Психодиагностика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 05:03, контрольная работа

Краткое описание

Первые психологические измерения проводились совсем не психологами, и делалось это ради решения проблем других наук. Так, например одна важная психологическая проблема возникла из-за расхождения в наблюдениях двух астрономов. В 1795 г. Невил Масклайн, директор Гринвичской лаборатории уволил по причине предполагаемой небрежности своего ассистента Киннбрука, который определял время прохождения звезды чуть ли не на минуту позже него. Масклайн сделал ассистенту замечание и велел быть внимательнее. Однако, несмотря на это, в дальнейшем разница только увеличивалась. Через двадцать лет немецкий астроном Бессель, заинтересовавшийся этим конфликтом, снял с ассистента обвинение в небрежности. Он пришел к выводу, что нет двух астрономов, в наблюдениях которых не было бы непроизвольных различий.

Содержание

1.1. Из истории психологической диагностики
1.1.1. Истоки психодиагностики
1.1.2. Возникновение тестирования
1.1.3. Возникновение группового тестирования
1.1.4. Тесты специальных способностей и достижений
1.1.5. Тесты в психотехнике
1.1.6. Другие виды диагностических методик
1.1.7.Отечественные работы в области психологической диагностики
1.2. Классификация современных методик психодиагностики
1.2.1. Эмпирическая классификация психодиагностических методик
1.2.2. Классификация психодиагностических методик по способу проведения
1.2.3. Классификация психодиагностических методик по типу используемых материалов
1.2.4. Классификация методик по цели диагностики
1.2.5. Классификация методик по степени формализации

FСписок литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 534.76 Кб (Скачать файл)

В отличие от анкет опросники чаще направлены на измерение различных сторон психики. Профессиональные психодиагностические опросники стандартизированы с соблюдением всех правил этой процедуры. Примерами опросников являются широко распространенные ММPI и 16 PF.

Во всех случаях применения опросников следует учесть, что полученные материалы трудно интерпретировать. Разработка опросников требует высокой квалификации. Работу с ними можно доверить только высококвалифицированному специалисту. Следует также учитывать, что при ответах на вопросы опросника респондент в большей степени испытывает влияние присущей данному обществу культуры, чем при работе с тестами.

Проективные методы иногда называют тестами, хотя тестами их можно назвать только в широком понимании этого слова ("тест" – испытание, проба). Проективные методики предназначены, в основном, для диагностики личности. В них испытуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, например, дать толкование фигур или пятен неопределенных очертаний (Тест Роршаха), интерпретировать содержание сюжетной картинки (ТАТ), нарисовать человека или животное и т.д. Испытуемому предъявляется неопределенная "задача, допускающая неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине предъявляемые стимулы обычно расплывчаты и неоднозначны" (Анастази А., 1982. Кн. 2. С. 182).

Предполагается, что человек дополняет  недостающие неопределенные элементы ситуации исходя из своего уникального, субъективного опыта и, таким  образом, проецирует свои собственные  мотивы, качества личности, защитные механизмы, конфликты и т.п.

Проективные методы требуют широкой  теоретической подготовки психолога  и большого опыта по применению методики, так, например, обучение работе с тестом Роршаха в его классическом варианте в Австрии занимает 5 лет.

Психофизиологические методики выявляют формально-динамические особенности психики и поведения человека, такие как, например, темп, выносливость, работоспособность. Согласно теории Б.М.Теплова, В.Д. Небылицына, динамические характеристики психики человека определяются основными свойствами нервной системы (ее силой, лабильностью, подвижностью, динамичностью и т.д.).

Все эти методики могут быть разделены  на два больших класса: индивидуальные и групповые.

1.2.2. Классификация психодиагностических  методик по способу проведения

Индивидуальные методики. Психодиагностика фактически начиналась с индивидуального диагностирования. Индивидуальный способ проведения диагностической работы имеет ряд преимуществ: возможность вести наблюдения за испытуемым, видеть его непроизвольные реакции, слышать и фиксировать непредусмотренные инструкциями высказывания. Первые авторы диагностических методик обращали на это особое внимание, рассматривали поведение отдельных испытуемых, давали его интерпретацию. При индивидуальном диагностировании психолог, в случае необходимости, может заменить некоторые задания другими, эквивалентными. Есть такие виды заданий, которые в принципе невозможно включить в групповое диагностическое испытание, например задания, в которых необходимо собирать кубики различного цвета или блоки из кубиков по чертежу.

Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми дошкольного  и младшего школьного возрастов, в клинической психологии для  тестирования лиц с соматическими  или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т.д. Необходима она и в таких  случаях, когда испытуемые плохо  знают или совсем не знают языка, на котором изложены задания, не умеют  читать и писать, или когда нужен  тесный контакт экспериментатора и  испытуемого с целью оптимизации его деятельности (например, если нужна корректировка промежуточных результатов).

Групповая диагностика. С помощью групповых тестов можно одновременно обследовать несколько сотен человек. Одно из основных их преимуществ – массовость испытаний. Обычно такие тесты имеют две или три эквивалентные формы. Распространение таких тестов началось при вступлении США в первую мировую войну. Понятно, что проведение групповых тестов требует меньших затрат сил и времени в расчете на одного испытуемого. Для отбора в армию требовались не только тесты интеллекта, но и тесты специальных способностей. Для проведения групповой диагностики были разработаны особые методики ("Альфа" и "Бета").

В зависимости от характера стимульного материала в большинстве из указанных типов выделяют вербальные и невербальные методики, то есть методики, в которых задания представлены в словах, и такие методики, в которых задания даны в виде рисунков, чертежей, схем и т.п.

Примерами вербальных тестов могут  являться тесты структуры интеллекта Р. Амтхауэра, различные батареи тестов интеллекта и "Школьный тест умственного развития" (ШТУР), разработанные коллективом авторов. (Хрестомат. 1.3.)

О невербальных тестах мы говорили мало, поэтому остановимся на них более  подробно.

Невербальные задания включены в указанные выше тесты Векслера, Амтхауэра, тесты серии "Бета", в батареи тестов общих способностей. Но применяются и специальные невербальные тесты. Одним из наиболее известных является тест "Прогрессивные матрицы Равена".

Этот тест был разработан в 30–40-х  гг. и получил широкое распространение  в Европе и Америке. В основном тест используется для диагностики  интеллекта. Существуют черно-белый  и цветной варианты теста для  обследования детей и взрослых.

1.2.3. Классификация психодиагностических  методик по типу используемых  материалов

В зависимости от используемых материалов в различных типах диагностических  методик можно выделить классы бланковых, аппаратурных и компьютерных методик.

Бланковые методики. К бланковым ("карандаш-бумага") относятся большинство тестов умственного развития, опросников, проективных и психофизиологических методик. Для выполнения бланковых методик требуется только специальные тексты (брошюры), бланки для ответов и карандаш (авторучка). В качестве примера можно привести тесты Р. Амтхауэра, "Школьный тест умственного развития" (ШТУР), а также методики диагностики проявления лабильности нервной системы в мыслительно-речевой деятельности, тесты Роршаха, ТАТ, опросники MMPI, Кеттела и другие.

В аппаратурных методах используются специальные технические средства. Примером таких тестов являются методы изучения ручной ловкости и пальцевой моторики, где используется специальное приспособление. Другим примером аппаратурных методик являются различные методики диагностики основных свойств нервной системы, разработанные в школе Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и их учеников. Для диагностики психофизиологических особенностей человека используется специальная аппаратура (Небылицын В.Д., 1976).

Применение компьютеров в психодиагностике открывает широкие перспективы  в проведении, анализе результатов  и разработке новых методик. Этот вопрос мы рассмотрим позднее. Что касается применения компьютерных методов, то они  могут относиться или не относиться к аппаратурным. Например, перевод личностных опросников в компьютерную форму не делает их аппаратурным методом, поскольку здесь вместо карандаша применяется клавиатура. Однако измерение остроты зрения или скорости реакций с помощью компьютера является, безусловно, аппаратурным методом, несмотря на то, что и здесь ничего кроме компьютера, монитора и клавиатуры не требуется.

1.2.4. Классификация методик по  цели диагностики

Каждая методика имеет свое целевое  назначение. Каждая методика адресуется к разным сторонам психики и личности. Можно выделить классы методик изучения интеллекта, способностей, личностных особенностей, знаний и умений. Целевое  назначение методики тесно связано  с теорией, на основе которой этот тест создавался. Попытки работать с тестом без учета его теоретической  основы приводят к тому, что тест применяется не по назначению. Так, например, попытка измерить влияние  тренинга общения на экстраверсию по Айзенку, заранее обречена на провал, поскольку, согласно этому автору, экстраверсия является врожденной психофизилогической характеристикой и не может быть изменена. К сожалению, такие ошибки совершаются довольно часто.

1.2.5. Классификация методик по  степени формализации

Как мы уже говорили, применение профессиональной диагностической методики предполагает единообразие процедуры проведения и обработки данных. Это означает, что все методики в той или  иной степени формализуются. В соответствии с этим большинство психодиагностических методик можно разделить на высокоформализованные и малоформализованные.

Высокоформализованные методики отличаются регламентацией и объективизацией процедуры обследования, т.е. четким соблюдением инструкций, строго определенным способом предъявления стимульного материала, невмешательством диагноста в деятельность испытуемого и т.д. Кроме того, высокоформализованные методики всегда стандартизированы, обладают высокой надежностью и валидностью. Высокоформализованные методы в меньшей степени зависят от специалиста, проводящего тестирование, и позволяют сравнивать испытуемых по тому или иному параметру. К высокоформализованным методикам относят большинство тестов и психофизиологических методик.

Малоформализованные методики отличаются тем, что дают информацию о таких сторонах психики, которые не поддаются объективному рассмотрению, например: личностные смыслы, слабо осознаваемые переживания, изменчивые психические состояния и т.д. К малоформализованным методикам относят беседу, наблюдение, анализ продуктов деятельности, анкеты, многие опросники и проективные методики. Следует отметить, что применение малоформализованных методов требует от психолога высочайшей квалификации и профессиональной культуры.

Высокоформализованные и малоформализованные методы дополняют друг друга в реальной психодиагностической практике.

F Основные (базовые) термины и понятия

    1. Дифференциальная психология
    2. Континуум
    3. Коэффициент интеллектуальности (IQ)
    4. Нейродинамика
    5. Педология
    6. Психотехника
    7. Стэнфордский тест достижений (SAT)
    8. Тахистоскоп
    9. Тест тематической апперцепции (ТАТ)
    10. Тест Роршаха
    11. Факторный анализ
    12. Шкала Стэнфорд-Бине
    13. Шкала Бине – Симона
    14. Хроноскоп Гиппа
    15. Экспериментальная психология

F Список литературы

    1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. / Пер. с англ.; Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. М., 1982. Кн.1.
    2. Бине А. Введение в экспериментальную психологию. С.-Петербург, 1895.
    3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
    4. Гуревич К.М. Надежность психологических тестов // Психологическая диагностика. Ее проблемы и методы. М., 1975. С. 162–176.
    5. Гуревич К.М. О надежности психофизиологических показателей // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1969. Т. VI. С. 266–275.
    6. Гуревич К.М. Статистика – аппарат доказательства психологической диагностики // Проблемы психологической диагностики. Таллин, 1977. С. 206–225.
    7. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.
    8. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.
    9. Павлов И.П. Полное собрание трудов. М., 1949–1951.
    10. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981.
    11. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1983.
    12. Россолимо Г.И. Психологические профили. СПб., 1910.
    13. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1966.

F Интернет-ресурсы к теме 1

    1. Статья, посвященная юбилею К.М. Гуревича.
    2. Описание Теста Структуры Интеллекта Амтхауэра.
    3. Биография П.П. Блонского.

Информация о работе Психодиагностика как наука