Психодиагностика интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 19:51, доклад

Краткое описание

Понятие «интеллект» как объект научного исследования было введено в психологию английским антропологом Ф.Гальтоном в конце XIX в. Если раньше наследственностью объясняли только умственную отсталость, то Ф.Гальтон распространил влияние этого фактора на все уровни развития интеллекта.
Создатели первых тестов интеллекта А.Бине, Дж.М.Кеттелл и Л.Термен полагали, что они измеряют способность, не зависимую от условий развития.
Генерализованное понимание интеллекта как способности требовало ответов на вопросы, касающиеся сущности, природы и внешних проявлений этой характеристики. Эти вопросы интересовали психологов на протяжении всего ХХ в. Однако однозначных ответов на них не получено до сих пор.

Содержание

Основные подходы к пониманию сущности интеллекта
Представления о структуре интеллекта
Проблема диагностики интеллекта
Невербальные тесты интеллекта («Прогрессивные матрицы» Дж.Равена, «Культурно-независимый тест интеллекта» Р.Кеттелла и др.)
Шкалы измерения интеллекта Д.Векслера
Групповые тесты интеллекта («Тест структуры интеллекта» Р.Амтхауэра, групповой тест Дж.Ваны и др.)

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция № 10,11,12 Диагностика интеллекта.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

    Поэтому часть  психологов, отказались от представления  о том, что IQ является показателем интеллекта. По их мнению, интеллект можно оценить на основе длительных наблюдений за поведением человека в разнообразных ситуациях, а также анализируя, каким образом он добивается успеха в разных видах деятельности. Строгих методов его диагностики пока не существует.

    Некоторые психологи  по традиции продолжают называть  интеллектом то, что измеряется  интеллектуальными тестами. Однако  при этом в понятие «интеллект»  они вкладывают иное содержание, понимая его не как способность,  а как характеристику знаний и мыслительных навыков, приобретенных человеком и позволяющих более или менее успешно решать задания интеллектуального теста.

    В настоящее  время интеллектуальные тесты  используют в основном для прогноза школьных достижений и распределения учащихся по разным типам школ.

    Оценка и прогноз школьных достижений на основе интеллектуальных тестов затруднены из-за влияния разнообразных дополнительных факторов, среди которых наиболее очевидно влияние семьи и наиболее важно влияние личности учащегося.

    Влияние окружающей среды  на результаты интеллектуального  тестирования столь велико, что  для более или менее успешного  прогноза с их помощью психологи  пытаются вводить специальные  индексы окружающей среды. 

 

 

4. Невербальные тесты интеллекта («Прогрессивные матрицы» Дж.Равена, «Культурно-независимый тест интеллекта» Р.Кеттелла и др.)

 

    По форме  стимульного материала выделяют вербальные и невербальные тесты интеллекта.

    Вербальные тесты интеллекта состоят из заданий, стимульный материал которых представлен в языковой форме, - это слова, высказывания, тексты. Содержанием работы испытуемых является установление логико-функциональных и ассоциативных связей в стимулах, опосредованных языковой формой.

    Невербальные тесты интеллекта состоят из заданий, в которых стимульный материал представлен либо в наглядной форме (в виде графических изображений, рисунков, чертежей), либо в предметной форме (кубики, части объектов и пр.).

    Таким образом, вербальные тесты интеллекта дают показатели словесного логического мышления, а с помощью невербальных тестов оценивается наглядно-образное и наглядно-действенное логическое мышление.

    В зарубежной психодиагностике применяется другая классификация методик. В ней выделяются тесты действия, неязыковые и невербальные тесты.

    Тесты действия требуют операций с предметами при минимальном использовании карандаша и бумаги или выполнения заданий посредством каких-либо движений на бумаге.

    Неязыковые тесты разрабатываются так, что не требуют использования языка ни от испытуемого, ни от диагноста.

    Невербальные тесты не требуют умений читать и писать.

    Тесты действия, неязыковые и невербальные тесты за рубежом обычно называют тестами для специфических популяций.

    Примером  теста действия является «Тест воспроизведения прежнего порядка на доске», разработанный французским врачом Э.Сегеном в 1866 году.

    Диагностика проводится  индивидуально. Перед ребенком  располагают первую доску с  вставленными в гнезда фигурками  и предлагают внимательно рассмотреть  ее. Через 10 секунд психолог переворачивает доску, а выпавшие из гнезд фигурки перемешивает, после чего просит ребенка воспроизвести прежний порядок. Делаются три пробы, а показателем является самое короткое время, потребовавшееся ребенку для выполнения задания. Процедура повторяется с каждой из четырех досок. Помимо времени выполнения фиксируются ошибки, отдельные попытки и особенности действий ребенка, его высказывания, а также характер использования помощи психолога при безуспешных попытках выполнить задания.

    Методика Э.Сегена, являясь  достаточно простой в использовании,  отличается хорошими дифференцирующими  возможностями и широко применяется  в настоящее время в клинической  психодиагностике.

    К тестам действия относятся лабиринтные тесты, первый из которых был разработан в 1914 году С.Портеусом. Эти тесты состоят из серии изображенных линиями лабиринтов. От испытуемого требуется провести кратчайший путь от входа до выхода из лабиринта, не отрывая карандаша от бумаги. Показателями в этих тестах являются время выполнения и число допущенных ошибок.

    Типичным и широко распространенным невербальным тестом интеллекта являются «Прогрессивные матрицы», разработанные в Великобритании. Авторами первой редакции, появившейся в 1936 году и предназначенной для диагностики детей, были Л.Пенроуз и Дж.Равен. Впоследствии работу с тестовыми заданиями осуществлял Дж.Равен, поэтому рассматриваемую методику иногда называют тестом Равена. Первый вариант для взрослых появился в 1960 году.

    Первая форма теста – Стандартные черно-белые прогрессивные матрицы (SPM) – предназначена для диагностики индивидов в возрасте от 8 до 65 лет. Материал этой формы состоит из 60 матриц, разбитых на пять серий. В первой серии требуется умение дифференцировать компоненты структуры, а в последующих, более трудных, предполагается использование мышления по аналогии, перестановок, умений понимать принципы сложных изменений фигур и других мыслительных действий.

    Другая, более легкая форма теста – Цветовые прогрессивные матрицы (CPM) – используется для диагностики детей в возрасте от 5 до 11 лет, а также для лиц пожилого возраста (от 60 до 89 лет) и умственно отсталых взрослых. Материал этой формы состоит из 36 матриц, разбитых на три серии. В заданиях требуется дополнить недостающую часть изображения, опираясь на точность различения и мышление по аналогии.

    Третья форма – Прогрессивные матрицы повышенной сложности (APM) – была специально разработана для тестирования подростков и взрослых с высоким уровнем интеллектуального развития.

    Проведение теста не ограничено во времени, может быть как индивидуальным, так и групповым.

    Еще один  тест такого типа – «Нарисуй человека», разработанный американским психологом Ф.Гудинаф и описанный в 1926 году, был предназначен для диагностики детей в возрасте от 3 до 13 лет.

    Этот тест  применялся без изменений с  момента создания до 1963 года, когда Д.Харрис пересмотрел его, расширил и опубликовал под названием «Тест рисования» Гудинаф-Харриса.

    К невербальным тестам относится «Интеллектуальный тест, свободный от влияния культуры» разработанный Р.Кеттеллом. Данный тест имеет три варианта. Первый предназначен для детей от 4 до 8 лет и умственно отсталых взрослых. Второй – для детей от 8 до 13 лет и взрослых, не имеющих высшего образования. Третий – для детей от 10 до 16 лет и взрослых с высшим образованием.

     

 

5. Шкалы измерения интеллекта Д.Векслера

 

    Первый широко известный тест интеллекта Д.Векслер опубликовал в 1939 году. Этот тест был стандартизирован на выборке испытуемых в возрасте от 7 до 69 лет.

  Существуют три варианта данного теста – WAIS, WISC и WPPSI.

    В нашей стране адаптированы  первые два варианта, преимущественно используется модификация теста WAIS – шкала интеллекта взрослых, вышедшая в свет в 1955 году. 

   Разработанные американским психодиагностом Д.Векслером Шкалы измерения интеллекта пользуются большой популярностью в силу ряда причин:

  1. они охватывают большой возрастной диапазон (от 3 до 74 лет), что позволяет проследить изменение интеллектуальных характеристик на протяжении почти всей жизни человека;
  2. используются не только для измерения интеллектуального развития индивидов, но и как вспомогательное средство психиатрического диагноза;
  3. наличие как вербальных, так и невербальных субтестов, что позволяет оценивать разные стороны интеллектуального развития – понятийное и наглядное мышление, а также особенности зрительного восприятия, сенсомоторную координацию, внимание, память.

    Шкалы Д.Векслера отличаются от других индивидуальных тестов интеллекта тем, что задания в них не сгруппированы по возрастным уровням, а объединены в субтесты и расположены в порядке возрастающей трудности.

 

 

6. Групповые тесты интеллекта («Тест структуры интеллекта» Р.Амтхауэра, групповой тест Дж.Ваны и др.)

 

     «Тест структуры интеллекта» Р.Амтхауэра – один из самых известных групповых тестов. Создан в 1953 году и предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года.

    При его создании Р.Амтхауэр исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности.

    Интеллект понимался  Р.Амтхауэром как единство некоторых  психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности.

    Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта (вербальной, счетно-математической, пространственной и мнемической).

     «Групповой интеллектуальный тест» Дж.Ваны содержит 7 субтестов, на выполнение каждого из них отводится ограниченное время. Разработан тест так же, как и предыдущий, - в двух формах.

    Применяется, главным образом, в школе.

    Для оценки индивидуальных результатов теста Амтхауэра и ГИТ используется понятие эмпирически выделенной возрастной нормы. Показатели границ нормы для каждого образовательно-возрастного уровня получены на выборках российских школьников. Помимо общего балла по тестам авторы отечественных модификаций ГИТа и теста Амтхауэра предлагают способы оценки гуманитарной и математической направленности учащихся, сформированности отдельных вербально-логических операций, скоростных характеристик умственной работы и некоторые другие линии анализа.

 

 

  

 

 


Информация о работе Психодиагностика интеллекта