Психологические игры и упражнения как средство снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 15:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: обосновать и экспериментально доказать влияние психологических игр и упражнений на снижение агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.

Гипотеза исследования: работа над снижением агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, будет более эффективной при использовании психологических игр и упражнений, если в процессе работы будут соблюдены следующие условия:

-учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

-учет эмоционального состояния подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….


Глава 1. Теоретические основы влияния психологических игр и упражнений на снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома…………………….

1.1. Проблема агрессии и агрессивного поведения в психолого-педагогических исследования……………………………………………………

1.2 Общая характеристика детей подросткового возраста…..............................

1.3. Общая характеристика воспитанников современного детского дома……

1.4 Психологические игры и упражнения как средство снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома……………………………………………………………


Выводы к главе 1…………………………………………………………………


Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома посредством психологических игр и упражнений

2.1. Определение уровня агрессивности у детей подросткового возраста (констатирующий этап эксперимента)…………….................................................

2.2. Снижение агрессивного поведения детей подросткового возраста посредством психологических игр и упражнений (формирующий этап эксперимента)………………………………………………………………………….

2.3. Определение уровня агрессивности у детей подросткового возраста (контрольный этап эксперимента)…………………………………………………

Выводы к главе 2…………………………………………………………………….

Заключение …………………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР агрес. поведение.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

    Таким образом, мы рассмотрели особенности  детей подросткового возраста. Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских  возрастов,   представляющий  собой  период  становления  личности. У подростка формируется «чувство взрослости», ведущий вид деятельности  подростка – это интимно – личностное общение со сверстниками. Социальная ситуация развития – эмансипация  от взрослых, реакция  «группирования». Возникновение социального сознания  и самосознания; самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни). В условиях интерната у подростков часто складывается агрессивный  тип поведения и эмоционального реагирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3. Общая  характеристика воспитанников современного детского дома

    Наиболее  простое распространенное психологическое  объяснение возникновения агрессии у детей-сирот состоит в том, что агрессия есть  следствие   неудовлетворенности (фрустрированности) потребности в родительской, материнской любви. Следует добавить, что, по мнению некоторых авторов, у этих детей неудовлетворенны и другие социальные потребности – в неформальном общении, в самоутверждении, во взрослом как идеале и т.п. - и именно это тотальная неудовлетворенность ведет их к агрессивности.

    В качестве важной причины возникновения  агрессивных  реакций отмечаются также дефекты  в становлении  идентичности. Отмечается неустойчивость, спутанность, противоречивость и неопределенность «Я-концепции», которая  сводится у  детей, воспитывающихся  без семьи, к зыбкому набору случайных характеристик  и может служить как причиной, так  и следствием постоянного переживания глубокого эмоционального  дискомфорта. У детей, растущих вне семьи, часто отсутствуют способы социального подкрепления представления о собственной ценности, столь важного для нормального развития личности. При этих условиях такой глубокий эмоциональный дискомфорт, как правило, выливается  в агрессию.

    Исследователи Г. Аммон, В. С. Ротенберг и С.М. Бондаренко   делают  вывод о том, что, обзорно говоря, бессмысленно  бороться с драками, заменяя  их вышиванием, что место агрессивной  реакции  не может быть занято просто ее отсутствием, а надо находить путь перевода неконструктивной агрессии  в  конструктивную. Здесь еще можно добавить, что у детей из детского дома «внешнеобвиняющих» реакций в три раза больше, чем «самообвиняющих», что свидетельствует о повышенной  агрессивности воспитанников.

    Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.[13]

    Часто такие подростки находятся по отношению к официальному руководству  образовательного учреждения в некоторой оппозиции.

    Раскрытие причин и характера агрессивности  детей и подростков требует проведения определённой классификации.

    В различной литературе по данной тематике упоминается о ряде работ зарубежных исследователей, которые предложили разделение агрессивного поведения  подростков на две группы:

  • Подростки с социализированными формами антиобщественного поведения, для которых не характерны психические, эмоциональные расстройства.
  • Подростки, отличающиеся несоциализированным агрессивным поведением, для которых характерны различные психические нарушения.

    Отечественный психолог Л.М. Семенюк [13] выделяет четыре группы  агрессивных подростков:

  • Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
  • Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.
  • Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.
  • Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.

    Таким  образом, мы дали мы дали общую   характеристику воспитанников современного детского дома. В развитии детской агрессивности проявляется тот же закон, что и в развитии всех других форм отклоняющегося поведения: от внешнего к внутреннему, а затем от внутреннего к внешнему. Сначала изменения во внешнем поведении приводят к внутренним переменам и закрепляют их, а потом уже внутренние установки начинают определять поведение. Пришли  к выводу о необходимости  перевода неконструктивной агрессии  в  конструктивную. Рассмотрели  классификации агрессивного поведения  детей подросткового возраста  зарубежных и отечественных исследователей.

                 

 

1.4. Психологические игры и упражнения как средство снижения агрессивного поведения  у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.

    Психологические игры и упражнения являются  естественной  формой взаимодействия  между   детьми, именно в играх  личность ребенка  развивается свободно, стремительно  и  гармонично.

    С 19 века появляются первые научные теории  игры. Игра становится  предметом  систематического  научного изучения с  различных позиций:

  • физиологических (Г.Спенсер, М.Лацарус);
  • биогенетических (Г.С.Холл);
  • психотерапевтических (З.Фрейд, Я.Морено) и др.

    В наше время мало кто из педагогов, психологов  не понимает  значения игры. Использование игры в коррекционных и терапевтических целях в психологической практике исторически связано с теоретическими традициями психоанализа. Начало игровой терапии было положено еще в двадцатые годы нашего века в работах зарубежных авторов [14, С.29]

    В последнее время можно наблюдать  значительное возрастание интереса к использованию метода игровой терапии и в нашей стране. Проблема игры как деятельности, занимались такие исследователи как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин.

На первых этапах работы с агрессивными детьми и  подростками рекомендуют подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев, а также использовать психологические игры и упражнения  с целью снижения уровня агрессии. Психолог Я.А.Павлова рекомендует педагогам включать агрессивных детей в совместные игры с  неагрессивными. При этом воспитатель должен находится рядом и в случае возникновения конфликта помочь  детям  разрешить  данный конфликт на месте.

    Смирнова  Т.П. в своих работах, посвященных  проблеме агрессивного поведения  детей и подростков  выделяет следующие направления работы:

    1. Игры  и  упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способам выражения  гнева;
    2. Психологические упражнения, направленные на обучение детей  навыкам контроля  и  управления  собственным  гневом (навыки саморегуляции);
    3. Игры и упражнения, направленные  на обучения  ребенка  конструктивным поведенческим реакциям;
    4. Игры и упражнения, направленные на развитие позитивной самооценки.

Вывод   к  главе 1

    Изучив  и сделав анализ литературы по проблеме влияния психологических игр и упражнений на снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, мы пришли к следующим выводам.

Агрессия - общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. В психолого-педагогической литературе указывается  множество определений агрессии, но, по - мнению  современных исследователей, ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным. Наиболее известные теоретические положения: теория влечения, фрустрационная теория, теория социального научения. Рассмотрели структуру агрессивного проявления, а также формы агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках.

В развитии детской агрессивности проявляется  тот же закон, что и в развитии всех других форм отклоняющегося поведения: от внешнего к внутреннему, а затем от внутреннего к внешнему. Сначала изменения во внешнем поведении приводят к внутренним переменам и закрепляют их, а потом уже внутренние установки начинают определять поведение. У детей из детского дома «внешнеобвиняющих» реакций в три раза больше, чем «самообвиняющих», что свидетельствует о повышенной  агрессивности воспитанников. Пришли  к выводу о необходимости перевода неконструктивной агрессии  в конструктивную. Рассмотрели  классификации агрессивного поведения  детей подросткового возраста  зарубежных и отечественных  исследователей.

Психолог  Я.А.Павлова рекомендует педагогам  включать агрессивных детей в  совместные игры с  неагрессивными. При этом воспитатель должен находится рядом и в случае возникновения конфликта помочь  детям  разрешить  данный конфликт на месте. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме снижения агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, посредством психологических игр и упражнений

    1. Определение уровня агрессивности  у детей подросткового  возраста  (констатирующий этап  эксперимента)
 

       Целью эмпирического исследования  было: обосновать и экспериментально  доказать влияние психологических игр и упражнений на  снижение агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома. Исследование проводилось на базе  Детского дома № 5  КАО г. Омска. К работе были привлечены дети подросткового возраста, в количестве 16 человек (см. Дневник исследования).

    Наше  эмпирическое исследование проходило  в форме психолого-педагогического  эксперимента и включало три этапа:

    Констатирующий – с целью выявления уровня агрессивности  у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома. Сроки проведения  констатирующего эксперимента –          ;

    Формирующий – с целью подбора и апробации психологических игр и упражнений  для снижения уровня агрессивного поведения  у  детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома. Сроки проведения –    ;

    Контрольный – с целью выявления эффективности подобранных психологических игр и упражнений на снижение агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома. Сроки проведения –         .

    Целью констатирующего этапа эмпирического исследования было выявление уровня  агрессивности  у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.

    На  данном этапе исследования нами решались следующие задачи:

    1) подбор диагностических методик  для выявления уровня агрессивности  у детей  подросткового возраста;

    2) изучение уровня  агрессивного поведения у детей  подросткового возраста.

    Нами были использованы следующие методы: наблюдение,

    Наблюдение

    Цель: определение уровней агрессивности у детей подросткового возраста.

Информация о работе Психологические игры и упражнения как средство снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условия