Психодиагностика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:26, практическая работа

Краткое описание

Двухфакторная теория интеллекта — теория интеллекта, созданная Чарльзом Спирменом, основным характерным признаком которой является представление о том, что на всякую интеллектуальную деятельность влияют два фактора: общий («G») и специфический («S»).
Создатель теории: Чарльз Спирмен — английский статистик и психолог, специалист в области экспериментальной психологии, методов оценки и измерения, теории, истории и философии психологии, психологии личности и социальной психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология практическая работа.docx

— 72.89 Кб (Скачать файл)

Фиолетовый  цвет

Фиолетовый цвет – это  смесь красного и синего. Фиолетовый цвет пытается создать единый сплав  из противоположностей, т.е. из красного цвета, как импульсивного покорителя, и синего цвета, как нежной самоотверженности; а поэтому – это выражение  идентификации. Такая идентификация  – это деликатное прочувствование, которое становится единственно возможной эмоцией, так что все, что я думаю и хочу, должно соответствовать действительности. Эта власть называется волшебством, магией, и как раз является значением фиолетового. Тот, кто отдает предпочтение фиолетовому цвету, тот хотел бы магических взаимоотношений. Он желает быть околдованным, но он хотел бы и сам обладать колдовской силой и внушительным шармом, так как в магической идентификации уничтожается противоположность между субъектом и объектом.

Фиолетовый цвет – это  может быть идентификация как  эротическое слияние, или как  интуитивно-чувственное понимание. Но он может означать просто единство как недифференцированность и нерешенность. Так, тестирование 1600 школьников, не достигших периода полового созревания, показало, что 75 % отдали предпочтение фиолетовому цвету. Статистика результатов тестирования 1000 иранцев, негров из Таганьики и Гио, индейцев из центральной Бразилии выявляет заметное предпочтение фиолетовому цвету.

Действие гормонов также, очевидно, ведет к предпочтению фиолетового, как показали исследования, проведенные  среди женщин в период беременности (Эрбле), как показали тесты при функциональных расстройствах щитовидной железы и как показали опыты с выбором цветов у гомосексуалистов.

Если фиолетовый цвет наименее приятен из всех возможных, то желание  чувственного эротического слияния, магии  идентификации со своим партнером  скрывают в тайне, потому что отсутствуют  предпосылки. Отсюда возникает часто  не обнаруживаемая замкнутость и  стремление к созданию как можно  более ясных взаимоотношений, способность  к эмоциональному прочувствованию и потребность в магии очарования переносится на такие объекты, которые требуют эстетический оценки и воплощения, и которые часто становятся профессиональной задачей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ методики «Тип семейного воспитания» и методики Рене Жиля «Межличностные отношения ребёнка» на примере.

Тип семейного воспитания (Эйдемиллер)

В нашей стране накоплен немалый опыт изучения семейных отношений, семейного воспитания и проведения семейной психотерапии у детей и  подростков с нарушениями психологической  адаптации. Сформулированы такие понятия, как "семейная психотерапия" и "диагностика  семейных отношений". Под последней  подразумевается определение типа семейной дезорганизации и негармоничного воспитания, установление причинно-следственной связи между психологическими нарушениями  в семье и аномалиями формирования личности ребенка.

В построении адекватного  семейного диагноза помогают, применяемые  комплексно, клинико-биографический, психологический  методы и метод включенного наблюдения. Клинико-биографический метод, являясь  основным и ведущим, позволяет стереоскопически воспроизвести биографию семьи, выявить психологические взаимоотношения  в настоящий момент путем сопоставления  и сравнения оценок одних и  тех же ситуаций, сделанных разными  членами семьи и психотерапевтом ("семья глазами ребенка", "семья  глазами родителей", "семья  глазами психотерапевта").

Самую ценную информацию о  функционировании семьи предоставляет  метод включенного наблюдения, представляющий собой разновидность естественного  эксперимента в понимании А.Ф. Лазурского. Резервом дальнейшего совершенствования  диагностики семейных отношений  является разработка психологических  методик, предназначенных для анализа  отклонений воспитания и выявления  причин их возникновения. Такие методики дают возможность на основе обобщения  клинического опыта обеспечить более  строгое, объективное и поддающееся  квантификации исследование семьи.

Анализируя процесс воспитания в семье, врач или психолог, должны ответить на три вопроса. Во-первых, как, т.е. какими способами родители воспитывают ребенка (тип воспитания). В случае если этот тип способствует возникновению и развитию патологических изменений личности ребенка, приходится ответить и на второй вопрос: почему родители воспитывают именно таким  образом, т.е. каковы причины, вызывающие данный тип воспитания. Установив  эту причину, необходимо ответить и  на третий вопрос – о месте этой причины в совокупности отношений  в семье. Предлагаемый опросник АСВ  поможет найти ответ на первые два вопроса.

Нарушение процесса воспитания в семье

Рассмотрим особенности  воспитания, учет которых наиболее важен при изучении этиологии  непсихотических патологических нарушений поведения и отклонения личности детей и подростков. Одновременно дадим описание тех шкал опросника АСВ, которые предназначены для диагностики типов негармоничного воспитания.

1. Уровень протекции  в процессе воспитания

Речь идет о том, сколько  сил, внимания, времени уделяют родители при воспитании ребенка. Наблюдаются  два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы.

Гипопротекция (шкала Г-). Ситуация, при которой ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителя, 1.0 него "не доходят руки", родителю не "до него". Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

2. Степень удовлетворения  потребностей ребенка

Речь идет о том, в какой  мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка  как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так  и духовных – прежде всего в  общении с родителями, в их любви  и внимании. Данная черта семейного  воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует  не меру занятости родителей воспитанием  ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Так называемое "спартанское воспитание" является примером высокого уровня протекции, поскольку  родитель много занимается воспитанием, и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка. В степени  удовлетворения потребностей возможны два отклонения:

Потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они "балуют" его. Любое его желание для них – закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией – "слабость ребенка", его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца и т.д. Типичные высказывания приведены в шкале У+. При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее неудовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий.

Игнорирование потребностей ребенка (шкала У–). Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.

3. Количество и  качество требований к ребенку  в семье

Требования к ребенку  – неотъемлемая часть воспитательного  процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, т.е. в  тех заданиях, которые он выполняет  – учеба, уход за собой, участие в  организации быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен делать. Наконец, невыполнение требований ребенком, может повлечь применение санкций со стороны родителей  от мягкого осуждения до суровых  наказаний.

Формы нарушений системы  требований к ребенку различны, поэтому  высказывания родителей, отражающие их, представлены в целом ряде шкал: Т+, Т-; 3+, 3-; С+,С-.

Чрезмерность  требований-обязанностей (шкала Т+). Именно это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания "повышенная моральная ответственность". Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но напротив, представляют риск психотравматизации.

Недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала  Т-). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.

Требования-запреты, т.е. указания на то, что ребенку нельзя делать, определяют прежде всего степень  самостоятельности его, возможность  самому выбирать способ поведения. И  здесь возможны две степени отклонения: чрезмерность и недостаточность  требований-запретов.

Чрезмерность  требований-запретов (шкала З+). Такой подход может лежать в основе типа негармонического воспитания "доминирующая гиперпротекция". В этой ситуации ребенку "все нельзя". Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных детей и подростков такое воспитание форсирует возникновение реакций оппозиции и эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуаций. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка.

Недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала  З–). В этом случае ребенку "все можно". Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности у подростка и, особенно, неустойчивого типа.

Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкалы  С+ и С-).

Чрезмерность  санкций (тип воспитания "жестокое обращение"). Для этих родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости (см. шкалу С+).

Минимальность санкций (шкала С-). Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

4. Неустойчивость  стиля воспитания (шкала Н).

Под таким воспитанием  мы понимаем резкую смену стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и  затем, наоборот, переход от значительного  внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями.

Неустойчивость стиля  воспитания, по мнению К. Леонгарда, содействует формированию таких черт характера как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях детей и подростков с отклонениями характера.

Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в  воспитании ребенка, однако недооценивают  размах и частоту этих колебаний.

Сочетание различных  отклонений в воспитании. Возможно достаточно большое количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонения характера, а также возникновения непсихотических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний имеют следующие устойчивые сочетания (см. таблицу 1).

Устойчивые сочетания  различных черт воспитания представляют собой тип негармоничного воспитания. Классификация типов негармоничного воспитания также дана в таблице 1.

Потворствующая  гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-, 3-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.

Доминирующая  гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±). Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако, в то же время, лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астеническом типах акцентуаций личности доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.

Информация о работе Психодиагностика