Психодиагностическое исследование факторов социальной активности у людей пожилого и старческого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить основные факторы социальной активности у людей пожилого и старческого возраста.
В соответствии с выбранной целью в работе были поставлены следующие задачи:
Проанализировать научно-теоретическую литературу по данной теме;
Рассмотреть социально-психологические аспекты старения;
Охарактеризовать социальную ситуацию развития и ведущие виды деятельности в старости;
Рассмотреть социальную активность как вид деятельности людей пожилого и старческого возраста;
Выделить формы и виды социальной активности людей пожилого и старческого возраста;
Выявить основные направления социальной активности людей пожилого и старческого возраста;
Исследовать особенности, влияющие на социальную активность людей пожилого и старческого возраста.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Социально-психологические основы старения
6
Старение – социально-психологический аспект
6
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости
17
Глава 2. Теоретические основы изучения социальной активности пожилых людей

24
2.1. Социальная активность как вид деятельности пожилых людей
24
2.2. Формы и виды социальной активности пожилых людей
27
Глава 3. Психодиагностическое исследование факторов социальной активности у людей пожилого и старческого возраста

32
3.1. Материалы и методика исследования
32
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
34
Заключение
44
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Исправленный дипломный проект.docx

— 196.34 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В процессе работы были продиагностированы две независимые выборки людей пожилого и старческого возраста. В результате проведенных исследований, на основе анализа различных теорий по изучению данной темы, была подтверждена гипотеза, что основными психологическими  факторами, влияющими на  социальную активность людей пожилого и старческого возраста являются: уровень социальной адаптации; личностные особенности, такие как самосознание, мотивационно-потребностная сфера; эмоциональная сфера.

Период геронтогенеза (период старения) согласно международной классификации начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет у женщин и имеет три градации: пожилой, старческий и долгожители. Пожилые и старые люди не составляют монолитной группы; они в той же мере разнородны и сложны, как и люди в отрочестве, юности, молодости, взрослости, зрелости. Дальнейшие изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и пр. Особое значение имеет социальная деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом.

Социальная активность - потребность личности в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, со своими ценностными ориентациями. Все виды человеческой активности, безусловно, взаимодействуют друг с другом. Однако потеря человеком физической активности не лишает его возможности развивать и утверждать свою психическую и социальную активность именно в силу его социальной природы. Социальная активность личности не только детерминирована ее психической активностью, но, в свою очередь, определяет дальнейшее развитие психической и физической активности.

Активность социального поведения пожилых людей означает, что пожилые люди выполняют не только  привычные действия, но и такие,  которые  основаны на  расширении их  самостоятельности при решении своих социальных и личных проблем. При этом развиваются  такие  качества  личности,  как  способность  контролировать  свою жизнь, активнее участвовать в общественной жизни. Исходя их этого определены основные пути активизации социального поведения пенсионеров: среди них, во-первых,  трудовая  занятость, которая позволяет улучшить материальное положение, оказывать помощь детям и внукам, дает возможность общаться с коллегами по работе, является стимулом для поддержания  себя  в  хорошем физическом  состоянии, приносит  удовлетворение  от  ощущения  себя  нужным  и  полезным человеком; во-вторых, участие в клубах для пожилых людей, которое позволяет  заниматься  своими  увлечениями (хобби)  вместе  с  единомышленниками; проводить  активно  свободное время в кругу ровесников (занятия оздоровительной физкультурой, занятия танцами, пение);  регулярно  встречаться  с  представителями  власти,  врачами, психологами, юристами; участвовать в совместных встречах с молодым  поколением;  в-третьих,  участие  в  общественных  организациях (Совет ветеранов, партия пенсионеров и др.); в-четвертых, волонтерское  движение,  участие  в  котором  дает  возможность  избавиться  от чувства собственного одиночества и невостребованности.

Социальная активность людей пожилого и старческого возраста зависит от ряда факторов: мотивы,  потребности, качество жизни (удовлетворенность жизнью) и др. У пожилых людей наблюдается стремление к уважению и признанию, потребность в общении, в проявлениях дружбы и любви, чувствительность к похвале и критике; неустойчивость настроения и поведения в стрессонасыщенных ситуациях.

Данные, полученные в ходе исследования, позволили выявить особенности личности пожилого человека, обеспечивающие социальную активность (уровень социально-психологической адаптации, особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер личности).

 

Список использованных источников

 

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академич. Проект, 2003.
  2. Альперович В. Д. Социальная геронтология: Пожилые и молодые о старости и старении. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  3. Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы // Психологический журнал. 1994. № 3.
  4. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. 1996. №6.
  5. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г. Возрастная психология: личность от молодости до старости. - М.: Педагогическое общество России, 1999.
  6. Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. - М.: Московский психологосоциальный ин-тут, 2003.
  7. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. Харвест. 2001.
  8. Ермолаева М. В. Практическая психология старости.- М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002.
  9. Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? (Теории и традиции западной социальной геронтологии) // Мир психологии. 1999. № 2.
  10. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер. 2000.
  11. Краснова О.В. Социальная психология старения. - М.: Академия, 2002.
  12. Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии. 1999. № 2.
  13. Краснова О.В. Социальнопсихологические вопросы старения // Журнал практического психолога.- 1997.- № 3.- С.3-20.
  14. Краснова О.В. Условия и качество жизни в позднем возрасте// Психология зрелости и старения.-2001.- № 4.- С. 70-81.
  15. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости.- М., 2002.
  1. Марцинковская Т. Д. Особенности психического развития в позднем возрасте// Психология зрелости и старения. 1999. № 3.

  1. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. –М.: Прайм-Еврознак, 2007.
  2. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5.
  3. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки психологии. - СПб. 2000.
  4. Социальная геронтология: современные исследования: Реферативный сборник. - М., 1994.
  5. Старость: социальная психология старения // Мир психологии.- 1999.-№ 2.
  6. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. - СПб.: Питер, 2002. С. 14.
  7. Толстых Н.Н. Использование метода неоконечных предложений  для изучения временной перспективы. //Научно методические основы использования конкретных психодиагностических методик. М. 1988.
  8. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.
  9. Фролькис В.В. Старение и старость // Биология старения. - 1982.
  10. Холостова Е.И., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Уч.пособие.- М.: Дашков и К, 2005.
  11. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005.
  12. Шаповаленко И'.В. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. - 1999.
  13. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. - М.: Медицина. 1996.
  14. Лидерс А. Г. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых людей. // Психология зрения и старения. -1998.- №4. -С. 13 - 22.
  15. Яцемирская Р. С, Беленькая И. Г. Социальная геронтология. - М.: Владос, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

 

 

 

№ п/п

Понятие

Содержание

1

Активность

Понятие, выражающее способность живых существ производить движения произвольные и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей. В психологии выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, выполнения и видоизменения, как свойство ее собственного движения.

2

Ведущая деятельность

Деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.

3

Геронтогенез

Один из возрастных периодов в жизни человека - период старения, который начинается после 60 лет.

4

Геронтология

Изучение процессов старения. Эта дисциплина рассматривает все аспекты старения: физические, психологические, социальные и т. Д.

5

Геронтофобия

1. Навязчивый страх, боязнь  общения со стариками. 2. Боязнь  старости, старения.

6

Депрессия

Состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

7

Кризис

Состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.

8

Личность

Относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст.

9

Социальная активность

Системное образование, которое характеризуется проявлением интенсивности освоения совокупности предоставляемых обществом потенциальных возможностей для достойной жизнедеятельности и участия человека в развитии общества.

10

Мотив

Материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

11

Одиночество

Один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей.

12

Потребности

Форма проявления интенциональной природы психики, в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода.

13

Самооценка

Ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.

14

Синдром выгорания

Состояния физического утомления и разочарования, которое возникает у людей. Данный синдром сопровождается также эмоциональным истощением, деперсонализациями.

15

Старение

Процесс возникновения и развития в органах и системах организма возрастных изменений, приводящих к нарушению его биологической и социальной адаптации.

16

Старость

Заключительный период жизни, условное начало которого связано с отходом от непосредственного участия в производительной жизни общества.

17

Стресс

Состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

 

Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

Процедура проведения

Инструкция

В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни, переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Прочитав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от 0 до 6, подходящий, по вашему мнению:

0 - это ко мне совершенно  не относится;

1 – мне это не свойственно  в большинстве случаев;

2 - сомневаюсь, что это  можно отнести ко мне;

3 - не решаюсь отнести  это к себе;

4 - это похоже на меня, но нет уверенности;

5 - это на меня похоже;

6 - это точно про меня.

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.

 

Обработка результатов

 

 

 

 

Ключ

Показатели

Номера высказываний

Нормы

1

а

Адаптивность

4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98

68-136

b

Дезадаптивность

2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100

68-136

2

а

Лживость –

34, 45, 48, 81, 89

18-36

b

Лживость +

8, 82, 92, 101

 

3

а

Приятие себя

33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96

22-42

b

Неприятие себя

7, 59, 62, 65, 90, 95, 99

14-28

4

а

Приятие других

9, 14, 22, 26, 53, 97

12-24

b

Неприятие других

2, 10, 21, 28, 40, 60, 76

14-28

а

Эмоциональный комфорт

23, 29, 30, 41, 44, 47, 78

14-28

b

Эмоциональный дискомфорт

6, 42, 43, 49, 50, 83, 85

14-28

а

Внутренний контроль

4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 91, 98

26-52

b

Внешний контроль

25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77

18-36

7

а

Доминирование

58, 61, 66

6-12

b

Ведомость

16, 32, 38, 69, 84, 87

12-24

8

 

Эскапизм (уход от проблем)

17, 18, 54, 64, 86

10-20

       

 

 

 

 

Текст опросника

 

  1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.

  1. Нет желания раскрываться перед другими.

  1. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.

  1. Предъявляет к себе высокие требования.

  1. Часто ругает себя за сделанное.

  1. Часто чувствует себя униженным.

  1. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.

  1. Свои обещания выполняет всегда.

  1. Теплые, добрые отношения с окружающими.

  1. Человек сдержанный, замкнутый, держится ото всех чуть в стороне.

  1. В своих неудачах винит себя.

  1. Человек ответственный; на него можно положиться.

  1. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.

  1. На многое смотрит глазами сверстников.

  1. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.

  1. Собственных убеждений и правил не хватает.

  1. Любит мечтать - иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.

  1. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживании обид, мысленно перебирая способы мщения.

  1. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него не проблема.

Информация о работе Психодиагностическое исследование факторов социальной активности у людей пожилого и старческого возраста