Психологические особенности детей с ЗПР и нарушение интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:32, контрольная работа

Краткое описание

В результате изучения литературы по предложеной теме мы выявили особенности развития детей с нарушением интеллекта и ЗПР.
Для выполнения практического задания было произведено:
1)наблюдение за учебной деятельностью школьника с умственной отсталостью
2) беседа на тему «Отношение к школе» со школьниками с ЗПР
Наблюдение проводилось за учеником 11 класса коррекционной школы

Содержание

Теоретическая часть.
Психолого-педагогическая характеристика школьников с
интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………..2
Психолого-педагогическая характеристика школьников с нарушениями
интеллекта …………………………………………………………………………………….2
Психолого-педагогическая характеристика школьника с задержкой
психического развития………………………………………………………………………. 7
Практическая часть.
Наблюдение за учебной деятельностью школьника с
умственной отсталостью …………………………………………………………………….10
Беседа на тему «Отношение к школе» со школьниками с ЗПР…………………………...12
Заключение …………………………………………………………………………………... 13
Приложения…………………………………………………………………………………... 14
Литература…………………………………………………………………………………… .16

Вложенные файлы: 1 файл

Контр.раб по Корр пед с осн. спец псих.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

2) В процессе работы  на уроке наблюдалась некотарая  тревожность мальчика, видимо причиной  этому явилось присутствие на  уроке посторонних людей (студентов). Эмоциональные реакции были  частично слабыми. Агрессивных проялений как к одноклассникам , так и к учителю небыло.

3)Что касается двигательной  сферы, то иногда наблюдались  проявления двигательной «неуклюжести».  Во время работы мальчик иногда что- то ронял, а иногда делал «ненужные»  движения . Навязчивых движений, вычурных, своеобразных, стереотипично повторяющихся движений не наблюдалось.

4) Работоспособность   была хорошая, в основном ребенок  все делал самостоятельно, т.к. работу подобного рода он выполнял уже много раз( изготовление подрамника для шелкографии). Лишь иногда требовались инструкции учителя, они заключались в повторении пройденного материала. Ребенок работал спокойно, почти не отвлекался.

    Беседа на тему «Отношение к школе» со школьниками с ЗПР

 

Для проведения беседы с  ребенком с ЗПР мы использовали анкету для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой( Приложение 1)

 

                       Протокол психодиагностического исследования.

Дата – 25 октября 2012 г

Имя ученика  – Петров Вася

Возраст – 9 лет          Класс – 3

Цель: выявить отношение ученика к школе, учебному процессу.

Метод исследования: беседа.

Ход исследования:

 

Вопрос

Ответ

1.

Тебе нравится в школе  или не очень?

не нравится

2.

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? (для сирот – или тебе часто хочется остаться в спальне?)

чаще хочется остаться дома

3.

Если классный руководитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить  всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома?

остался бы дома

4.

Тебе нравится, когда  у вас отменяют какие-нибудь уроки?

нравится

5.

Ты хотел бы, чтобы  тебе не задавали домашних заданий?

хотел бы

6.

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

хотел бы

7.

Ты часто рассказываешь  о школе родителям?

редко

8.

Ты хотел бы, чтобы  у тебя были менее строгие учителя?

не хотел бы

9.

У тебя есть друзья в классе? Много?

мало

10.

Тебе нравятся твои одноклассники?

не очень


 

Количественный  и качественный анализ:

1) 0     2)0   3)0    4)0  5)0   6)0   7) 1  8)3   9) 1   10)1

ИТОГО: 6 баллов

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.Такие  дети испытывают серьезные трудности  в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Интерпретация: Вероятно негативное отношение вызвано проблемами во взаимоотношении ученика с окружающими ( сверстниками и учителем)

 

Вывод: Результаты исследования, целью которого было выявление отношения ученика к школе, показали, что у Петрова Васи наблюдается негативное отношение к школе.

 

Студент: Бородяева О.К.

 

 

 

 

 

                              Заключение

Наша контрольная работа состояла из 2 частей: теоретической и практической. Темой изучения теоретичекой части было: Психолого-педагогическая характеристика школьников с интеллектуальной недостаточностью. Для наиболее углубленного изучения данной темы нам необходимо было рассмотреть:

1) Психолого-педагогическую  характеристику школьников с нарушениями интеллекта

2) Психолого-педагогическую  характеристику школьника с задержкой психического развития.

В результате изучения литературы по предложеной теме мы выявили особенности  развития детей с нарушением интеллекта и ЗПР.                                                                                                                

Для выполнения практического  задания было произведено:

1)наблюдение за учебной  деятельностью школьника с умственной  отсталостью 

2) беседа на тему «Отношение к школе» со школьниками с ЗПР

Наблюдение проводилось  за учеником  11 класса коррекционной  школы № 15 г. Северодвинска Новоселовым  Андреем В результате наблюдения выявили следующие особенности учебной деятельности:1) Во взаимодействии ребенка с окружающими наблюдалась активность, мальчик открыто шёл на контакт как с учителем , так и студентами. Однако наблюдалась небольшая тревожность и волнение. На вопросы учителя отвечал первым  из класса.  Речь была четкая, без запинок. Построение предложение было правильное, обнако предложения были короткими ( в основном состояли из 2- 3 слов). Эмоциональная окрашенность речи была слабая. Понимание речи было на среднем уровне, иногда учителю приходилось повторять свой вопрос переформулировав его. Наблюдалась «бедность» словарного запаса. 2) В процессе работы на уроке наблюдалась некотарая тревожность мальчика, видимо причиной этому явилось присутствие на уроке посторонних людей (студентов). Эмоциональные реакции были  частично слабыми. Агрессивных проялений как к одноклассникам , так и к учителю небыло.3)Что касается двигательной сферы, то иногда наблюдались проявления двигательной «неуклюжести». Во время работы мальчик иногда что- то ронял, а иногда делал «ненужные»  движения . Навязчивых движений, вычурных, своеобразных, стереотипично повторяющихся движений не наблюдалось.4) Работоспособность была хорошая, в основном ребенок все делал самостоятельно, т.к. работу подобного рода он выполнял уже много раз( изготовление подрамника для шелкографии). Лишь иногда требовались инструкции учителя, они заключались в повторении пройденного материала. Ребенок работал спокойно, почти не отвлекался.

Беседа на тему «Отношение к школе» с учеником с ЗПР проводилось на базе средней школы п. Светлый. Для проведения беседы с ребенком с ЗПР мы использовали анкету для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой( Приложение 1)

  В беседе участвовал  ученик 3 класса Петров Вася. Результаты исследования, целью которого было выявление отношения ученика к школе, показали, что у Петрова Васи наблюдается негативное отношение к школе.

 

 

                           

 

 

 

 

 

                            Приложения

 

                                                                                                                                Приложение 1

 

Анкета для  оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

  1. Тебе нравится в школе?

не очень 

нравится

не нравится

  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

чаще хочется остаться дома

бывает по-разному

иду с радостью

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

не знаю

остался бы дома

пошел бы в школу

  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

не нравится

бывает по-разному

нравится

  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

хотел бы

не хотел бы

не знаю

  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

не знаю

не хотел бы

хотел бы

  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

часто

редко

не рассказываю

  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

точно не знаю

хотел бы

не хотел бы

  1. У тебя в классе много друзей?

мало

много

нет друзей

  1. Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся

не очень

не нравятся

 

Для возможности дифференцировки  детей по уровню мотивации была разработана  система балльных оценок:

-ответ ребенка, свидетельствующий  о его положительном отношении  к школе и предпочтении им  учебных ситуаций, оценивается в  3 балла;

-нейтральный ответ  (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;

-ответ, позволяющий  судить об отрицательном отношении  ребенка к той или иной школьной  ситуации, оценивается в 0 балла.

 Оценки в 2 балла  не были включены, так как математический  анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов озможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.

Ключ

Количество баллов, которые  можно получить за каждый из трех ответов  на вопросы анкеты.

 

№ вопроса оценка за 1-й  оценка за 2-й  оценка за 3-й

1                        1                       3                        0

2                        0                        1                         3

3                        1                        0                         3

4                        3                        1                        0

5                        0                        3                         1

6                        1                       3                         0

7                       3                                  1                         0

8                        1                       0                         3

9                        1                        3                         0

10                        3                        1                         0

 

Различия между группами детей были оценены по критерию Студента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

                                               

 

 

                             

 

 

 

 

 

                           Литература

 

1)Петрова В.Г., Белякова  И.В. Психология умственно отсталого  школьника. – М.,1996.

2)Практикум по психологии  умственно отсталого школьника / Составитель А.Д. Виноградова. – М., 1985.

3)Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002. – С.49 – 90.

4) Специальная психология: Учеб. пособие  для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.

 


Информация о работе Психологические особенности детей с ЗПР и нарушение интеллекта