Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 15:37, дипломная работа
Цель исследования: обосновать и экспериментально доказать влияние психологических игр и упражнений на снижение агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
Гипотеза исследования: работа над снижением агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, будет более эффективной при использовании психологических игр и упражнений, если в процессе работы будут соблюдены следующие условия:
-учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
-учет эмоционального состояния подростков.
Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы влияния психологических игр и упражнений на снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома…………………….
1.1. Проблема агрессии и агрессивного поведения в психолого-педагогических исследования……………………………………………………
1.2 Общая характеристика детей подросткового возраста…..............................
1.3. Общая характеристика воспитанников современного детского дома……
1.4 Психологические игры и упражнения как средство снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома……………………………………………………………
Выводы к главе 1…………………………………………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме снижения агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома посредством психологических игр и упражнений
2.1. Определение уровня агрессивности у детей подросткового возраста (констатирующий этап эксперимента)…………….................................................
2.2. Снижение агрессивного поведения детей подросткового возраста посредством психологических игр и упражнений (формирующий этап эксперимента)………………………………………………………………………….
2.3. Определение уровня агрессивности у детей подросткового возраста (контрольный этап эксперимента)…………………………………………………
Выводы к главе 2…………………………………………………………………….
Заключение …………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………..
Организация и проведение исследования
Наблюдение проводилось в естественных условиях, в течение 3 дней и носило не включенный характер. Экспериментатор был хорошо знаком детям, что не нарушало обычного течения жизни и деятельности детей. Полученные в ходе наблюдения данные заносились в протоколы. Для определения уровня агрессивности у детей подросткового возраста нами, на основе критериев, предложенных Лютовой, Мониной, были разработаны критерии и показатели, представленные в таблице №1.
Таблица 1
Критерии
и показатели развития
эмпатии
Критерии | Показатели | Баллы |
Анализ полученных результатов
Проведя наблюдение за подростками, мы проанализировали полученные результаты, определили уровень агрессивности у детей экспериментальной группы. Наблюдение показало, что в группе преобладает средний уровень агрессивности. Результаты исследования были занесены в протокол, где отражались индивидуальные показатели уровня агрессивности у детей подросткового возраста. (см. приложение № )
Мы установили следующие уровни агрессивности: низкий уровень (НУ), средний уровень (СУ), высокий уровень (ВУ).
ВУ – качественный показатель –
Количественный показатель – баллов;
СУ – качественный показатель –
Количественный показатель – баллов;
НУ - качественный показатель –
Количественный показатель - баллов.
Результаты
занесены в таблицы № .
Таблица
Уровни агрессивности у подростков экспериментальной группы по данным наблюдения (констатирующий эксперимент)
Уровни | Количество детей | Процентный показатель |
Высокий | ||
Средний | ||
Низкий |
В процентном соотношении, в экспериментальной группе уровни распределились следующим образом:
ВУ -
СУ -
НУ
-
Цель:
Организация и проведение исследования
Методика проводилась в
Анализ полученных результатов
Общий
итоговый показатель степени выраженности
эмоциональной эмпатии
ВУ – баллов;
СУ – баллов;
НУ – баллов.
Проведя методику, мы проанализировали полученные результаты, определили уровень агрессивности у подростков экспериментальной группы. Методика показала, что в группах преобладает средний уровень . Результаты занесены в таблицы № .
Таблица
Уровни развития у детей группы №1 (констатирующий эксперимент)
Уровни | Количество детей | Процентный показатель |
Высокий | 1 | 6% |
Средний | 13 | 81% |
Низкий | 2 | 13% |
В процентном соотношении, в группе уровни распределились следующим образом:
ВУ –
СУ –
НУ –
Методика «Круг», автор В.В. Абраменкова.
Цель: изучение проявления сострадания в поведении детей.
Организация и проведение исследования
Нами использовался
Анализ полученных результатов
Результаты занесены в протоколы. (см. приложение № )
В
процентном соотношении:
Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента мы изучали уровни агрессивности детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома. Использовав диагностические методики и наблюдение за подростками в повседневной жизни и на тематических занятиях, мы установили уровни агрессивности у подростков экспериментальной группы.
По данным диагностических методик, подростки имеют
Результаты
занесены в таблицы № .
Таблица
Уровни агрессивности у подростков экспериментальной группы (констатирующий эксперимент)
Уровни | Количество детей | Процентный показатель |
Высокий | ||
Средний | ||
Низкий |
В процентном соотношении, в экспериментальной группе уровни распределились следующим образом:
ВУ -
СУ -
НУ -
Данные представлены в диаграмме.
Все
вышесказанное позволяет нам
определиться в дальнейшем ходе исследования.
Цель формирующего этапа экспериментальной работы – подобрать и апробировать психологические игры и упражнения для снижения уровня агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
Подобранные нами для формирующего этапа исследования игры и упражнения направлены на снижение снижения уровня агрессивного поведения у детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
Работа строится поэтапно. Каждый этап содержит блок игр и упражнений. На каждом этапе мы ставим определенные задачи.
Для снижения агрессивного поведения нами было подобраны 19 игр и упражнений предложенные Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной (см. приложение № )
Первый этап
Организация деятельности детей
Все дети с удовольствием играли в эти игры. Они вызывали у них огромный восторг, «море» эмоций.
Дети учились выражать свои эмоции, определять по выражению лица, позе, жестам, пантомимике состояние другого человека, понимать мимические выражения и выражения лица. В результате, дети научились более адекватно воспринимать различные эмоциональные состояния и овладели достаточно высоким уровнем использования художественно-образных выразительных средств - интонации, мимики и пантомимики (жесты, поза, походка).
Второй этап мы работали над формированием доброжелательных отношений в группе и улучшением общения со сверстниками.
Организация
деятельности детей
Таким образом, на этапе формирующего эксперимента нами было проведено 19 игр и упражнений психологического характера, направленных поэтапно на снижение агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
Проведенные
мероприятия на снижение агрессивного
поведения у подростков позволили перейти
к следующему этапу нашего исследования
– контрольному и установить их эффективность.
На
контрольном этапе психолого-
Используемые нами методы исследования остались прежними, что, на наш взгляд, дает возможность наиболее объективно оценить полученные результаты. Экспериментальная работа проводилась с детьми экспериментальной группы, (состав групп был прежним, количество детей – 16 человек).
В ходе контрольного этапа эмпирического исследования проблемы снижения агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома посредством психологических игр и упражнений нами использовались методы: наблюдение,
Наблюдение
Цель: определение уровней агрессивности у детей подросткового возраста.
Организация и проведение исследования
Наблюдение проводилось в естественных условиях, в течение 3 дней и носило не включенный характер. Полученные в ходе наблюдения данные заносились в протоколы.
Качественные и количественные показатели уровней агрессивности остались прежними. Полученные данные позволили определить уровни агрессивного поведения подростков.
Анализ полученных результатов
Результаты
исследования были занесены в протокол,
где отражались индивидуальные показатели
уровня агрессивности у детей подросткового
возраста.
Данные представлены в протоколе исследования (см. приложение № ).
Таблица
Уровни агрессивности у подростков экспериментальной группы по данным наблюдения (контрольный эксперимент)
Уровни | Количество детей | Процентный показатель |
Высокий | ||
Средний | ||
Низкий |