Психодиагностика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:26, практическая работа

Краткое описание

Двухфакторная теория интеллекта — теория интеллекта, созданная Чарльзом Спирменом, основным характерным признаком которой является представление о том, что на всякую интеллектуальную деятельность влияют два фактора: общий («G») и специфический («S»).
Создатель теории: Чарльз Спирмен — английский статистик и психолог, специалист в области экспериментальной психологии, методов оценки и измерения, теории, истории и философии психологии, психологии личности и социальной психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология практическая работа.docx

— 72.89 Кб (Скачать файл)

Следующий этап развития психологического тестирования характеризуется изменением формы проведения тестового испытания. Все тесты, созданные в первом десятилетии XX в., были индивидуальными  и позволяли вести опыт только с одним испытуемым. Использовать их могли лишь специально подготовленные люди, имевшие достаточно высокую  психологическую квалификацию.

Практика требовала диагностировать  большие массы людей с целью  отбора наиболее подготовленных к тому или иному виду деятельности, а  также распределения по разным видам  деятельности людей в соответствии с их индивидуальными особенностями. Так в США в период Первой мировой  войны появилась новая форма  тестовых испытаний – групповое  тестирование.

Необходимость как можно  быстрее отобрать, распределить полуторамиллионную армию рекрутов по различного рода службам, школам и училищам заставила  специально созданный комитет поручить А. С. Отису разработку новых тестов. Так появились две формы армейских тестов – «Альфа» и «Бета». Первая предназначалась для работы с людьми, знающими английский язык, вторая – для неграмотных и иностранцев. После окончания войны эти тесты продолжали широко применять.

Групповые тесты использовались преимущественно в системе образования, в промышленности, в армии.

1920-е гг. характеризовались  настоящим тестовым бумом. Быстрое  и широкое распространение тестологии было обусловлено прежде всего ее направленностью на оперативное решение практических задач.

На протяжении первой половины XX в. специалистами в области психологической  диагностики было создано множество  разнообразных тестов. При этом, разрабатывая методическую сторону  тестов, они доводили ее до совершенства. Все тесты тщательным образом  стандартизировались на больших  выборках; тестологи добивались того, чтобы все они отличались высокой надежностью и хорошей валидностью.

Валидизация выявила ограниченные возможности тестов интеллекта: прогнозировать на их основе успешность выполнения конкретных, достаточно узких видов деятельности часто не удавалось. Требовалась, помимо знания общего уровня интеллекта, дополнительная информация об особенностях психики человека. Так возникло новое направление в тестологии – тестирование специальных способностей, которое вначале призвано было лишь дополнить оценки тестов интеллекта, а впоследствии выделилось в самостоятельную область.

Тесты достижений.

Тесты достижений в отличие  от тестов интеллекта отражают влияние  специальных программ обучения на эффективность  решения тестовых заданий. В Америке  тесты достижений начали использоваться при отборе сотрудников на государственную  службу уже с 1872 г.

Тесты достижений относятся  к наиболее многочисленной группе диагностических  методик. Одним из наиболее известных  и широко применяемых до сих пор  тестов достижений является Стэнфордский тест достижений (SAT)(1923). С его помощью оценивается уровень обученности в разных классах средних учебных заведений. Дальнейшее развитие тестов достижений привело к появлению в середине XX в. критериально-ориентированных тестов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Диагностика профпригодности социального работника

Социальная работа, как  особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления  принципов и норм поведения специалистов.

Социальный работник действует  в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение  может получить оценку с точки  зрения соответствия его моральным  нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и  зле.

Цели. Высшей целью нравственности и деятельности может быть только благо клиента и общества. Цель, которую ставит перед собой социальный работник, в общем виде может быть выражена формулой: «способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».

Мотивация. Действия социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга — человеческого и профессионального, потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентации. Для социального работника в силу его профессиональных обязанностей главным содержанием его профессии и значимым конечным результатом является достижение блага клиента, решение его проблем.

Легитимизация. Под легитимизацией понимается то правовое обоснование, на которое социальный работник или социальная служба официально опирается в основах своей деятельности.

Средства. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства — от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых — «не навреди». Социальный работник должен предвидеть, к каким последствиям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели — использование деструктивных средств приводит к трансформации и самой цели.

Действия. Решение социального работника приступить к действиям должно базироваться на понимании и знании того, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу. Действия должны осуществляться на основе уважения к клиенту и к лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Этика требует, чтобы специалист всегда информировал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых им действий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всех существенных моментах, которые могут повлиять на достижение цели, а также на желание клиента достигнуть данной конкретной цели.

Конечный  результат. Приступая к работе, социальный работник уже на этапе целеполагания представляет, что именно он хочет и может получить по завершении работы. Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от результата планируемого. В любом случае социальный работник должен принять меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора. Он также должен хорошо знать о возможных объективных препятствиях на пути к достижению цели и своевременно, в ходе разработки плана деятельности, предусмотреть варианты действий при их возникновении.

Социальный работник в  своей деятельности так же должен руководствоваться следующими принципами:

    • соблюдение разумных интересов клиента;
    • личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий;
    • уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий;
    • принятие клиента таким, каков он есть;
    • конфиденциальность;
    • доброжелательность;
    • бескорыстие;
    • честность и открытость;
    • полнота информирования клиента.

Беседа в социальной диагностике  — метод получения и корректировки  информации на основе вербальной коммуникации.

Пожалуй, основное требование, которому должен соответствовать социальный работник-диагност, — это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности  в ответах.

Ведение беседы требует определенных знаний и навыков. Причем, имеются  в виду знания не только по обсуждаемой  в ходе беседы проблематике. Ведущему беседы необходимы знания по общей  и социальной психологии, логике, риторике, этике и т.д.

Основные технологические  условия, обеспечивающие успех беседы:

    • умение заинтересовать собеседника предлагаемой темой беседы;
    • создание атмосферы взаимного уважения и доверия;
    • искусное использование методов убеждения и внушения.

Существуют различные  методы социальной диагностики. Если в  своей диагностике социальный работник обращается лишь к проявлениям индивидуально-психологических  особенностей того или иного клиента  и этим ограничивается, то полученный таким способом психологический  «портрет» предстает в определенной степени искаженным, поскольку не учитывает внутреннее состояние  личности, влияние социальной среды. К внутренним факторам диагностики  относят здоровье, индивидуальные особенности, социальные аспекты; к внешним —  диагностику социума, семьи, производственного  коллектива, внешкольных учреждений, средств массовой информации и др.

Социальная диагностика  — это область социальных знаний, связанных с разработкой методологии  и методики для точной оценки свойств, состояний или уровня социального  развития, достигнутого индивидом или  группой. В качестве объекта диагностической  оценки может выступать практически  все — начиная от ощущений отдельного человека, взаимодействия людей, групп  в определенном социуме — до анализа  социальных институтов, влияющих на развитие человека или человечества.

Реалистическая оценка и  диагноз служат основой для принятия решений. Необходимо понимать природу  социальных потребностей клиента, их причины, мотивацию и возможности подопечного. На основе правильно поставленного  диагноза социальный работник выносит  суждение о том, что следует изменить, поддержать или укрепить в отношениях между индивидом, группой и окружающей средой. Необходимо также выяснить причины возникновения ситуации, требующей вмешательства. Социальный работник должен сделать выводы из полученных результатов и соотнести  их с предложениями об оказании возможной  помощи.

Итак, социальная диагностика  — особая, достаточно сложная область  профессиональной деятельности, требующая  специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен владеть профессионал в этой области, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько  сложны, что социальную диагностику  необходимо рассматривать как особую технологию в деятельности социального  работника. Без знания диагностических  технологий профессионализм социального  работника сомнителен, поскольку  несвободен от его субъективности.

 

 

    1. Тест Люшера

Тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием. Тест Люшера характерен тем, что может за короткое время (время проведения - меньше 5 мин) дать глубокую и обширную, причем свободную от сознательного контроля, характеристику его психологического состояния.

Применение теста не ограничивается ни интеллектуальными, ни языковыми, ни возрастными рамками, ни состоянием, в котором находится испытуемый. Тест тонко работает даже с дальтониками и теми, кто, как им кажется, выбирает нарочно не то, что им нравится.

Во всем мире Тест Люшера успешно применяется для:

    • самодиагностики и коррекции своего психологического состояния;
    • анализа семейных конфликтов и причин затрудняющих устройство своей личной жизни;
    • контроля динамики волевой и эмоциональной сферы спортсменов в процессе тренировок и во время соревнований;
    • отбора кандидатов в психотерапевтические группы, для более адекватного подбора психотерапевтических воздействий;

Что значит твой любимый  цвет?

Синий цвет

Темно-синий цвет представляет собой свободный от раздражения  покой. При рассматривании темно-серого цвета наступает вегетативное успокоение. Пульс, кровяное давление, частота дыхания  и сторожевые функции снижаются  и регулируются. Организм настраивается  на щадящий режим и отдых. При  заболеваниях и утомлении возрастает потребность в синем. Повышаются чувствительность и готовность воспринимать болевые ощущения.

Темно-синий цвет – это, как и каждый из четырех основных цветов, цветовое выражение биологической  потребности: физиологически – это  покой, психологически – это удовлетворение. Удовлетворение – это период, когда  наступает мир и удовлетворенность. Тот, кто находится в таком  уравновешенном, гармоничном состоянии, без напряжений, чувствует себя приспособленным, принадлежащим к коллективу и  находящимся в безопасности. Поэтому  синий цвет представляет собой привязанность  ко всему окружающему: единение, тесную связь. Да и в народе говорят: «Синий цвет – это верность». В состоянии  единения ощущает особую чувствительность к различиям. Поэтому синий цвет соответствует всем видам эмоциональности (восприимчивости).

Из основного значения синего цвета можно увидеть под  разными углами зрения бесчисленное количество особых значений и возможностей, из которых лишь некоторые были здесь  упомянуты. Синий цвет, как спокойная (разряженная) эмоциональность является предпосылкой для прочувствования, для эстетического переживания и одухотворенных раздумий.

Информация о работе Психодиагностика