Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:35, курсовая работа
Важной чертой психологического взгляда на проблему личности, в отличие от трактовки личности в других дисциплинах, является постулат о динамическом характере личности. Хотя в каждый момент времени мы имеем дело с некоторой устойчивой системой, которую можно назвать личностью, более уместно говорить о личности как о процессе, а не о результате. Д.А.Леонтьев дает такую формулировку: «Личность – это форма существования человека».
Я понимаю, что личность в психологии – это совокупность психических процессов: регулятивных, таких как мотивация, эмоции, воля, внимание и познавательных, таких как ощущение, восприятие, память, мышление, речь, интеллект.
1. Понятие личности в психологии…………………………………………………………
2. Классификация теорий личности
3. Теория личности З. Фрейда
4. Периодизация развития личности в теории З. Фрейда
5. Дополнения к теории З. Фрейда других представителей психоанализа
6. Поспорим с Фрейдом!
7. Значение теории З. Фрейда
8. Теория З. Фрейда и некоторые религиозные концепции
Литература
Факультет коррекционной
педагогики и специальной психологии
Направление специальное (дефектологическое)
образование
Профиль специальная дошкольная
педагогика и психология или (логопедия)
ПСИХОАНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ
Контрольная работа
Выполнила: студентка 1 курса
Научный руководитель:
профессор
__
Москва, 2013 г.
План
1. Понятие
личности в психологии………………………
2. Классификация теорий личности
3. Теория личности З. Фрейда
4. Периодизация развития личности в теории З. Фрейда
5. Дополнения к теории З. Фрейда других представителей психоанализа
6. Поспорим с Фрейдом!
7. Значение теории З. Фрейда
8. Теория
З. Фрейда и некоторые
Литература
1. Понятие личности в психологии
На сегодняшний день не существует единого общепринятого определения личности. Выдающийся исследователь проблем теории личности Генри Оллпорт выделил различные аспекты рассмотрения личности: теологический, философский, юридический, социологический, поведенческий и собственно психологический.
Важной чертой психологического взгляда на проблему личности, в отличие от трактовки личности в других дисциплинах, является постулат о динамическом характере личности. Хотя в каждый момент времени мы имеем дело с некоторой устойчивой системой, которую можно назвать личностью, более уместно говорить о личности как о процессе, а не о результате. Д.А.Леонтьев дает такую формулировку: «Личность – это форма существования человека».
Я понимаю, что личность в психологии – это совокупность психических процессов: регулятивных, таких как мотивация, эмоции, воля, внимание и познавательных, таких как ощущение, восприятие, память, мышление, речь, интеллект.
2. Классификация теорий личности
В современной психологии насчитываются десятки теорий личности. Как правило, конкретные теории основываются не только/не всегда на эмпирическом знании, но с необходимостью включают в себя аксиоматическое допущение о том, что есть человек. Эти допущения едва ли могут быть строго доказаны (часто они заимствованы из различных направлений философии), и только взятые в совокупности они способны объяснить(и лишь изредка предсказать) внутренний мир и поступки конкретного человека. При этом одна и та же личность в одной ситуации, или на одном из жизненных этапов может быть успешно проинтерпретирована исходя из образа человека нуждающегося, созданного психоанализом, в другой ситуации более адекватным будет привлечение образа человека самореализующегося и положений гуманистической психологии, в третьей окажется необходимым использовать представления о человеке активном (деятельный подход).
Одним из возможных критериев классификации теорий является следующая альтернатива: представляется ли человек системой, стремящейся к гомеостазу(равновесию), или системой, стремящейся к гетеростазу (нарушению равновесия, нарастанию неопределенности).
Другим критерием являются допущения авторов о природе человека. По этому критерию можно указать следующие позиции ученых:
Человек от природы плох и одержим примитивными импульсами. Конфликт между ним и обществом неизбежен. В интересах всех, чтобы общество победило эгоистическое начало в человеке.
Человек от природы хорош, а общество искажает его позитивную, естественную сущность. Неизбежен конфликт между хорошим человеком и плохим обществом.
Человек по природе неоднозначен. Социальная среда может только способствовать развитию хорошего и подавлению плохого в человеке, и наоборот. Конфликт человека и общества не является неизбежным и не носит тотального характера.
Человек по природе нейтрален. Социум формирует его по своим законам и подобию. Конфликт отсутствует.
Т.о. теории личности можно разделить на 4 основных типа:
1. Гомеостатические с ориентацией на конфликт
2. Гомеостатические с ориентацией на согласие.
3. Гетеростатические с ориентацией на конфликт.
4. Гетеростатические с ориентацией на согласие.
Гомеостатические теории с ориентацией на конфликт предполагают, что наличие конфликта является бременем человека, который безуспешно пытается разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в безмятежное состояние равновесия.
Примером такой трактовки является теория З.Фрейда. Конфликт здесь неизбежен не только в связи с природной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики в развитии личности.
3. Теория личности З. Фрейда
Конфликт, лежащий в основе функционирования личности, может быть психосоциальным (когда мотивационное ядро личности противостоит требованиям общества) или интрапсихическим (когда мотивы-антагонисты ведут борьбу внутри мотивационного ядра). В теории Фрейда присутствуют оба типа конфликта.
Для Фрейда основной мотивационной доминантой жизни является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание(внешнее и внутреннее) за это удовлетворение. Фрейд считает, что существует единый перечень врожденных влечений (trieb), которые являются общими для всех людей и не поддаются изменению. Влечения вынуждают действовать в направлении определенных объектов и не могут корректироваться сознательными размышлениями и решениями. Все влечения состоят из следующих элементов:
Источник – определенная часть тела, где возникает напряжение.
Цель – действия, которые приводят к ослаблению напряжения.
Стимул – количество энергии, вызывающее реализацию влечения.
Объект – предмет, с помощью которого напряжение переходит в разрядку. Объект может быть основным или парциальным, частичным.
Фрейд постулировал в качестве базовых следующие виды влечения:
1.Влечения
жизни, биологические
2.Сексуальные
влечения, которые тоже биологически
обусловлены, но не связаны
напрямую с выживанием
3.Влечение
к смерти. Цель этого влечения
– достижение окончательной
Со временем сексуальные влечения, либидо, Фрейд объединяет в один блок с влечениями жизни (Lieben – жить) и рассматривает их интрапсихический конфликт с деструктивными влечениями. В норме жизнеутверждающие влечения оказываются сильнее деструктивных. С возрастом или при неблагоприятных ситуациях развития влечение к смерти может возобладать и найти свое выражение в различных паталогиях личности: фобии, неврозы, агрессия, садизм, мазохизм, фашизм, суицид.
Вместилищем влечений является «Оно» - ядерная и онтогенетически наиболее ранняя структура личности. Младенец, личность которого сводится к «Оно», эгоистичен и враждебен всему, что может ограничить его влечения. «Оно» существует согласно принципу удовольствия и не принимает в расчет интересы других людей. Однако ребенок не может самостоятельно реализовать свои влечения, он нуждается в помощи взрослых, поэтому вынужден приспосабливаться к своему социальному окружению.
По мере вступления в социальные отношения развиваются и дифференцируются следующие структуры личности: «Я» и «Сверх-Я».
Функция ядерной структуры личности «Я» заключается в том, чтобы обеспечить человеку возможность удовлетворения своих влечений в социальном мире. Становление «Я» связано с разграничением сознательных и бессознательных психических процессов. «Я» - это разум и здравый смысл, тогда как «Оно» - необузданные страсти. «Я» функционирует по принципу реальности, т.е. старается примирить необузданность влечений с реальными условиями и , главное, с социальными ограничениями их удовлетворения.
Таким образом, развитие личности предполагает возникновение новой структуры, получившей название «Сверх-Я». Эта структура является вместилищем социальных правил и норм (Фрейд часто говорит о табу и запретах). Согласно психоаналитической концепции, человек по природе эгоистичен, а общество должно сдерживать людей, обеспечивая каждому примерно равные условия для удовлетворения влечений. Родители – первые люди, которые начинают наказывать ребенка за неприемлемые в данном обществе проявления влечений. Т.к. родители сильнее ребенка, а общество сильнее человека, «Я» вынуждено подчиниться социальным требованиям, т.к. это единственный способ сохранить себя.
Фрейд описал три функции «Сверх-Я»: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В теории Фрейда совесть представляет собой память о прошлых наказаниях, так что совершая асоциальный поступок, человек испытывает чувство вины, даже если объективно его никто не осуждает. Существование личности – это постоянное возникновение интрапсихических конфликтов и попытки их разрешения, в основном иллюзорного, с помощью защитных механизмов. «Сверх-Я» воплощает психосоциальный конфликт.
Фрейд уделял большое внимание теме сексуальности. Это связано с тем, что, по его мнению, сексуальное влечение сталкивается с наибольшим противостоянием общества и поэтому становится источником максимально значимых конфликтов.
Итак, основная функция «Я» заключается в попытках примирить влечения «Оно» и требования «Сверх-Я» для обеспечения адаптации субъекта к внешнему миру. Однако «Я» обладает еще одной важной функцией, реализующей механизм, при помощи которого слишком строгое «Сверх-Я» может быть обмануто, а удовлетворение достигнуто без переживания чувства вины. Этот механизм называется психологической защитой и облегчает существование личности, т.к. временно ослабляет интенсивность конфликта. Психологическая защита позволяет осознавать только часть влечения, или вовсе не перестать его осознавать и найти для влечения такой парциальный объект, который является социально приемлемым.
В концепции Фрейда проявление действия психологической защиты не редкость. Более того, все поведение носит защитный характер. Другое дело, что существуют защитные механизмы, которые до неузнаваемости искажают реальность влечения и механизмы, которые делают это в меньшей степени. Эффективность функционирования личности зависит от того, насколько механизмы психологической защиты справляются со своей задачей оградить «Я» от конфликтных содержаний и какими способами это достигается.
Из теории Фрейда следует, что все поведение носит защитный характер, и личность не осознает своих истинных влечений, чувств и целей. Она постоянно находится в заблуждении относительно своей сущности и причин поведения. Из этой теории на вопрос о свободе личности, возможности ее самодетерминации следует однозначно отрицательный ответ.
4. Периодизация личностного развития в теории З. Фрейда
Влечения, составляющие мотивационное ядро личности в концепции Фрейда, являются, безусловно, врожденными, однако на протяжении жизни меняются их объекты и способы удовлетворения. В основу периодизации личностного развития Фрейд кладет изменение способа удовлетворения сексуального влечения. Каждая стадия развития личности характеризуется своим типом конфликта между присущей этому возрасту формой сексуального влечения и запретами общества. Соответственно сути конфликта вырабатывается определенная стратегия психологической защиты. Нормальный путь становления личности – пройти через все стадии психосексуального развития и достичь зрелости. Если по каким то причинам человеку не удается преодолеть ту или иную стадию развития, происходит фиксация, т.е. задержка развития. Фиксация развивается по двум противоположным причинам: или из-за неудовлетворительного разрешения конфликта, или в связи с тем, что пребывание на той или иной стадии оказывается слишком приятным. Может случиться так, что взрослый человек, задержавшийся на одной из детских стадий развития, демонстрирует инфантильный способ жизни и психологической защиты.
Оральная фаза развития начинается с момента рождения и продолжается в течение первого года жизни. Удовольствие, которое испытывает ребенок, связано с полостью рта. Складывается первый конфликт с социумом: ребенок хочет сосать грудь, когда у него появляется биологическая потребность, а мать устанавливает режим, удобный ей. На оральной стадии формируются психологические защиты по типу отрицания, проекции и интроекции. Под отрицанием понимается отказ признать события, которые вызывают дискомфорт. Этот тип защиты отрицает и саму логику, так что наблюдателю кажется абсурдной. Проекция заключается в том, что человек приписывает другому лицу или предмету качества и намерения, которые в реальности переживает сам. Например, беспричинно утверждая: «Вы меня ненавидите!», человек на самом деле проецирует на партнера свои истинные табуируемые чувства, т.е. по существу он говорит: «Я ненавижу вас!» Наконец, интроекция – это психологическое слияние с другим человеком (включение его в свое Я) с целью избежать исходящей от него угрозы. На этом типе защиты основан Стокгольмский синдром.
Фиксация на оральной стадии развития приводит к преобладанию описанных механизмов защиты во взрослом возрасте, а также к закреплению орального способа получения удовольствия. Например, такие люди склонны к курению, болтливости, причмокиванию губами и т.д.
Анальная фаза развития продолжается на втором и третьем году жизни. По мнению Фрейда, главное удовольствие в этом возрасте связано с опорожнением кишечника. Суть конфликта состоит в том, что родители стараются приучить ребенка к туалету. В зависимости от того, насколько жестко ведут себя родители, развиваются те или иные черты личности. Если родители потакают ему, не требуют самоконтроля, то вырастает человек, характеризующийся щедростью, уступчивостью, нечистоплотностью, склонностью к нарушениям дисциплины, рассеянностью. И наоборот, излишнее давление на ребенка приводит к формированию «анального характера», доминирующими чертами которого выступают скупость, упрямство, аккуратность, пунктуальность и педантичность.
Защитными механизмами, развивающимися на этой стадии и сохраняющимися при фиксации на ней, являются рационализация, изоляция и реактивное образование. При рационализации человек, не осознавая истинную причину своих действий, заменяет ее на другую, достаточно логичную и нетравмирующую. Например, лиса говорит: «Зелен виноград». Изоляция предполагает разделение ситуации на травмирующую и нейтральную составляющие. Травмирующая часть становится мишенью защиты и подавляется, вычеркивается из сознания, в дальнейшем существуя в бессознательном, а в сознании присутствует только нейтральная часть. При действии этого типа защиты наблюдатель видит, что явно травмирующая ситуация описывается человеком безо всяких эмоций, как будто она происходит с кем то другим. Реактивное образование подразумевает замену неприемлемого для «Сверх-Я» чувства или поведения на прямо противоположное. Так родитель, бессознательно испытывающий ненависть к своему ребенку, будет проявлять подчеркнутый интерес к его делам и всячески демонстрировать силу своей любви. При этом именно навязчивость подобной опеки и заботы служит симптомом проявления вытесненной агрессии.