Проявление гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: особенности проявления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:
1. Изучить понятие гиперактивность , его причины и симптомы проявления.
2. Рассмотреть характеристики проявления гиперактивности.
3. Разработать методические рекомендации по преодалению синдрома гиперактивности.
4. Провести эмпирическое исследование гиперактивности у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………….
Глава 1.Теоретическое изучение проблемы гиперактивности в психолого – педагогической литературе …………………………………….
1.1Гиперактивность его понятие в разной психолого- педагогической литературе………………………………………………………...
1.2 Особенности проявления гиперактивности……………….
1.3 Профилактика по преодолению гиперактивности…………
Выводы по 1 главе………………………………………………..
Глава 2. Эмпирическое исследование проявления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста………………………………….
2.1 Цели, задачи и методы исследования…………………………
2.2 экспериментальное психолого- педагогическое исследование проявления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста……..
2.3. Методические рекомендации ………………………………...
Выводы по 2 главе………………………………………………….
Заключение………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

иследовательская по тополевской.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Задачи  исследования:

  1. Выявить уровень СДВ с гиперактивностью.
  2. Провести  различные исследования для выявления гиперактивности у детей.
  3. Разработать методические рекомендации.

Методы  исследования.

Выявления уровня гиперактивности у детей с  помощью наблюдения «портрет гиперактивного ребенка». В качестве наблюдаемого был Семен Г.в возрасте 6  лет. Содержание и результаты наблюдения представлены  в параграфе 2.2

Так же нами было проведено анкетирование  среди  родителей «критерии выявления гиперактивности». Результаты отображены в параграфе 2.2

Содержание  анкеты представлено в приложении  1.

В своем исследовании мы использовали опросник среди воспитателей для выявления гиперактивности.

Содержание  и результаты представлены в параграфе 2.2

Для полноты  исследования мы использовали теппинг-тест «Исследование силы нервной системы»результаты представлены в параграфе 2.2

Содержание  теппинг – теста представлено в приложении 1.

 

2.2 экспериментальное психолого – педагогическое исследование  проявления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста

Метод наблюдения – описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях [].

Пронаблюдав в  течении 4 дней за Семеном Г , мы смогли составить портрет гиперактивного ребенка.

Портрет гиперактивного ребенка.

  • Ребёнок, которому трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Он очень подвижен, вспыльчив, раздражителен .
  • Часто задевает и роняет различные предметы, толкает сверстников, создавая конфликтные ситуации.
  • Часто обижается, но о своих обидах быстро забывает.

Известный американский психолог В. Оклендер: "Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуктюж, роняет ит ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов" [].

Так же для сбора  достоверной информации мы использовали метод опроса среди воспитателей группы, которую посещает Семен Г [].

Опросник – метод сбора информации, материал который представляет вопросы, на которые опрашиваемый должен ответить, или же утверждения, с коими он должен согласиться или не согласиться [].

Опросник  для воспитателей детского сада

Инструкция: отметьте, пожалуйста, те пункты, которые характеризуют поведение воспитанника:

  • наблюдаются беспокойные движения в стопах;
  • не умеет сидеть спокойно на месте, когда это требуется;

легко отвлекается  на посторонние стимулы;

  • не терпелив, не умеет дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и др.);
  • не умеет сосредоточиться: на вопросы отвечает часто не задумываясь, не выслушав их до конца;
  • испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий;
  • с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;
  • часто переходит от одного незавершенного действия к другому;
  • не умеет играть тихо, спокойно;
  • болтлив;
  • мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей);
  • нередко складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь;
  • часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (игрушки, карандаши, книги, одежда и др.);
  • способен совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, на дорогу не оглядываясь по сторонам или др.).

Оценка  результата: основанием для диагноза синдрома дефицита внимания является наличие у ребенка 8 из 14 симптомов.  На основе данного опросника можно сделать вывод о том, что признаки гиперактивности у ребенка явно проявляются, так как у Семена Г 9 из 14 симптомов выявлены.

Для того что  бы сделать комплексное исследование, так же мы провели анкету среди  родителей.

Анкета – составляемый исследователями, аналитиками опросный лист со списком вопросов, ответы на которые позволяют провести экономическое, социологическое обследование, изучить общественное мнение;

Бланк ответов

1 блок анкеты

2 блок анкеты

3 блок анкеты

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

1

5

1

3

3

1

2

 

2

5

4

2

3

 

4

7

5

7

4

 

6

 

6

8

   

8

     

По данным анкетам  хорошо прослеживаются признаки гиперактивности, так как положительных ответов 13, что дает нам сделать вывод  о гиперактивности  ребенка.

2.3. Методические рекомендации

Рекомендации  воспитателям по работе с гиперактивными детьми

Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед  глазами. На занятиях его лучше сажать перед собой.

Говорите сдержанно, спокойно, мягко, медленно.

Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя»

Не давайте  многословных инструкций, после 10-ти слов ребенок вас просто не услышит.

Давайте ребенку  только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог  его завершить.

Если даете  ребенку какое-то новое задание, то хорошо бы показать, как его выполнять, или подкрепить рассказ рисунком.

Направляйте энергию  ребенка в полезное русло (вымыть доску, полить цветы). На занятиях давайте  поручения раздать что-нибудь, в  свободной деятельности мотивируйте  его на спокойные действия.

Давать задания  в соответствии с возможностями ребенка.

Предоставить  ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения.

Большие задания  разбивать на последовательные части. контролируя каждое.

Использовать  на занятиях элементы игры и соревнования.

В совместной  деятельности учите ребенка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения.

Создавайте  ситуации успеха, в которых ребенок  смог бы проявить свои сильные стороны.

В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

Поощряйте ребенка  за все виды деятельности, требующие  концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).

Избегать завышенных или заниженных требований.

Игнорировать  негативные поступки и поощрять позитивные.

Не запрещать  действие ребенка в категоричной форме.

Помнить, что  с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

Автоматически, одними и теми же словами повторять  многократно свою просьбу (нейтральным  тоном).

Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка).

Задать неожиданный  вопрос.

При всем неуемном внимании к гиперактивному ребенку внешне относитесь к нему так же, как и к остальным детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. 
         В последние годы достигнуты большие успехи в изучении  синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей возраста. Проблему гиперактивности широко рассматривали отечественные и зарубежные ученые, такие как Н.Н. Заваденко, Л.С. Чутко, Г.Б. Монина, Б.Л. Бейкер, В. Окленд, Дж. Твайман и другие. Но в современной детской практической психологии и педагогике, существующие методы работы с гиперактивным поведением детей дошкольного возраста имеют недостаточно комплексный характер []. 

Термин «гиперактивность»  используется для количественной и  качественной характеристики особенностей двигательного поведения или  подвижности, неспецифического симптома при различных медицинских и  поведенческих расстройствах и  часто встречаемого синдрома детской психопатологии. Мальчики заболевают намного чаще девочек, что подтвердили и данные настоящего исследования – все выявленные школьники с гиперактивностью были мальчики [].  
         В настоящее время разработаны стандартизированные диагностические критерии синдрома гиперактивности, который часто тесно связан с дефицитом активного внимания, высокой двигательной активностью и импульсивностью поведения. Формирование концепции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью имело тесную связь с развитием представлений о минимальных мозговых дисфункциях у детей [].

Поскольку у  многих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью наблюдаются  трудности в формировании навыков  письма, чтения, счета, этот синдром  необходимо отличать от специфических  форм трудностей обучения [].

Оказание помощи детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе  работу с родителями и со школьными  педагогами ребенка, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозного лечения, которое должен назначать лечащий врач ребенка [].

В ходе экспериментального исследования было выявлено следующее: по всем результатам исследования  у испытуемого явно выражены признаки гиперактивности.                                                                                                                    Работа по нормализации гиперактивного поведения дошкольника должна быть направлена на решение следующих задач:

  • развитие активного целенаправленного внимания ребенка; 
  • помощь ребенку в контролировании своего поведения и эмоций;
  • защита ребенка от утомления, поскольку оно ведет к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
  • соблюдение ребенком определенных правил и норм поведения и т.д. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Большой психологический словарь. Под ред. Б.Мещерякова, В.Зинченко. – М.: «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2003. – 672с.
  2. Борба М. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 320с.
  3. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. –СПб.: Медицина, 1997. – 248с.
  4. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001. – 224с.

Змановская  Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288с.

Романов А.А. Диагностика  нарушений поведения и эмоциональных  расстройств у детей дошкольного  и младшего школьного возраста (альбом диагностических методик). – М.: «Принт», 2000. – 30с.

Информация о работе Проявление гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста