Психологические особенности интеллектуального развития в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы – это жизненные современные требования к умению организовать воспитание и обучение будущего поколения, умение интенсифицировать поиски самых новых возможностей в работе педагогов, наиболее эффективных подходов психологов и педагогов дошкольников в организации образовательным процессом в дошкольном учреждении. Именно в дошкольном возрасте, развивая уровень интеллектуального мышления детей, можно рассматривать как основной показатель интегративной результативности непосредственно образовательной деятельности в ДОУ. Сейчас всё чаще наблюдается рост запроса жизненного потенциала общества на анализ эффективности воспитания и образования дошкольников через определение уровня развития интеллекта у дошкольников. Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания- восприятия, образного мышления, воображения.

Содержание

Введение............................................................................................................3
1. Теоретические исследование одарённости
в психолого-педагогических трудах
1.1 Психолого-педагогические основы изучения «одарённость»...................................................................................................7
1.2 Особенности интеллектуальной одаренности..........................................13
2. Психолого-педагогические рекомендации по развитию интеллектуальной одарённости
2.1 Теоретические основы развития интеллектуальных способностей дошкольников …..................................................................................................19
2.2 Развитие интеллектуальных способностей детей средствами
математики.....................................................................................................22
2.3. Развитие интеллектуальных способностей детей средствами
дидактической игры.................................................................................24
Заключение..........................................................................................................32
Список литературы.......... .................................................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа...doc

— 445.50 Кб (Скачать файл)

  Для начала я опишу наиболее выраженные черты, присуще дарованиям. Интеллектуальность многогранна. Занимающиеся, вопросами интеллекта, психологи и педагоги, в большей части придерживаются определения, предложенное Комитетом по образованию США. «интеллектуально развитые ребенка может быть установлена только профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (специфические способности к обучению, интеллектуальные способности, специфические способности к обучению творческое или специфические способности к обучению мышление, психомоторные способности, способности к изобразительному и исполнительскому искусству). Основные функции интеллектуальности – максимальное приспособление к окружению, миру, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, которые требуют именно творческого подхода.»

     Своеобразие истиной интеллектуальности дошкольника обязательно скажется на особенностях выполняемых им действий. В жизни легко найти людей, успешно занимающихся одной и той же деятельностью. Но очень трудно выделить из них тех, которые делали бы это одинаково.

   Благодаря качеству своеобразия способностей у людей для высокого творчества характерна его индивидуальность и самобытность. Как следствие в процессе воспитания и обучения детей нужно не игнорировать появившиеся у них своеобразное качество одаренности и способностей. Нужно помогать развивать его, применяя различные методы индивидуального воздействия, дифференцированного подхода.

    В трудах советского  психологов С.Л. Рубинштейна и  Б.М. Теплова была сделана попытка, дать классификацию таких понятий  как "способность", "одаренность" по единому основанию успешности деятельности.

      В толковом  словаре Д.Н. Ушакова «способность» – это возможность, природное дарование и умение что-либо делать. 

  Многие авторы в отечественной психологии определяли термин "способность" развернутым определением. Например, С.Л. Рубинштейн под способностями понимал "… сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе

определенным образом организованной деятельности вырабатываются".

      Б. М. Теплов  же предложил 3-и признака способностей, они же и легли в

основу определения, которые более часто используют многие специалисты:

  • Способности- это индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
  • Только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких длительностей.
  • Способности неприводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека. Хотя и обуславливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

  Интеллектуальность  у детей можно определить благодаря обладанию большим потенциалом способностей. Многие психологи считают способности врожденными, «данными от природы». Но научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются уже результатом развития задатков.

    Задатки же - это врожденные особенности организма, относящиеся к анатомо-физиологические строению. Это особенности строения головного мозга, свойства нервной системы, органов движения и чувств, которыми организм наделен от рождения. Задатки - это лишь предпосылки развития способностей, и они не гарантируют, не предопределяют появление и развитие тех или иных способностей.

    Способности различаются  по широте, качеству, степени развития, их сочетания и своеобразию.

Ни одна отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Нужно чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании друг с другом. А в свою очередь качественное своеобразное сочетание способности и необходимы для успешного выполнения какой-либо деятельности человека. И это называется одаренностью.

     Интеллект определяется тремя связанными между собой параметрами:

1. Опережающее развитие  познания.

2. Психологическое развитие.

3. Физические данные.

     Познание же  присуще только одаренным детям, только они способны заниматься  несколькими делами сразу и причем выполнять это правильно. Интеллектуально развитые дети в раннем возрасте способны прослеживать причинно -следственные связи и делать самостоятельно выводы по сделанному. Этим детям присуще способности отличной памятью, которая исходит на базе ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность умение широко пользоваться накопленными знаниями, категорировать и классифицировать информацию и опыт. Склонность к классификации и категоризации иллюстрируется любимым увлечением ребёнка, и называется способностью коллекционирования.

    С точки зрения  психосоциального развития одаренным  детям свойственны такое развитое чувство справедливости, которое проявляющееся очень рано, характерны преувеличенные страхи, чрезвычайно восприимчивы к не речевым проявлениям чувств к окружающим и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

    Все, что было  сказано выше предполагает краткое описание совсем немногих граней одаренности.

     Исследования  предыдущих лет рассматривали признанные виды интеллекта и стали действовать на них дифференцировано. Эти исследования привели к возникновению новых концепций интеллектуальной одаренности. Признание является теорией множественности видов интеллекта. По данной теории не существует единого интеллекта. Известно семь видов интеллекта.

1. Лингвистический интеллект- это способность использовать  язык для того, чтобы создавать или передавать информацию, стимулировать поиск (журналист, писатель, поэт).

3. Музыкальный интеллект- это способность исполнять, сочинять  музыку (композитор, музыкант, музыкальный руководитель).

4. Логико-математический  интеллект - способность исследовать  категории, взаимоотношения и структуры  путем манипулирования символами, знаками или объектами и экспериментировать упорядоченным образом (математик, ученый, профессор).

5. Пространственный интеллект - способность представлять, воспринимать  объект и манипулировать им  в уме, воспринимать и создавать  зрительные или пространственные  композиции (архитектор, инженер, хирург).

6. Телесно-кинестетический  интеллект способности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, ручном труде (танцовщица, спортсмен, художник).

7. Личностный интеллект - имеет две стороны, которые могут  рассматриваться отдельно. (интроличностный  и интерличностный интеллект)

    Так как я в своих рекомендациях предлагаю развитие интеллекта через математическое развитие, рассмотрим такое понятие как математическая одарённость.

    Всесторонне изучил математическую интеллектуальность дошкольников психолог В.А. Крутецкий и он выявил структуру математических способностей.

Структуру математических способностей:

- Получение математической  информации, схватыванию формальной структуры задачи, способность к восприятию математического материала,

-   Переработка математической информации:

способность к логическому мышлению и мыслить математическими символами;

- способность к широкому и быстрому обобщению математических объектов, действий и отношений и;

- способность к свертыванию  процесса математического рассуждения  и система соответствующих действий, способность мыслить свернутыми структурами;

- гибкость мыслительных умственных процессов в математической деятельности;

-стремление к ясности, экономности и рациональности решений, простоте;

-способность к переключению с прямого на обратный ход мыслей, быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса;

- хранение математической  информации. Математическая память, схемы рассуждения и доказательств, обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, методы решения задач и принципы подхода к ним;

- математическая направленность ума. Общий синтетический компонент.

  Все таланты могут  быть присущи одному человеку. Это концепция многогранности таланта.  В силу разной степени выраженности, они составляют неповторимую картину. В то же время каждый из многочисленных талантов может стать важнейшей особенностью и основным каналом реализации индивидуальных возможностей.

     Интеллектуальная  Одарённость - это наличие большого  потенциала способностей у ребёнка, выше чем у детей такого же возраста, при абсолютно равных условиях получения какого - либо материала. Интеллектуальная Одаренность - это меры и опытно предопределенных и генетических возможностей человека адаптироваться к реальной жизни. Говоря научным языком, интеллектуальная одаренность - это качество психики, которое бессистемно развивается в течение всей жизни и определяет возможность достижений человеком более высоких, неординарных результатов в одном или нескольких видах деятельности. И развитие этих качеств у детей является значимой проблемой для нашего времени.  Природа этой глобальной проблемы берёт своё начало с рождением ребёнка. Как говорит народная мудрость: «Ведь именно при рождении человек всесторонне развит». Чтоб сохранить эту развитость и приумножить её, а не растратить с возрастом. Вот как нужно помочь малышу. И как это сделать правильно, опираясь на научные труды я сегодня и постараюсь рассмотреть.

    Особенно частое  интеллектуальное одаренность проявляется  в ранней речи, и как следствие из этого обогащается большой словарный запас причём как активный, так и пассивный. У дошкольника замечается большая внимательность, безграничное любопытство и хорошая память. Отражается процесс взаимодействий познавательных и мотивационных характеристик деятельности. Эти ранние проявления интеллектуальной одаренности и означают выдающиеся интеллектуальные способности. НО не всегда такие интеллектуально одаренные дети с раннего возраста поражают своих родителей талантами.

 

 

1.2 Особенности  интеллектуальной одаренности

 

     В нашей  стране психологическим изучением  дошкольной интеллектуальной одарённости и разработкой данных вопросов психолого-педагогического обучения и воспитания, долгое время занимались очень мало. Считалось, что все дети равны и выделять особо способных детей не нужно, что у каждого ребёнка можно "сформировать" нужные качества. Только в последние годы большой интерес вызывает проблема различия между детьми по одарённости.  С 1975 года образован Всемирный совет по одарённым и талантливым детям, который проводит работу по изучению, обучению и воспитанию, организует международные конференции, съезды. Конечно же при этом большое внимание уделяется подготовке кадров для работы с особыми детьми. Ведь педагог должен не только овладеть научными и учебными программами, но и уметь найти индивидуальный дифференцированный подход к одарённости своих воспитанников, а также увидеть в каждом особую индивидуальность.

     Научные материалы  позволяют обратить внимание  педагогов на 3 категории одарённых в интеллектуальном отношении детей.

  Первая категория  – а такие дети относительно  чаще встречаются в дошкольном  и младшем школьном возрастах, дети с необыкновенно высоким  общим уровнем умственного развития  при прочих равных условиях.

  Вторая категория  – такие учащиеся обнаруживаться в подростковом возрасте дети с признаками специальной умственной одарённости, например, в математике, или какой-либо другой области науки.

   Третья категория  – дети, хотя и не достигающие каких-либо успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, незаурядными умственными резервами, оригинальностью психического склада.

    Детство - это неповторимая пора становления, роста и умственного развития.

По представлениям современных психологии, интеллектуальное развитие происходит в годы возрастного созревания. К шести годам это развитие

осуществляется уже больше, чем на третью часть, к восьми – наполовину, а к двенадцати годам – на три четверти. Некоторые авторы называют еще более ранние сроки и соответственно – еще большую роль детства в общем, умственном развитии.

    Если рассматривать  возрастное развитие умственной  активности дошкольников, этого  могущественнейшего условия роста  интеллекта у всех детей, то  целесообразно начать с первых  этапов. При переходе от периода новорожденности к младенчеству, ребенок начинает всматриваться, вслушиваться, происходит потребность во внешних впечатлениях. Здесь и начинает   развиваться познавательная активность. Уже со второго полугодия - младенец уже овладевает хватательными движениями целенаправленного характера; начинается активное и постепенно усложняющееся манипулирование предметами. Уже в раннем детском возрасте ребенок -  научается ходить, а чуть позже говорить, и это чрезвычайно расширяет его деятельные контакты со взрослыми и даёт новые возможности проявлять свою активность. В дальнейшем - и оценочных суждений, понятий, самих способов "думания", в то же время приобретает и собственный опыт деятельности. К концу раннего детства у детей обнаруживается стремление действовать самостоятельно. Сознавая собственное желания "я хочу", делая попытки справиться своими силами "я сам" ведут к новому уровню отношений друг к другу, к людям, вещам, занятиям. Весь этот формирующийся внутренний мир влияет на степень и своеобразие активности ребенка.

     В дошкольные  годы очень ярко проявляются  рост активности и неугомонное  желание пробовать себя в различных  начинаниях, забавах: в непрестанном  задействовании, в желании впечатлений, доставляемое органами чувств, в стремлении говорить, двигаться. Дошкольник испытывает постоянную потребность в применении и развитии своих новых возможностей. В эти годы активность выступает в предрасположенности к фантазированию и играм. Такая начальная школа ребенка, где познание неразрывно связано с воображением и задействованием, совершаемым свободно, по внутреннему побуждению и даёт начало развитию одарённость.

Информация о работе Психологические особенности интеллектуального развития в дошкольном возрасте