Психологические особенности детей с ЗПР и нарушение интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:32, контрольная работа

Краткое описание

В результате изучения литературы по предложеной теме мы выявили особенности развития детей с нарушением интеллекта и ЗПР.
Для выполнения практического задания было произведено:
1)наблюдение за учебной деятельностью школьника с умственной отсталостью
2) беседа на тему «Отношение к школе» со школьниками с ЗПР
Наблюдение проводилось за учеником 11 класса коррекционной школы

Содержание

Теоретическая часть.
Психолого-педагогическая характеристика школьников с
интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………..2
Психолого-педагогическая характеристика школьников с нарушениями
интеллекта …………………………………………………………………………………….2
Психолого-педагогическая характеристика школьника с задержкой
психического развития………………………………………………………………………. 7
Практическая часть.
Наблюдение за учебной деятельностью школьника с
умственной отсталостью …………………………………………………………………….10
Беседа на тему «Отношение к школе» со школьниками с ЗПР…………………………...12
Заключение …………………………………………………………………………………... 13
Приложения…………………………………………………………………………………... 14
Литература…………………………………………………………………………………… .16

Вложенные файлы: 1 файл

Контр.раб по Корр пед с осн. спец псих.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Для умственно  отсталых младших школьников также характерны нарушения поведения. В старших классах многие подростки успешно социально адаптируются, что сказывается в их поведении и в школе, и в семье. Волевая активность, формирующаяся под воздействием коррекционно-направленного обучения От младшего к старшему школьному возрасту у умственно отсталых учащихся отмечается развитие произвольных психических процессов.

ДеятельностьДля умственно отсталых детей характерно позднее и неполноценное формирование всех видов деятельности. В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для умственно отсталых детей одним из основных видов деятельности, помимо учебной, является трудовая.Задания, предъявленные на доступном уровне, создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков психического развития.Успешность их трудовой деятельности, так же как и нормально развивающихся детей, во многом зависит от их работоспособности. У умственно отсталых учащихся она ниже, чем у учеников обычной школы, соответственно и ниже результат их труда.Среди старшеклассников большинство достигают значительной самостоятельности в труде. Они могут правильно, без помощи учителя, выполнить несложное трудовое задание, а также вполне адекватно оценить полученный ими в процессе трудовой деятельности результат.

Мотивационно- потребностная  сфера.В сложной структуре формирующейся личности ребенка следует выделить мотивационно-потребностную сферу, которая у умственно отсталых школьников характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и кратковременностью побуждений к деятельности, ограниченностью мотивов, недостаточной сформированностью социальных потребностей. Мотивы, побуждающие их к выполнению той или иной деятельности (будь то игровая, трудовая, учебная), зачастую оказываются слабо выраженными, нестойкими и быстро исчерпываются. Усваиваются они детьми формально, не становясь их собственными побуждениями

При выполнении простой однообразной деятельности у умственно отсталых учащихся наблюдается быстрая истощаемость побуждений , так называемое «психическое насыщение» (И. М. Соловьев) .У учеников старших классов специальной школы мотивы деятельности, особенно имеющей практическую основу, характеризуются значительной устойчивостью.Наблюдения за деятельностью умственно отсталых школьников показывают, что похвала, положительная оценка общественной значимости достигнутых ребенком результатов способствуют формированию мотивации, побуждают его как можно лучше проявить себя при выполнении задания.В процессе обучения в школе у умственно отсталых учеников складываются определенные отношения друг с другом. Мотивы, побуждающие учащихся младших классов отдавать предпочтение или отрицательно относиться к своим сверстникам, в основном строятся на оценке, которую дает детям учитель. В средних классах для некоторых школьников мотивами выбора товарища являются или привлекательные черты его характера («смелый», «веселый»), или ситуационный фактор («живем рядом»). Отрицательное отношение чаще всего мотивируется наличием у одноклассника таких черт, как грубость, злобность, драчливость и т.д.У старшеклассников мотивы выбора товарища представлены более дифференцированно и определенно. Учащиеся высоко ценят такие качества сверстников, как смелость, стремление прийти на помощь.  

Самооценка и уровень притязаний . У младших умственно отсталых школьников самооценка неадекватна, правильные понятия о своих возможностях не сформированы. Они не способны критично оценить свои действия и поступки. Эти дети или завышают чрезмерно, или, наоборот, занижают свои способности и нравственные качества. Исключительно значимым в этот возрастной период является мнение взрослого. Если оценка взрослым способностей, черт личности, поступков ребенка без достаточных на то оснований бывает положительной, то у последнего формируется завышенная самооценка. В том случае, когда действия ребенка вызывают раздражение, недовольство окружающих и он слышит только порицания , формируется неправомерно заниженная самооценка.Для младших умственно отсталых учащихся характерен высокий уровень притязаний, поскольку они не могут правильно оценить свои возможности. С возрастом самооценка становится более адекватной, что говорит о развитии личности школьников. В результате коррекционного обучения у них проявляется умение правильно оценить и себя, и результаты своей деятельности. Межличностные отношения в коллективе и самооценка в большой мере определяются успехами в учебной деятельности школьников.  Учащимся старших классов вспомогательной школы присущ более высокий уровень самосознания. Умственно отсталые подростки адекватно оценивают свои успехи в учебной деятельности. С возрастом оценка своих интеллектуальных возможностей становится более реалистичной. У большинства умственно отсталых старшеклассников наблюдается избирательное отношение к школьным предметамК старшим годам обучения у учеников наблюдается предпочтение тех заданий, которые выполняются легко, но требуют определенного интеллектуального напряжения. Среди факторов, способствующих формированию положительного отношения к учению, существенное значение имеет педагогическая оценка. Дети обычно называют любимыми те предметы, по которым имеют хорошие оценки.

 

 

Психолого-педагогическая характеристика школьника с задержкой  психического развития                                                                                                                 Дети с задержкой психического развития приходят к школе с теми же особенностями, которые характерны для старших дошкольников. В целом это выражается в отсутствии школьной готовности: знания и представления об окружающей действительности у них неполноценны, обрывочны, основные мыслительные операции сформированы недостаточно, а имеющиеся неустойчивы, познавательные интересы выражены крайне слабо, учебная мотивация отсутствует , проявляемое ими желание идти в школу связано лишь с внешней атрибутикой (приобретение ранца, карандашей, тетрадей и т.п.), речь не сформирована до необходимого уровня , в частности отсутствуют даже элементы монологической речи, произвольная регуляция поведения отсутствует.Вследствие этих особенностей детям с задержкой психического развития чрезвычайно трудно соблюдать школьный режим, подчиняться четким правилам поведения, т. е. обнаруживаются трудности школьной адаптации. Во время уроков они не могут усидеть на месте, вертятся, встают, перебирают предметы на столе и в сумке, лезут под стол. На переменках бесцельно бегают, кричат, часто затевают бессмысленную возню. Существенную роль в таком поведении играет и свойственная большинству из них гиперактивность.Учебная деятельность их характеризуется низкой продуктивностью: они часто не усваивают задания, даваемые учителем, не могут на относительно длительное время сосредоточиться на их выполнении, отвлекаются на любые посторонние стимулы.

Особенности внимания. У младших школьников с задержкой психического развития внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется по-разному. У одних детей в начале выполнения задания наблюдается максимальная для них сосредоточенность, которая неуклонно снижается по мере продолжения деятельности, и ученик начинает делать ошибки или совсем перестает выполнять заданное. У других наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода выполнения заданных действий, а затем постепенно снижается. Есть дети, у которых наблюдаются периодические колебания внимания. Обычно устойчивое выполнение какой-либо деятельности ограничивается в I классе 5 — 7 минутами.Неустойчивость внимания сочетается с повышенной отвлекаемостью . У младших школьников, прошедших дошкольную подготовку в специальном детском саду, грубых недостатков внимания не наблюдается, однако проявления синдрома гиперактивности и дефицита внимания обнаруживаются и у них, особенно в условиях утомления и повышенного напряжения.                                                                                                            Восприятие.Неточность и замедленность восприятия в наибольшей мере проявляются в младшем школьном возрасте, когда обнаруживаются связанные с недостатками восприятия ошибки при списывании текста, воспроизведении фигур по зрительно представленным образцам и т.п. С возрастом восприятие детей с задержкой психического развития совершенствуется, особенно значительно улучшаются показатели времени реакции, отражающие скорость восприятия.                                        Память. С началом школьного обучения значение памяти в деятельности ребенка значительно возрастает, поскольку запечатление, сохранение и воспроизведение информации являются необходимыми условиями овладения системой знаний. Продуктивность воспроизведения непроизвольно запечатленного материала у первоклассников с задержкой психического развития по средним показателям в 1,6 раза ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников, и оказывается даже хуже, чем у нормально развивающихся дошкольников, которые на 2 — 3 года младше. Выявлены более низкие показатели продуктивности непроизвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися сверстниками получены . Все большую роль в школьном возрасте начинает играть произвольное запоминание. В процессе учения перед ребенком встают разнообразные мнемические задачи, различающиеся требованиями ко времени, объему и точности запоминания. Произвольное запоминание у детей с задержкой психического развития формируется значительно более медленными темпами. Характеризуя общие особенности кратковременной памяти детей с задержкой психического развития в сравнении с памятью нормально развивающихся, можно отметить малый объем , медленное нарастание продуктивности при повторных предъявлениях, повышенную тормозимость следов в результате интерференции со стороны побочных воздействий, нарушения порядка в воспроизведении, низкую избирательность Различия между детьми с задержкой психического развития и нормально развивающимися оказываются значительно большими по объему долговременной памяти . С учетом этой особенности памяти в школах и классах для детей с задержкой психического развития организуется значительно более частое по сравнению с обычной школой повторение пройденного материала при разнообразии форм его предъявления.                                                                                                         Мышление. У младших школьников с задержкой психического развития познавательная активность крайне низка, что является наиболее выраженным проявлением низкого уровня их психической активности в целом и крайне слабой познавательной мотивации. В начале школьного обучения у них обнаруживается несформированность даже основных мыслительных операций и действий, которыми нормально развивающиеся дети владеют уже в старшем дошкольном возрасте. Решение задач наглядно-образного характера, хотя и значительно улучшается по сравнению со старшим дошкольным возрастом, по уровню успешности значительно отличается от того, как это происходит у нормально развивающихся сверстников .Что же касается словесно-логического мышления, то в общем его уровень остается значительно более низким, чем свойственный нормально развивающимся школьникам.К концу среднего школьного возраста показатели выполнения задач всех типов приближаются к результатам нормально развивающихся сверстников, но неравномерно проявляющееся отставание в сформированности всех трех видов мышления сохраняется. В младшем школьном возрасте в норме развитие наглядно-действенного типа мышления фактически завершается, и в пределах применявшихся тестовых заданий нормально развивающиеся школьники в среднем дают 92 % самостоятельных решений. Соответственно к началу среднего школьного возраста дети с задержкой психического развития самостоятельно решают только 86 % таких задач.К концу среднего школьного возраста отмечаются значительные сдвиги уровня сформированности словесно-логического мышления. Это проявляется в улучшении показателей выполнения заданий всех применявшихся субтестов и сближении показателей подростков с задержкой психического развития и нормально развивающихся.                                                                                                                    Особенности речевого развития. Произношение и фонематический слухУ большинства детей произношение отдельных звуков правильное, но в целом оно недостаточно четкое, что и создает “смазанность” речи Дефекты произношения могут быть обусловлены разными причинами: они могут отражать недостаточную дифференцированность связей внутри речедвигательного анализатора, но могут быть и следствием недостаточности обратной связи, т.е. могут определяться дефектами фонематического слуха.Следует, однако, отметить, что в большинстве случаев эти дефекты устраняются в процессе обучения в начальных классах. Словарь Недостатки словаря детей с задержкой психического развития, его бедность проявляются как в малочисленности употребляемых ими слов (особенно узок активный словарь), так и в том, что слова, которыми пользуются дети, имеют или слишком ограниченное значение, или, напротив, чрезмерно широкое и недифференцированное. Особенно ограниченным оказывается запас слов, обозначающих свойства и признаки предметов. В речи детей встречаются главным образом прилагательные, обозначающие цвет, величину и форму предметов, реже — материал, из которого они сделаны. Одной из наиболее часто встречающихся в речи детей категорией слов являются существительные. Грамматический строй речиПри изучении словообразования у школьников с задержкой психического развития выявилось довольно значительное число слов, которые не встречаются при выполнении таких заданий нормально развивающимися детьми. Особо следует рассмотреть случаи образования неологизмов — слов, не применяющихся обычно в речи, созданных самими детьми. Недостаточная сформированность грамматического строя речи детей с задержкой психического развития замечается нередко, только когда ребенок приступает к школьному обучению. Она проявляется в трудностях при овладении новыми формами речи — повествованием и рассуждением и выступает в ситуациях, требующих развернутых речевых высказываний.   Особенности эмоционально-волевой сферы и личности. Младшие школьники с задержкой психического развития обладают эмоциональной лабильностью, слабостью волевых усилий, несамостоятельностью и внушаемостью, личностной незрелостью в целом. Для всех младших школьников с задержкой психического развития характерны частые проявления беспокойства и тревоги. В школе наблюдается состояние напряженности, скованности, пассивность, неуверенность в себе В старшем школьном возрасте у школьников с задержкой психического развития обнаруживается ряд особенностей личности, общих с наблюдаемыми у нормально развивающихся подростков. Это слабость, уязвимость личности, высокая экстрапунитивность реакций с агрессией на окружение, ведущая к конфликтности; некорректность в отношениях с окружающими; выраженность самозащитных реакций; наличие признаков акцентуации характера. Но в отличие от нормально развивающихся сверстников у них слабо выражены реакции самоутверждения, самоопределения, характерные для этого возраста. Не проявляется острая потребность в объединении со сверстниками, взрослые остаются для них более значимыми.

 

Практическая  часть

Для выполнения практического задания было произведено:

1)наблюдение за учебной деятельностью школьника с умственной отсталостью

2) беседа на тему «Отношение к школе» со школьниками с ЗПР

 

Наблюдение  за учебной деятельностью школьника  с   умственной отсталостью

Протокол наблюдения за учебной деятельностью учащегося    

 

Фамилия и имя  учащегося Новосёлов Андрей         11      класс

Возраст 17   лет

Цель: выявить особенности учебной деятельности

Дата   19 октября 2012 г            Урок по счету  1             Урок Столярное дело

 

Операционные  характеристики деятельности

 

                             Работоспособность

                                      Темп деятельности

Колебания

работоспособности

Работоспособность снижена 

Работоспособность выражено снижена

Неравномерный  тип  деятельности

Сниженный

тип деятельности

Ситуативно-

сниженный тип деятельности

Без  колебаний, работоспособность хорошая

 

Нет

Нет

Относительно

Нет

Нет


 

Целенаправленная  деятельность( регуляторная зрелость)

 

Импульсивные проявления

Трудности программирования и контроля

Отвлекаемость

Наличие импульсивных ответов

Двигательная или речевая  расторможенность

Низкая мотивация деятельности

Трудности удержания( контроля) алгоритма многокомпонентной деятельности

Выраженная  потребность  во внешнем программировании деятельности

Отвлекался редко

 

 

Присудствовало

На среднем уровне

Нет

Работал по алгоритму, т.к. выполнял данную работу уже многократно( изготовление подрамников для шелкографии)

Частично


 

Речевое развитие

 

                                                                                     Особенности речевого развития

Низкая речевая актив

ность

Чрезмер

ная речевая активность

Признаки недостаточ ного развития

Нарушение звукопроиз ношения

Проблемы развернутой  речи и понимания речи

Трудно

сти иници

ации речевого высказы

вания

Запинки, заикание

Трудности речи в режиме диалога

Эмоцион альная неадекват  ность, эхолалии, речь  «в  некуда»

Особен

ности интона

ции и модуля

ции голоса

Нет

Активно отвечал на вопросы  учителя.

Частично

Произносил отчетливо

Частично

Небыло

Небыло

Активно вступал в  диалог

Небыло

Голос спокой

ный, чувствова

лось волнение


Особенности двигательной сферы

 

                             Особенности двигательной  сферы

Специфические моторные проявления

Моторно неуклюж

Много «лишних» движений

Движения медленные , вялые

Наличие навязчивых движений, так называемых «невротических»  по типу порёрхиваний, подергиваний, тиков

Наличие вычурных, своеобразных, стереотипично повторяющихся движений

Частично

Частично

Иногда

Небыло

Небыло


 

Аффективные и  эмоциональные особенности

 

                             Преобладание эмоционального фона настроения

Адекватность эмоциональных  реакций

Преобладание сниженного эмоционального фона

Преобладание повышенного  эмоционального фона

Преобладание тревожного настроения

Преобладание агрессивного фона

дисфоричность)

Выраже

нная эмоциональ

ная  лабильность

Наличие неадекват    ных эмоциональ ных реакций по признаку

Наличие неадекват     ных эмоциональ ных реакций по силе

Эмоциональ-ная ранимость

Частично

Нет

Наблюдалось тревожность  и волнение

Небыло

Частично

Небыло

Частично

Чувствовалось волнение


 

Особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми

Коммуникативная активность

                                  Коммуникативная адекватность

Конфликтность

Чрезмерная коммуника

тивная активность

Низкая коммуника

тивная активность

Трудности

оценки коммуника

тивных посылов

Неадекватные коммуникативные  реакции

Наличее коммуника

тивных барьеров

Сформиро

ванность навыков общения

Высокий уровень конфликтости

Извирательно высокая  конфликтность

Активно отвечал на вопросы  учителя и студентов

Нет

Небыло

Небыло

Тревожность и волнение

Частично

Небыло

Небыло


 

ВыводыВ результате наблюдения выявили следующие особенности учебной деятельности:

1) во взаимодействии  ребенка с окружающими наблюдалась  активность, мальчик открыто шёл  на контакт как с учителем , так и студентами. Однако наблюдалась  небольшая тревожность и волнение. На вопросы учителя отвечал первым  из класса.  Речь была четкая, без запинок. Построение предложение было правильное, обнако предложения были короткими ( в основном состояли из 2- 3 слов). Эмоциональная окрашенность речи была слабая. Понимание речи было на среднем уровне, иногда учителю приходилось повторять свой вопрос переформулировав его. Наблюдалась «бедность» словарного запаса.

Информация о работе Психологические особенности детей с ЗПР и нарушение интеллекта