Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:56, реферат
Целью данной работы является - разобраться в проблеме психологической защиты человека.
Задачи работы:
- дать определение и общее понятие механизмов психологической защиты;
- рассказать об основных видах и типах психологической защиты.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Общее понятие о механизмах психологических защит личности……....3
2. Типология, основные виды и функции защитных механизмов
2.1. «Естественные» психологические защиты…………………….......7
2.2. «Интегративные» психологические защиты……………………..12
3. Основные приемы юмора как психологической защиты и их использование……………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы и источников…………………………...25
Итак, подавление происходит сознательно, но его причины могут осознаваться, а могут и не осознаваться. Продукты подавления находится в предсознательном, а не уходят в бессознательное, как это можно видеть в процессе вытеснения. Подавление - сложный механизм защиты. Одним из вариантов его развития является аскетизм.
Аскетизм
Аскетизм как механизм
психологической защиты определяется
как отрицание и подавление всех
инстинктивных побуждений. Данный механизм
характерен в большей степени
для подростков, примером которого
является недовольство своей внешностью
и стремление к ее изменению. Это
явление связано с несколькими
особенностями подросткового
Рассматривая аскетизм как механизм психологической защиты, нельзя не обратиться к работам, посвященным психологии религии. Правда, не во всех трудах можно встретить описание данного явления как защиты, но в исследованиях Д.М. Угреновича, который очень много писал об особенностях сознания верующих людей, содержится понимание аскетизма именно как защитного механизма личности. Он выделял два типа верующих: экстравертированных и интровертированных. У последних и распространена такая форма поведения, как аскетизм в качестве средства ухода от окружающего мира, бегства в иллюзорный религиозный мир.
А. Фрейд отличала аскетизм от механизма вытеснения на двух основаниях:
1. Вытеснение связано
со специфическим
2. При вытеснении в
некоторой форме имеет место
замещение, в то время как
аскетизм может быть замещен
только переключением на
Эту группу условно можно
обозначить как «преобразование
информации с помощью различных
механизмов защиты». В отличие от
первой, защиты, входящие в эту группу,
связаны с бессознательной
В результате действия этих защит личность начинает обладать неадекватной реальности информацией и жить в мире иллюзий. В качестве таких механизмов психологической защиты будут рассмотрены: агрессия, десакрализация, идеализация, проекция, трансформация, идентификация, играние роли, инверсия, эмоциональное выгорание, обесценивание, рационализация, компенсация, интеллектуализация, интроекция, ретрофлексия.
Агрессия
В момент фрустрации агрессивный
импульс направлен, в общем виде,
на источник этой фрустрации. Этот импульс
усиливается с увеличением
Основные разновидности агрессии:
1. Прямая агрессия - как
правило, обращена на других. Может
проявляться в поведении (
2. Косвенная (смещенная)
агрессия - направлена не непосредственно
на нежелательный или
3. Вымещение - защитный
механизм, направляющий негативную
эмоциональную реакцию не на
психотравмирующую ситуацию, а на
объект, не имеющий к ней отношения.
Этот механизм создает как
бы «замкнутый круг»
Например, людей, на которых направлено действие механизма вымещения, в народе называют «козлами отпущения». Обычно это люди, которые слабее, обязаны или зависят от личности, находящейся в психологической защите.
Механизм вымещения отражен в одной из картин Битсрупа - босс пришел в плохом настроении в контору и как следствие этого «сорвал» его, отругав заместителя, заместитель - клерка, клерк - рассыльного, рассыльный, выходя из офиса, пнул собаку, собака укусила выходящего в то время из офиса босса.
Эта форма психологической защиты широко растространена в различного типа взаимоотношений и ее профилактика может заключаться в развитии и формировании умений находить компромиссы в конфликте, сохранять консенсус или спокойно отказываться от взаимоотношений с кем-то, если они уже изжиты. В современной психологии и конфликтологии разработаны разнообразные системы превенции, профилактики и разрешения межличностных конфликтов, с помощью которых личность может нейтрализовать, а то и вовсе отказаться от такого защитного механизма как вымещение.
Идеализация
Идеализация связана, прежде
всего, с завышенной эмоциональной
самооценкой или оценкой
Например, влюбленность предполагает завышенную оценку объекта любви, который наделяется широким спектром позитивных качеств, в том числе и не присущих индивиду, но боготворится личностью.
Идеализация имеет место
до тех пор, пока сохраняется влюбленность.
Идеализация связана и с
К. Хорни отмечала, что защитный механизм идеализации выполняет ряд важных для личностной стабильности функций: заменяет реальную уверенность человека в своих силах (вера в свои возможности становится необходимым компонентом идеализированного образа); создает условия для чувства превосходства, ощущения того, что он лучше, достойнее других; подменяет подлинные идеалы, (при действии защиты человек смутно представляет себе то, чего он хочет; его идеалы не отличаются определенностью, они противоречивы, но идеализированный образ придает жизни некоторый смысл); отрицает наличие внутрипсихических конфликтов (отвергает все, что не входит в созданный им самим образ поведения); порождает в личности новую линию расколов, образовывая барьер к ее подлинному развитию, формирует отчуждение от самой себя, создает новые жизненные иллюзии - такой защитный механизм личности, который служит основанием для дальнейшего развития идентификации и самоидентификации.
Проекция
Проекция основывается на том, что личность бессознательно приписывает другим людям качества, которые присущи самому проецирующему и которые он не хочет иметь, не хочет осознавать.
Например, человек с гомосексуальными чертами, не осознавая их в себе, замечает мельчайшие их оттенки в других людях. Человек, озабоченный желанием стать самым значимым и авторитетным членом группы наделяет такими же мотивами своего коллегу, бессознательно начинает видеть в нем соперника, конкурента и, соответственно, с этим строит свои взаимоотношения, трактуя их с позиции самообороны.
Вообще сам термин «проекция» употребляется в достаточно широком спектре явлений - в искусстве, когда человек проецирует свой внутренний мир, создавая картины, художественные произведения, в обыденной жизни, когда человек смотрит на окружающий мир через призму своего состояния, настроения. Так, человек в радости смотрит на других через «розовые очки» и т.д. [8]
Но механизм защиты, называемый проекцией, нечто иное. Он тесно связан с другими защитными реакциями, так как сначала некоторый материал человек вытесняет, отрицает и только после этого он начинает четко замечать его в других людях, тем самым избавляясь от тревоги, внутренних конфликтов и укрепляет образ Я, свое самоотношение, трактуя поведение других людей, исходя из собственных мотивов.
Таким образом, проекция есть механизм защиты, связанный с формированием тенденции «перемещения на других» источников собственных проблем, неудовлетворенности, неудобства и др. Проецируя, индивид в своих неудачах обвиняет других и, как правило, именно в том, чего он боится в самом себе. Проекция, освобождая временно от негативных переживаний, делает человека либо чрезмерно подозрительным, либо очень беспечным.
В основе проекции лежит механизм отчуждения собственного Я, что позволяет «видеть» и воспринимать свои нежелательные личные качества в других людях, но не замечать их в себе, приписывая их другому.
Играние роли
В основе играния роли лежит установление контроля над окружающими с целью снятия с себя ответственности, получения определенной выгоды (награды), повышения собственной значимости и обеспечения собственной безопасности и спокойствия с помощью установления шаблона поведения, который не изменяется в новых условиях. Например: учитель, считающий, что он все время должен «сеять разумное, доброе, вечное», играет роль учителя в любой ситуации, а не только на школьном уроке. Тогда он становится невыносимым в семье, неприятным при неформальном общении на дружеских встречах, вступает в конфликты с незнакомыми детьми и их родителями и т.д.
Как и при других формах психологической защиты, играние ролей предохраняет от «уколов», но одновременно лишает личность теплых взаимоотношений, так необходимых ей для благополучного существования. Изменение к лучшему объективных условий жизнедеятельности мало что меняет в лучшую сторону в судьбе человека, находящегося в роли.
Так, женщина в роли Жены Алкоголика сколько бы раз не выходила замуж, все равно будет жить с алкоголиком. А Золушка, если не выйдет из роли, никогда не избавится от грязной и тяжелой физической работы.
В отличие от других психологических защит, играние роли позволяет человеку использовать внешний ресурс для защиты внутренней проблемы с целью обезопасить себя и даже получить определенную выгоду, когда индивид идентифицирует себя с выполняемой ролью.
Инверсия
Для всех психологических
защит личности, основанных на инверсии,
характерно наличие тенденции
Юмор
юмор понимается как
беззлобно-насмешливое
Достигается защита Я, за счет
обесценивания смехом объекта, на который
направлен юмор. Многие исследования
показали, что особенность юмора
как психологической защиты состоит
в автоматическом преобразовании чувств.
Локализация юмора в
По сути, юмор преследует
те же цели, что и любая психологическая
защита - предупреждение возникновения
неудовольствия из внутренних источников,
снятие тревоги. Однако, он не скрывает
содержания представлений, связанных
с мучительным аффектом от сознательного
внимания, как это делает, например,
вытеснение и не подвергается подавлению
со стороны сознательного
Рационализация
Э. Фромм заметил, что рационализация есть способ «остаться в стаде» и чувствовать себя личностью.
Ученик объясняет, что не сделал домашнее задание потому, что был занят более важными делами; предприниматель не стыдится скрывать свои доходы потому, что «все так делают»; отвергнутый поклонник считает, что девушка не так уж и привлекательна, и он найдет себе другую, которая не только красивее, но умнее и лучше его понимает; абитуриент, не поступивший в университет, говорит, что таких специалистов сейчас много и трудно найти хорошую работу.
Рационализация основана на особенностях мышления принимать решения путем «фильтрации» информации в соответствие с основными правилами между «должен» и «нельзя» и получением нужного в данный момент заключения для оправдания своего поступка. В последующем индивид, как правило, не пытается пересматривать эти отношения.
Рационализация играет позитивную роль, когда человек живет в ситуациях, вызывающих отрицательные переживания, дает возможность лучше адаптироваться к ним. Частое использование этого механизма психологической защиты ведет к неадекватной оценке возникающих проблем.