Психодиагностика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 05:03, контрольная работа

Краткое описание

Первые психологические измерения проводились совсем не психологами, и делалось это ради решения проблем других наук. Так, например одна важная психологическая проблема возникла из-за расхождения в наблюдениях двух астрономов. В 1795 г. Невил Масклайн, директор Гринвичской лаборатории уволил по причине предполагаемой небрежности своего ассистента Киннбрука, который определял время прохождения звезды чуть ли не на минуту позже него. Масклайн сделал ассистенту замечание и велел быть внимательнее. Однако, несмотря на это, в дальнейшем разница только увеличивалась. Через двадцать лет немецкий астроном Бессель, заинтересовавшийся этим конфликтом, снял с ассистента обвинение в небрежности. Он пришел к выводу, что нет двух астрономов, в наблюдениях которых не было бы непроизвольных различий.

Содержание

1.1. Из истории психологической диагностики
1.1.1. Истоки психодиагностики
1.1.2. Возникновение тестирования
1.1.3. Возникновение группового тестирования
1.1.4. Тесты специальных способностей и достижений
1.1.5. Тесты в психотехнике
1.1.6. Другие виды диагностических методик
1.1.7.Отечественные работы в области психологической диагностики
1.2. Классификация современных методик психодиагностики
1.2.1. Эмпирическая классификация психодиагностических методик
1.2.2. Классификация психодиагностических методик по способу проведения
1.2.3. Классификация психодиагностических методик по типу используемых материалов
1.2.4. Классификация методик по цели диагностики
1.2.5. Классификация методик по степени формализации

FСписок литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 534.76 Кб (Скачать файл)

Тесты достижений относятся к наиболее многочисленной группе психодиагностических методик по числу конкретных тестов и их разновидностей.

Одним из наиболее известных и широко применяемых до сих пор тестов достижений является "Стэнфордский тест достижений" (SAT). Впервые он был опубликован в 1923 г., а последняя редакция относится к 1973 г. Этот тест имеет 6 батарей, охватывающих классы с I по IX. Проведение каждой занимает 4–5 часов и осуществляется в несколько сеансов. Батареи каждого уровня имеют две параллельные формы; субтесты для разных уровней за небольшим исключением одинаковы. (Хрестомат. 1.1.)

В батарею входят: субтест словарный, испытывающий понимание прочитанного, навыки анализа слов, владение математическими понятиями и математическими вычислениями, субтесты на применение математики, на выявление грамотности и владения языком, на знание социальных и естественных наук, понимание прослушанного.

Техническая сторона тестов достижений находится, в основном, на уровне разработанности  тестов интеллекта и способностей. На современном этапе тесты достижений проводятся с помощью автоматизированных обучающих устройств.

1.1.5. Тесты в психотехнике

Особо остановимся на развитии тестирования специальных способностей и достижений, связанного с одной из отраслей психологии –психотехникой. Если раньше педагогика и медицина представляли две главные области практического приложения психологических знаний, то на рубеже XX в. индустриальный прогресс, обратив психологию к производственной трудовой деятельности, обусловил зарождение психотехники (термин введен В.Штерном).

Психотехника представляла собой  использование психологии в экономике  и промышленности. Толчком к развитию психотехники послужило появление  в 80-х гг. XIX в. системы интенсификации труда и рациональной организации  производства, разработанной американским инженеромФредериком Тейлором.

Научная организация производства, проектирование трудовых процессов  требовали точных знаний о нервно-психическом  потенциале рабочих и возможностях его эффективного использования. Получить эти знания можно было экспериментально-психологическим  путем, используя достижения тестологии.

Развитие тестов специальных способностей и достижений в рамках психотехники происходило в двух направлениях. Родоначальником обоих направлений  был Г. Мюнстерберг (1863–1916). Первое направление, которое можно назвать аналитическим, характеризовалось традиционным использованием в целях профотбора тестов, диагностирующих уровень развития разных психических функций (памяти, внимания, быстроты реакции, общего интеллекта и т.д.). При этом исследователь исходил из предположения, что для успешной профессиональной деятельности необходима сформированность этих психических функций.

Позднее работы в этом направлении  начинались от психологического анализа  профессии, а завершались подбором какой-то батареи тестов специальных  способностей, где каждый тест в  той или иной степени соответствовал психологическим требованиям, обнаруженным при анализе профессии.

Такое тестирование имеет целый  ряд недостатков: не принимаются  во внимание богатые компенсаторные возможности человека, его профессиональная упражняемость, различия в экспериментальной и профессиональной деятельности. Все это снижает диагностическую ценность психодиагностических обследований.

Другое направление диагностики  состояло в моделировании с помощью  тестов наиболее ответственных моментов профессиональной деятельности. Мюнстерберг изучил деятельность вагоновожатого и сконструировал модель (карту), изображавшую в виде знаков-символов поле восприятия и действия вагоновожатого. Фиксировалось время, затраченное на решение экспериментальной задачи, и количество совершенных при этом ошибок. Эти параметры и выступали показателем профессиональной пригодности.

Тест-модель является синтетическим  психологическим экспериментом. Позволяя получить общий, суммированный итог работы каждого испытуемого, этот метод  не учитывает, что успех и неуспех  в тесте зависят от различных  составляющих, по-разному представленных у испытуемых. Часть из них определяется профессиональным опытом, некоторые  – психофизиологической организацией, какие-то возникли случайно. Вклад каждой из составляющих неодинаков как по результату, так и по значимости, что не отражается в суммарном  итоге тестирования. Кроме того, в моделируемых признаках трудно найти психологическую основу: тест создается на основе собственного представления  исследователя о производственной ситуации.

Тем не менее на основании данных об успешности выполнения как аналитических тестов, так и тестов-моделей прогнозировалась будущая профессиональная деятельность испытуемого. Те же методы используются в психотехнике и поныне. Правда, в настоящее время понятие "психотехника" почти не используется. Вместо него применяется понятие "прикладная психология", объединяющее различные отрасли психологии труда, –инженерную психологию, промышленную психологию и др.

Итак, психотехника, ориентируясь на запросы общественной практики, смело  развивала и применяла метод  тестов.

1.1.6. Другие виды диагностических  методик

Особое направление в психологической  диагностике связано с разработкой  различных методов диагностики  личности. О каких чертах личности пойдет речь? О таких, как мотивы, установки, интересы, настроения, эмоциональная устойчивость и т.д. Для диагностирования этих качеств используются не тесты, а особые методы, среди которых выделяются, прежде всего, опросники и проективная техника. Предтечей проективных методик исследования личности было изучение словесных ассоциаций. Оно началось задолго до возникновения научной психологии и восходит к Аристотелю и Т. Гоббсу, а широкую известность ассоциативный эксперимент приобрел лишь после опытовФренсиса Гальтона, о чем рассказывалось выше. Добавим лишь, что тест словесной ассоциации был впервые систематизирован и описан Ф. Гальтоном в 1879 г. в связи с задачей изучения "ассоциации идей". В дальнейшем эта методика получила развитие в исследованиях Э. КрепелинаЭ. Крепелина (1892), К. ЮнгаК. Юнга (1906), Г. Кента и А. Розанова (1910), В. Вундта (1911) и др.

Ассоциативный эксперимент состоит  в последовательном предъявлении испытуемому  списка не связанных между собой  слов, при прочтении каждого из которых он должен ответить как можно  быстрее первым пришедшим ему  на ум словом (словом-ассоциацией). При  этом фиксируется время реакции  и любые другие особенности поведения  обследуемого. Для проведения ассоциативного эксперимента нужно располагать  полученными на репрезентативной выборке  данными об обычных, наиболее часто  встречающихся словах-ассоциациях, а также средних величинах  времени реакции. Наиболее распространен  в зарубежных исследованиях стандартизированный  вариант ассоциативного эксперимента, разработанный Г. Кентом и А. Розановым  и состоящий из 100 слов.

Как интерпретируются результаты этой методики? Большинство исследователей сегодня склонны рассматривать  ассоциативный эксперимент в  качестве приема для изучения интересов  и установок личности. Но следует  отметить, что интерпретация полученных результатов определяется теоретическими взглядами исследователей. Поэтому  вопрос о валидности методики не может быть решен однозначно, вне соотнесения с теоретическими позициями разрабатывающих его авторов.

Ассоциативный эксперимент стимулировал появление такой группы проективных  методик, как «Завершение предложений». Впервые для изучения личности «Завершение предложений» было использовано А. Пейном в 1928 г.

Одна из самых популярных проективных  методик связана с использованием чернильного пятна Роршаха. Эта методика была разработана и впервые описана швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 г. Развивая этот метод, Роршах экспериментировал с большим количеством пятен, которые он предъявлял различным группам психически больных.

В результате подобных наблюдений те характеристики ответов, которые можно  было соотнести с различными психическими заболеваниями, постепенно объединялись в систему показателей. В дальнейшем эта методика использовалась и квалифицировалась  многими исследователями, как у  нас, так и за рубежом.

Еще одна из старейших и наиболее распространенных в мире методик  – «Тест тематической апперцепции» (ТАТ) – была создана в 1935 г. Х. Морган и Г. Мюрреем. Стимульный материал ТАТ составляет стандартный набор из 31 таблицы: 30 черно-белых картин и одной пустой таблицы, на которой испытуемый может вообразить любую картину. Ситуации, изображенные на картинах, достаточно неопределенны и допускают неоднозначные, разнообразные толкования. (Хрестомат. 1.2.)

Испытуемому предлагается придумать  небольшую историю о том, что  привело к ситуации, изображенной на картине. В настоящее время  существует множество модификаций  ТАТ, известны различные подходы  к анализу и интерпретации  данных.

Понятие проекции для обозначения подобных методик было впервые использовано Л. Франком в 1939 г. и, несмотря на неоднократны попытки изменить их название, закрепилось и в настоящее время является общепринятым.

К началу 40-х гг. диагностика с  помощью проективных методик  стала очень популярной на Западе. Ныне она занимает лидирующее положение  в зарубежных исследованиях личности, несмотря на критическое отношение  к данным, получаемым с помощью  проективных методик. Критические  замечания в адрес этих методик  большей частью сводятся к указаниям  на их недостаточную стандартизацию, пренебрежение нормативными данными, неподатливость традиционным способам определения надежности и валидности, большой субъективизм в интерпретации результатов.

Второй класс методов, предназначенных  для тестирования личности – опросники. Метод опросников возник в естествознании и впервые был использован Ч. Дарвином. Появление психодиагностических опросников связано с именем Гальтона, собравшего с их помощью на большой английской выборке сведения относительно умственных образов и особенностей зрительных представлений о конкретных вещах. В этом исследовании ему удалось получить данные, связанные с характеристиками зрительных схем и окрашиванием звуков.

Это большая группа методик, задания  которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого  является самостоятельное сообщение  некоторых сведений о себе. Недаром А. Бине считал метод опросников разновидностью самонаблюдения и предполагал необходимость обязательного контроля над получаемыми результатами.

В конце прошлого века с помощью  метода опросников проводились исследования памяти (Бине, Куртье), общих понятий (Т.А. Рибо), внутренней речи (Сен-Поль), галлюцинаций (Джемс) и др. Отпечатанные опросники обычно рассылались по адресам испытуемых, иногда их печатали в журналах. Прототипом личностного опросника был разработанный Р. Вудвортсом в 1919 г. «Бланк данных о личности». Эта методика была предназначена для выявления и отсеивания с военной службы лиц с невротической симптоматикой.

За прошедшие десятилетия опросники получили широчайшее распространение в зарубежных психодиагностических исследованиях.

Следует отметить, что разработка проблемы измерения личностных особенностей затрудняется неодинаковым теоретическим  пониманием самого предмета изучения.

Завершая краткий обзор истории  развития и становления психологической  диагностики на Западе, отметим, что  она отличается широким разнообразием  используемых методик, как в отношении  формы, так и содержания. Возникновение  психологической диагностики вызвано  требованиями практики, а ее развитие направлено на удовлетворение этих требований.

1.1.7. Отечественные работы в области  психологической диагностики

Как уже говорилось, особенностью развития психологии в последней  четверти XIX в. было внесение в нее экспериментальных методов исследования. Эта черта характерна и для русской психологии того времени.

Первая в России экспериментальная  психологическая лаборатория была открыта в 1885 г. при клинике душевных и нервных болезней Казанского университета. Ее создателем и руководителем был В.М. Бехтерев. В конце 80-х гг. экспериментальные психологические исследования начались в клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета, были устроены лаборатории опытной психологии в Петербурге, Лерпте. В 1895 г. по инициативе крупнейшего русского психиатра С.С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. Заведовать ею стал ближайший помощник Корсакова А.А. Токарский. Во всех этих лабораториях работали врачи-невропатологи и психиатры, совмещавшие свои психологические исследования с врачебной практикой в клинике, а также студенты-медики. Исключение составляла психологическая лаборатория в Новороссийском университете (Одесса). В отличие от других, она была создана на историко-филологическом факультете профессором философии Н.Н. Ланге (1858–1921). Центральной в экспериментальных исследованиях, проводившихся в психологических лабораториях, была проблема зависимости психики от мозга и от внешнего мира. Исследовательская работа была тесно связана с медицинской практикой и служила целям диагностики психических и нервных заболеваний. Может быть, именно этим отчасти объясняются трудности отделения практической психологии и психодиагностики от психиатрии в России. Многие врачи в нашей стране до сих пор убеждены, что психодиагностикой может заниматься только врач.

В этих исследованиях изучались  объективные признаки тех или  иных психических явлений (например, изменение пульса и дыхания как  отражение эмоций), доказывалась предметность, объективность наших восприятий, выяснялась зависимость памяти и  внимания от условий опыта и т.д. Кроме того, во всех экспериментальных  лабораториях проводились исследования скорости протекания психических процессов.

Итак, во второй половине XIX вв. в отечественную  психологию был введен эксперимент, причем базирующийся на материалистической методологии. Но для возникновения психологической диагностики необходимо было, кроме того, чтобы практике потребовалось знание об индивидуально-психологических особенностях человека. Первые отечественные работы по психологической диагностике выполнялись в первые десятилетия XX столетия.

Информация о работе Психодиагностика как наука