Психодиагностика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 05:03, контрольная работа

Краткое описание

Первые психологические измерения проводились совсем не психологами, и делалось это ради решения проблем других наук. Так, например одна важная психологическая проблема возникла из-за расхождения в наблюдениях двух астрономов. В 1795 г. Невил Масклайн, директор Гринвичской лаборатории уволил по причине предполагаемой небрежности своего ассистента Киннбрука, который определял время прохождения звезды чуть ли не на минуту позже него. Масклайн сделал ассистенту замечание и велел быть внимательнее. Однако, несмотря на это, в дальнейшем разница только увеличивалась. Через двадцать лет немецкий астроном Бессель, заинтересовавшийся этим конфликтом, снял с ассистента обвинение в небрежности. Он пришел к выводу, что нет двух астрономов, в наблюдениях которых не было бы непроизвольных различий.

Содержание

1.1. Из истории психологической диагностики
1.1.1. Истоки психодиагностики
1.1.2. Возникновение тестирования
1.1.3. Возникновение группового тестирования
1.1.4. Тесты специальных способностей и достижений
1.1.5. Тесты в психотехнике
1.1.6. Другие виды диагностических методик
1.1.7.Отечественные работы в области психологической диагностики
1.2. Классификация современных методик психодиагностики
1.2.1. Эмпирическая классификация психодиагностических методик
1.2.2. Классификация психодиагностических методик по способу проведения
1.2.3. Классификация психодиагностических методик по типу используемых материалов
1.2.4. Классификация методик по цели диагностики
1.2.5. Классификация методик по степени формализации

FСписок литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 534.76 Кб (Скачать файл)

 Психодиагностика  как наука


Содержание

1.1. Из истории психологической  диагностики

1.1.1. Истоки психодиагностики

1.1.2. Возникновение тестирования

1.1.3. Возникновение группового тестирования

1.1.4. Тесты специальных способностей  и достижений

1.1.5. Тесты в психотехнике

1.1.6. Другие виды диагностических  методик

1.1.7.Отечественные работы в области психологической диагностики

1.2. Классификация современных методик  психодиагностики

1.2.1. Эмпирическая классификация  психодиагностических методик

1.2.2. Классификация психодиагностических  методик по способу проведения

1.2.3. Классификация психодиагностических  методик по типу используемых  материалов

1.2.4. Классификация методик по  цели диагностики

1.2.5. Классификация методик по  степени формализации

 

FСписок литературы

FИнтернет-ресурсы

1.1. Из истории  психологической диагностики

1.1.1. Истоки психодиагностики

Первые психологические измерения  проводились совсем не психологами, и делалось это ради решения проблем  других наук. Так, например одна важная психологическая проблема возникла из-за расхождения в наблюдениях  двух астрономов. В 1795 г. Невил Масклайн, директор Гринвичской лаборатории уволил по причине предполагаемой небрежности своего ассистента Киннбрука, который определял время прохождения звезды чуть ли не на минуту позже него. Масклайн сделал ассистенту замечание и велел быть внимательнее. Однако, несмотря на это, в дальнейшем разница только увеличивалась. Через двадцать лет немецкий астроном Бессель, заинтересовавшийся этим конфликтом, снял с ассистента обвинение в небрежности. Он пришел к выводу, что нет двух астрономов, в наблюдениях которых не было бы непроизвольных различий. Разница в показаниях между отдельными наблюдателями была названа "личным уравнением". Так, практика установила важный психологический феномен – индивидуальные различия во времени реакции. Астрономы изобрели и аппарат, с помощью которого эти различия можно было фиксировать, – хроноскоп Гиппа. Он состоял из двух циферблатов, показывавших тысячные и десятые доли секунды. Его включали вместе с тахистоскопом (рис. 1.1) и двумя ключами. Подавая раздражитель, экспериментатор одновременно включал ток, который приводил в действие стрелки хроноскопа. Испытуемый, восприняв раздражитель, нажимал на ключ и выключал ток; стрелки останавливались, указывая время реакции.

Рис. 1.1 Тахистоскоп

Началом возникновения новой, экспериментальной  психологии условно считается 1870 г., так как именно тогда Вундт  основал в Лейпциге (Германия) первую лабораторию экспериментальной психологии. Вильгельм Вундт (1832–1920), намечая перспективы построения психологии как цельной науки, предусмотрел разработку в ней двух непересекающихся направлений: экспериментальную психологию и "психологию народов". По его теории, естественнонаучные методы успешно можно было применить только к элементарному, низшему уровню психики. Экспериментировать можно не над самой душой, а только над ее внешними проявлениями. Поэтому в его лаборатории, в основном, изучались органы движения и ощущений: периферическое и бинокулярное зрение, зрительная адаптация, контраст, цветоощущение и др. По образцу лаборатории в Лейпциге создаются лаборатории не только в Германии, но и за ее пределами (во Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке).

Экспериментальная психология, продолжая  развиваться, в конце XIX в. подошла вплотную к измерению более сложных психических процессов, таких как речевые ассоциации, память. Английский психолог и естествоиспытатель Френсис Гальтон (1822–1911) в 1879 г. опубликовал результаты своих ассоциативных экспериментов. Составив списки из 75 слов, Гальтон открывал первое в списке слово и включал секундомер. Как только на слово-раздражитель возникала словесная ассоциация, он останавливал секундомер. Так впервые хронометрия была распространена на умственную деятельность. Вундт сразу же использовал эту методику в своей лаборатории, хотя и считал "высшие" функции не подлежащими эксперименту. Вундт упростил структуру опыта, использовав хроноскоп Гиппа. Хроноскоп включался одновременно со словом-раздражителем. Испытуемый должен был в тот момент, когда у него возникает какое-либо ответное слово, возможно быстрее peaгировать, нажав на свой ключ. На циферблате хроноскопа устанавливалось время, которое, как предполагалось, требуется для установления ассоциации между представлениями. Время оказывалось различным, что относилось на счет характера ассоциаций, а не индивидуальных особенностей испытуемых.

Следующий шаг в развитии экспериментальных  методов был сделан Германом ЭббингаузомГерманом Эббингаузом (1850–1909). Изучая законы запоминания и забывания, он, по существу, явился изобретателем первого собственно психологического метода, поскольку всеми предшествующими методами экспериментальную психологию снабдили другие науки, главным образом физиология. Эббингауз и его последователи изучали законы памяти с помощью искусственных сенсомоторных элементов речи – бессмысленных слогов. Поэтому полученные ими результаты не зависели от сознания испытуемого, его интроспекции и, следовательно, с точки зрения Эббингауза, в большей степени удовлетворяли требованию объективности. Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению навыков. В этом же направлении – развития объективных методов изучения психологических феноменов – работали и другие исследователи. Американские психологиБрайян и Хартер занимались изучением законов формирования навыка (приема и посылки телеграмм).

Американский психолог Джеймс Кеттел (1860–1944) исследовал объем внимания и навыки чтения. С помощью тахистоскопа он определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты – формы, буквы, слова и т.д. Объем внимания колебался в пределах пяти объектов. А при экспериментах с чтением букв и слов на вращающемся барабане Кеттел зафиксировал феномен антиципации, «забегания» восприятия вперед. В психологии появились экспериментальные исследования, которыми утверждалась самостоятельность психологических процессов, их несводимость к физиологическим. Причем доказательства добывались объективными методами. По этому поводу Кеттел писал: "Большая часть исследовательской работы, проделанной мной или в моей лаборатории, почти так же независима от интроспекции, как работа в физике или зоологии" (Caltel J. "Меntal Tests end Measurements". N.Y., 1890. P. 538). С внедрением в психологию эксперимента и появлением, благодаря этому, новых критериев научности создаются предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми.

Дифференциальная психология стала еще одним источником психодиагностики. Но дифференциально-психологическое изучение человека не было простым логическим развитием экспериментально-психологического. Оно складывалось под давлением запросов практики, сначала медицинской и педагогической, затем и индустриальной.

1.1.2. Возникновение тестирования

В системе самого Вундта учение об индивидуальных различиях отсутствовало. Однако в отличие от Германии в других странах не было столь благоприятной атмосферы для академической абстрактной науки. Особенно это касается США конца XIX – начала XX столетия. Там большинство психологов для того чтобы выжить, вынуждены были преобразовать психологию в практическую, прикладную науку. Поэтому уже у первых учеников Вундта возникает установка на приложение эксперимента к индивидуальным особенностям людей. Неудовлетворенный тем, что Вундт игнорировал проблему индивидуальных различий, молодой американский психолог Кеттел покинул Лейпцигскую лабораторию и переехал к Ф. Гальтону.

Гальтон назвал испытания, проводившиеся в его лаборатории, умственными тестами (от англ, "test" – испытание). Этот термин после статьи Кеттела"Умственные тесты и измерения", опубликованной в 1890 г. в журнале "Mind", приобрел широкую известность. В этой статье Кеттел писал: «В психологии невозможно добиться конкретных и точных результатов, как это делается в естественных науках, если не опираться на эксперименты и измерения. Выход в тестировании умственных способностей как можно большего числа людей». Вместе с тем он высказал мысль о том, что научная и практическая ценность тестов возрастет, если условия их проведения будут однообразными. Так впервые была провозглашена необходимость стандартизации тестов для того, чтобы стало возможным сравнение их результатов, полученных разными исследователями на разных испытуемых.

Кеттел предложил в качестве образца 50 тестов, включавших различного рода измерения чувствительности, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания, и др. Вернувшись в США, он немедленно стал применять тесты в устроенной им при Колумбийском университете лаборатории (1891). Вслед за ним другие американские лаборатории начинают применять метод тестов. Возникла необходимость организовать специальные координационные центры по использованию этого метода. В 1895–1896 гг. в США были созданы два национальных комитета, признанных объединить усилия тестологов и придать общее направление тестологическим работам.

В качестве тестов использовались первоначально  обычные экспериментально-психологические  испытания. По форме они походили на приемы лабораторного исследования, но смысл их был принципиально иным. Ведь задачей эксперимента являлось выяснение зависимости психического акта от внешних и внутренних факторов. Например, характера восприятия – от внешних раздражителей, запоминания – от частоты и распределения повторений и т.д.

При тестировании психолог регистрирует индивидуальные различия психических актов, оценивая полученные результаты при помощи некоторого критерия и ни в коем случае не изменяя условий осуществления этих психических актов.

Большой вклад в развитие собственно психологического тестирования сделан врачами, занимавшимися диагностикой и лечением умственно отсталых и  душевнобольных людей.

Первые исследования, которые можно  охарактеризовать как ранний этап зарождения психологического тестирования, были проведены на клиническом материале. Одна из ранних публикаций, посвященных  вопросам умственной отсталости, принадлежит  французскому врачу Ж.Е.Д. Эскиролю, показавшему, что между крайними полюсами нормальности и идиотии существует континуум многочисленных степеней умственной отсталости. Эти данные были положены в основу первой в истории психологического тестирования классификации, позволяющей диагностировать различные степени и проявления умственной отсталости.

Особый вклад в развитие тестирования внес другой французский врач – Э. Сеген, первым уделивший внимание такой важной проблеме врачебной практики, как обучение умственно отсталых детей, и основавший с этой целью в 1837 г. первую специальную школу. При помощи особых методик тренировки сенсорного различения и развития моторного контроля удалось опровергнуть господствующее мнение того времени о неизлечимости умственной отсталости. Переезд Сегена в Америку способствовал самому широкому распространению его идей в этой стране.

Применение тестов получает широкое  распространение. Новый шаг в  развитии психологической диагностики  был сделан французским врачом А. Бине (1857–1911), создателем самой популярной системы тестов.

До Бине тестировались, как правило, различия в сенсомоторных качествах –чувствительности, быстроте реакции и т.д. Но практика требовала информации о высших психических функциях, обозначаемых обычно терминами "ум", "интеллект". Ведь именно эти функции, прежде всего, обеспечивают приобретение знаний и успешное выполнение сложной приспособительной деятельности.

В 1904 г. Бине получил задание заняться разработкой методов, с помощью которых можно было отделить детей, способных к учению, но ленивых, не желающих учиться, от страдающих прирожденными дефектами. Нужда в этом возникла в связи с созданием специальных школ для умственно неполноценных детей. Бине в сотрудничестве с Симоном провел серию экспериментов по изучению внимания, памяти,мышления у детей различных возрастов (начиная от трех лет). Проведенные на многих испытуемых экспериментальные задания были подчинены статистическим критериям и стали рассматриваться как средство определения уровня умственного развития.

Первая шкала (серия тестов) Бине – Симона появилась в 1905 г. Затем она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из нее все задания, требующие специального обучения. Бине исходил из представления о том, что умственное развитие происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания.

Шкала Бине в своих последующих редакциях (1908, 1911) переводилась на немецкий и английский языки.

Вторая редакция шкалы (1908) отличалась тем, что в ней был расширен возрастной диапазон детей (до тринадцати лет), увеличено число задач и  введено понятие умственного возраста. Самое широкое распространение получила вторая редакция шкалы Бине.

Последняя (третья) редакция шкалы, опубликованная в год смерти А. Бине (1911), не внесла существенных изменений. Задания были сгруппированы по возрастам (от трех до тринадцати лет). Для каждого возраста подбирались определенные тесты. Они считались соответствующими данной возрастной ступени, если решались большинством детей данного возраста (80–90%). Количество тестов было 4 (до шестилетнего возраста) и 6 (после шести лет). Задания подбирались путем исследования большой группы детей (300 чел.).

Показателем умственного развития в шкалах Бине – Симона был умственный возраст, который мог расходиться с хронологическим.

Умственный возраст определялся  по числу выполненных тестовых заданий. Испытание начиналось с предъявления заданий, соответствующих хронологическому возрасту ребенка. Если он справлялся со всеми заданиями, предназначенными для его возраста, то ему предлагались задания более старшей возрастной группы. При невыполнении хотя бы одного задания испытание прекращалось. Если же ребенок не справлялся со всеми заданиями своей возрастной группы, то ему давались задания, предназначенные для более младшего возраста. Испытания проводились до тех пор, пока не выявлялся возраст, все задания которого решаются испытуемым. Умственный возраст равнялся по числу лет тому возрастному уровню, все задания которого решались ребенком. Если же им были выполнены также некоторые задания более старших возрастных групп, то к числу лет, измеряющих умственный возраст ребенка, прибавлялось и некоторое число месяцев.

Информация о работе Психодиагностика как наука