Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 20:40, курсовая работа
Таким образом, целью данной работы является получение более-менее полноценной картины, описывающей феномен самосознания.
Рассчитывается, что эта цель будет достигаться путем решения следующих задач:
ознакомиться с теоретическими представлениями о самосознании как о психическом явлении;
получить стройную систему представлений о самосознании как об объекте психодиагностики;
выяснить какие образом на практике диагностики учитывается и реализуется специфика самосознания как объекта психодиагностического исследования (путем анализа методов);
разработать программу психодиагностического исследования самосознания.
Введение 3
Глава I. Самосознание как объект психодиагностики
Специфика самосознания как объекта психодиагностики. Актуальные проблемы 4
Анализ методов психодиагностики самосознания 14
Глава II. Программа психологического исследования
2.1 Характеристика психодиагностического исследования 33
2.2 Описание выборки 35
2.3. Методы математической обработки 38
Библиографический список 40
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Южно-Уральский государственный университет
Факультет Психологии
Кафедра «Психодиагностики и консультирования»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психодиагностика»
тема: «Психодиагностика самосознания»
Выполнил:
Проверил:
г. Челябинск, 2012
Содержание
Введение 3
Глава I. Самосознание как объект
психодиагностики
Глава II. Программа психологического исследования
2.1 Характеристика
2.2 Описание выборки
2.3. Методы математической обработки 38
Библиографический список 40
Приложение 1 41
Приложение 2 45
Введение
Темой данной курсовой работы является «Психодиагностика самосознания». Актуальность данной тематики в современном научном мире достаточно ощутима. Многие исследователи считают данную проблему ключевой, способной привести к пониманию «вершинных» механизмов человеческой психики. Еще Леонтьев придавал огромное значение данной проблематике, считал ее «венцом психологии личности». А поскольку самосознание – это чрезвычайно сложный многомерный психический процесс, то его изучение сопряжено с огромным количеством методологических затруднений.
Таким образом, целью данной работы является получение более-менее полноценной картины, описывающей феномен самосознания.
Рассчитывается, что эта цель будет достигаться путем решения следующих задач:
Первые две задачи в данной курсовой работе очень тесно связаны, а потому реализуются в одном разделе 1.1. первой главы. Третья задача решается в разделе 1.2. первой главы. Четвертая задача разрабатывается полностью во второй главе.
Глава I. Самосознание как объект психодиагностики
С достаточностью уверенностью можно сказать, что самосознание личности – психический феномен, проблема изучения которого в психологии стоит на одном из самых приоритетных мест. «Самосознание – многокомпонентный, многоуровневый процесс, он входит в структуру деятельности человека, формирует стержень его личности» [Архиреева, 1]. Разносторонность и многообразие аспектов самосознания обуславливает многообразие подходов к его изучению, моделей, описывающих столь сложное психическое явление. Более того, это также обуславливает актуальность изучения самосознания в том смысле, что существуют достаточно серьезные проблемы в психодиагностике самосознания, не позволяющие рассмотреть данный феномен как развернутое поэтапное и элементарное явление. Для того, чтобы обозначить актуальные проблемы психодиагностики самосознания, необходимо рассмотреть специфику данного объекта изучения и исследования.
В наиболее обобщенном варианте, самосознание понимается как процесс и результат выделения себя человеком из окружающего мира, обособления своей личности, осознания аспектов своего психического, физического и социального функционирования. Однако, как уже было сказано, в психологии существует многочисленное разнообразие подходов к пониманию феномена.
В зарубежной психологии одним из первых психологов, разрабатывающих проблему самосознания личности стал У. Джемс. Он раскрывал ее через категорию Я-концепции. При этом целостное личностное Я он разделял на две составляющие: Я-познающее и Я-как-объект (Я-концепция) [Слотина, 8]. Первая представляет собой чистый опыт, вторая – содержание этого опыта, все то, что человек может обозначить как «Мое». Такое понимание зародилось еще в философских мировоззрениях И. Канта. Понимание самосознания в двух аспектах, как процесса и как результата характерно и для современной психологии. Кроме того, важно отметить, что У. Джемс выделял в Я-концепции четыре составляющие: духовное-Я, материальное-Я, социальное-Я, физическое-Я. Также Джемс в своем понимании ставил самооценку личности в зависимость от уровня ее притязаний.
Символический интеракционизм в работах Ч.Х. Кули впервые подчеркивает серьезную значимость в формировании Я-концепции информации, которую личность получает от социального окружения на основе символического с ним взаимодействия. При этом образ-Я в самосознании личности формируется методом проб и ошибок. Джордж Мид разделяет эту точку зрения и говорит о том, что личность способна через усвоение культуры предвосхищать не только поведение другого человека, но и то, как этот «другой человек» интерпретирует поведение данной личности [Слотина 8].
Эрих Эриксон раскрывает проблему самосознания через категорию эго-идентичности, понимаемой как продукт опытного взаимодействия личности с миром, который можно с достаточной уверенностью рассматривать как некий аналог Я-концепции. Формирование идентичности Я – процесс, который служит основой постоянного расширения самосознания и самопознания[Эриксон, 11] При этом Эриксон постоянно делал акцент на динамизме этого процесса и был убежден в том, что эго-идентичность никогда не достигает абсолютной завершенности. В данном аспекте с Эриксоном вполне согласен Карл Юнг, который говорит о процессе индивидуации, цель которого также недостижима практически.
Е. Дикстейн в своих работах придерживается аналогичного видения о структуре самосознания: он выделил пять стадий развития самосознания на протяжении жизни человека. Кроме того, он высказал весьма продуктивную идею о связи меры самоуважения с характером самосознания на разных этапах. На первом этапе самосознание формируется совместно с чувством автономности ребенка посредством исследования окружения. Здесь мера самоуважения связана с различиями в желании исследовать окружения. На второй стадии мера самоуважения определяется степенью успешности в определенных действиях и результатом сравнения себя с другими людьми в контексте социальной активности. Задачей третьего этапа становится достижение «идеала Я». В связи с этим самоуважение становится соразмерным степени достижения этого идеала. На четвертой стадии формируется целостная интегрированная личность, поэтому уровень самоуважения здесь зависит от той степени, с которой индивид осознает и принимает каждый из аспектов своего существования. Самосознание на последнем этапе характеризуется осознанием относительности границ собственного Я, принятием собственных изменений и прошлых ошибок. Измерение самоуважения на этом этапе наиболее проблематично, т. к. связано с различиями в степени честности отношения к себе [Бодалев, 3]
Феноменалистический подход рассматривает проблемы психологии исходя из впечатлений субъекта, а не с позиций внешнего наблюдателя. Центральной категорией подхода является восприятие. Сквозь эту призму рассматривается так же и самосознание личности.
Так, Р. Бернс понимал Я-концепцию как совокупность установок личности, направленных на саму себя [Бернс, 2]. Он заметил, что в большинстве описаний и определений Я-концепции личности говорится о трех ее аспектах. Таким образом, он выделил три составляющих феномена:
1) когнитивная – представление личности о самой себе (образ-Я);
2) аффективная – эмоциональная
оценка этого представления, которая
может обладать различной
3) поведенческая – конкретные действия, которые могут быть вызваны представлениями личности о самой себе и эмоциями, их сопровождающими.
Бернс, исследовав работы Д. Мид, У. Джемса, выделил три основные модальности установок самосознания и обозначил их как Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное, каждая из которых включает четыре направленности: физическое Я, эмоциональное Я, умственное Я, социальное Я.
Также, Бернс развивал проблему становления Я-концепции личности. В этом аспекте он разделяет интеракционистскую концепцию. «Под действием механизма взаимного общения происходит становление Я-концепции индивида. Она приобретается в процессе усвоения ребенком ожиданий других, различных возможностей и ограничений, определяемых той или иной ролевой позицией данного индивида в социокультурной среде – половой принадлежностью, положением в семье, нормами, обязанностями» [Бернс, 2].
К. Роджерс аналогично полагает, что Я-концепция – это система самовосприятий, которая представляет собой один из важнейших источников ответных реакций на окружение. Роджерс отмечал, что совместно с динамикой Я-концепции резонирует потребность в позитивном отношении окружающих. Весьма интересной и плодотворной является его подход к самосознанию в рамках когнитивного диссонанса между непосредственным опытом и образом Я. Роджерс рассматривал варианты использования личностью механизмов психологической защиты, направленных на преодоление диссонанса [Слотина, 8]
В отечественной психологии было посвящено немало исследований проблеме самосознания личности. Вопросы, касающиеся формирования самосознания, его динамики, места в психической организации личности отражены в работах В. В. Столина, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, И. И. Чесноковой, А. Н. Леонтьева. Также было проведено немало исследований, освещающих более практические аспекты самосознания, особенности самооценки, ее связь с оценкой окружающих.
В. В. Столин посвятил проблеме самосознания достаточно много своего научного внимания. Он достаточно развернуто изучил процессы самосознания, описал его механизмы, структуру и его становление в психике человека. Его монография «Самосознание личности» отличается особой широтой охвата взглядов на данную проблематику.
Строение самосознания В.В. Столин видит в многоуровневой модели. Модель расположена вертикально и состоит из трех уровней: организм, индивид, личность. Первому уровню соответствует самосознание природное, для которого характерно осознание человека самого себя как индивида с присущими ему уникальными физическими особенностями. На втором, уровне социального индивида содержание самосознания состоит в совокупности социальных норм и правил, ролей и ценностных ориентаций. Третий уровень представлен самосознанием человека как личности и характеризуется осознанием им своих личностных свойств и качеств. Каждый уровень самосознания характеризуется своими специфическими когнитивными и эмоциональными компонентами.
Содержание каждого уровня Столин описывает как единицы самосознания: «На уровне органического самосознания такая единица имеет сенсорно-перцептивную природу, на уровне индивидного самосознания – представляет собой воспринимаемую оценку себя другими людьми и соответствующую самооценку, свою возрастную, половую и социальную идентичность, на уровне личностного самосознания такой единицей является конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими проясняющий для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующий, об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе» [Столин, 9, с 176].
Таким образом, каждый уровень самосознания определяет специфическую направленность и характер активности личности. На уровне организма активность вызывается потребностями физического благополучия и нормального функционирования организма и формируется благодаря совокупности ощущений, отражающих состояние внутренних органов, мышц, активации организма в целом. Активность субъекта как социального индивида определяется потребностью в принадлежности человека к общности, потребностями в любви и принятии и регулируется социальными нормами, правилами и предписаниями, усвоенными в процессе взаимодействия с другими людьми. На личностном уровне самосознания активность формируется потребностью в самореализации в раздичных сферах с помощью ориентации на свои собственные способности, возможности и мотивы [Гуревич 6].
При этом важно отметить понимание Столиным самой категории уровня. В данном контексте уровень ставится в определенное соответствие с этапом, т. е. каждый уровень необходим для становления следующего. При этом нижележащий уровень является одним из условий формирования вышележащего, учитывая еще и то, что каждый уровень имеет свою природу и механизмы становления. Кроме того, вышележащий уровень управляет нижележащим, а развитие нижележащего уровня не прекращается со становлением вышележащего. Таким образом, роль личностного уровня ведущая, но это не исключает сложных взаимоотношений между процессами у результатами, относимым к разным уровням [Столин, 9]
Много внимания Столин уделяет описанию процессов самоотношения, которое он определил как структурно-сложное образование, включающее в себя как общее, глобальное чувство «за» или «против» самого себя, так и более специфические параметры: самоуважение, ауто-симпатию, самоинтерес и ожидаемое отношение других [Архиреева, 1]
Также Столин весьма продуктивно подходит к проблеме формирования самосознания личности. Он анализирует мнения многих психологов на этот счет и обобщает имеющиеся точки зрения в несколько групп. Первая группа, к которой в частности принадлежит мнение В. М. Бехтерева, характеризуется представлением о том, что простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует еще ясному и четкому представлению предметов окружающего мира. Развитие этой точки зрения привело к пониманию того, что зачатки самосознания функционируют уже у плода во внутриутробном состоянии. Согласно другой точке зрения (Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн) самосознание – это этап в развитии сознания, непосредственно связанный с развитием речи, произвольных движений и самостоятельности. Третья группа мнений, которую представляет П. Р. Чамата, И. М. Сеченов, А. Галич, А. Потебни, противопоставляется первым двум. Содержание этой третьей точки зрения описывает развитие самосознания как одновременный процесс слитый воедино с процессом развития сознания личности. Это происходит в процессе познания окружающего мира: к объективным ощущениям всегда присоединяются субъективные самоощущения, вызванные собственной активностью организма и отражающие состояние тела. Таким образом, сторонники этой точки зрения считают, что самосознание формируется посредством овладения собственным телом в процессе познания окружающего мира.