 119 с.

16  Anthes, C. H. Интернет: история будущего / С. Н. Anthes // ComputerWorld. – 1999. –

 № 45.

Информация о работе Проявление виртуальной зависимости в юношеском возрасте