Психологические особенности интеллектуального развития в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы – это жизненные современные требования к умению организовать воспитание и обучение будущего поколения, умение интенсифицировать поиски самых новых возможностей в работе педагогов, наиболее эффективных подходов психологов и педагогов дошкольников в организации образовательным процессом в дошкольном учреждении. Именно в дошкольном возрасте, развивая уровень интеллектуального мышления детей, можно рассматривать как основной показатель интегративной результативности непосредственно образовательной деятельности в ДОУ. Сейчас всё чаще наблюдается рост запроса жизненного потенциала общества на анализ эффективности воспитания и образования дошкольников через определение уровня развития интеллекта у дошкольников. Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания- восприятия, образного мышления, воображения.

Содержание

Введение............................................................................................................3
1. Теоретические исследование одарённости
в психолого-педагогических трудах
1.1 Психолого-педагогические основы изучения «одарённость»...................................................................................................7
1.2 Особенности интеллектуальной одаренности..........................................13
2. Психолого-педагогические рекомендации по развитию интеллектуальной одарённости
2.1 Теоретические основы развития интеллектуальных способностей дошкольников …..................................................................................................19
2.2 Развитие интеллектуальных способностей детей средствами
математики.....................................................................................................22
2.3. Развитие интеллектуальных способностей детей средствами
дидактической игры.................................................................................24
Заключение..........................................................................................................32
Список литературы.......... .................................................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа...doc

— 445.50 Кб (Скачать файл)

   Бывает, что умный не по годам ребенок, блещет таким интеллектом, что и достовернейшие сведения о нем могут казаться невероятными.

   Определение "вундеркинд" пришло из немецкого языка ("вундер" — чудо, "кинд" — ребенок). Обычно этим словом называют ребенка с чрезвычайными успехами в каком-нибудь определенном виде деятельности, иначе говоря "Чудо - дети".

   Французским психологом  А. Бине в начале двадцатого века были разработаны способы определения уровня умственного развития дошкольников. Всем детям предлагали краткие стандартизованные задания разной степени сложности. И выполнение заданий оценивалось в баллах. Умственный уровень ребенка определялся по тому, как правильно выполнено задания, для данного возраста оказывались ему по силам. И было замечено, что индивидуальный умственный уровень мог не соответствовать возрасту испытуемого. Эти соотношения, между обнаруженным у ребенка умственным уровнем и тем уровнем, который соответствовал бы его возрасту, позволяет судить о степени опережения или отставании в интеллектуальном развитии.

  Позже немецкий психолог  В.Штерн предложил вычислять так  называемый "интеллектуальный коэффициент" (IQ), который широко применяется в психологии. Ребенок, у которого умственный возраст соответствует его хронологическому возрасту, имеет IQ, равный сто; ребенок, опережающий свой возраст в умственном развитии, имеет IQ, больший, чем сто; ребенок, отстающий от своего возраста, имеет IQ, меньший, чем сто. Ребенок считается интеллектуально одаренным, если его IQ, согласно одним авторам, сто двадцать и выше, согласно другим сто тридцать - сто тридцать пять и выше. Высоко одаренный ребенок — IQ - сто шестьдесят и выше. "Измерение "одаренности" дает ориентир в индивидуальных интеллектуальных различиях между дошкольниками.

  Скорость развития дошкольника в данном возрасте и интеллектуальный уровень ребёнка в данном возрасте еще не дают оснований для выводов о характеристике интеллекта.

  Интеллектуальная «одаренность» проявляется по - разному и встречает разного плана барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка. Если создать вокруг ребёнка окружающею среду по направлению развития тех или иных качеств, если подойти к вопросу развития ребёнка как личность с ответственностью, дать ребёнку возможность не только знакомиться с обучающим материалом, отрабатывать его в действии, но и условия к экспериментированию, исследовательской деятельности, тогда ожидаемый результата незамедлительно даст о себе знать.

 

 

Выводы по главе I

 

  В главе «Теоретические исследование интеллектуальности в психолого-педагогических трудах» дано объяснение определению "одаренность" с познанием разных психолого-педагогических подходов. Предлагаю рассмотреть виды «интеллектуальной одаренности»: интеллектуальная одарённость, художественная одарённость, академическая одарённость, математическая одарённость. Выделяя виды «одаренность» и преследуя важнейшую цель – обратить внимание к распознанию более широкого спектра способностей, которые обязаны не только получить и признание, но и широкие возможности для большего развития ребёнка как личности.

  Интеллектуальная Одаренность обычно помогает ребенку раскрыть свои способности в различных видах деятельности. Важно обнаружить в развитии ребёнка способность, которая выражается в его психической индивидуальности. Выявить её и помочь развитию. Очень важно не сужать рамки развития в выявленном направлении, а дать ребёнку возможность попробовать свои способности в разных направлениях, дать возможность сравнить результаты и уметь дать правильную оценку проделанной работе. А в последствии воспитывать в себе желание познавать всё дольше, а может быть и создавать самому новое.

     Под интеллектуальной одарённостью ребёнка понимается более высокое восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. "Интеллектуальная Одарённость" происходит от слова "дар" и поэтому означает особо благоприятные предпосылки развития дошкольника. Но не стоит забывать, что кроме «дара» благоприятных предпосылок развития, ребёнок получает и дар «мнительности», «ранимости», даже может и «ревности» к своим достижениям. И поэтому нужно помочь быть уверенным в своих действиях. Нужно помочь ребёнку утвердиться в своих собственных глазах.

     Называя «вундеркиндом»  умного не по годам ребенка, мы принимаем

наличие его чрезвычайных успехов в каком-нибудь определенном виде деятельности — в математике, музыке, рисовании. Но иногда и у детей с высоким общим развитием обнаруживается такой уровень интеллекта, что и к ним вполне применимо слово «Вундеркинд».

  Ведущими условиями  сохранения одаренности являются: внимательное отношение к особенностям  психики ребенка, тактичный подход  к его индивидуальности, к его мироощущению со стороны взрослых.

     В моём исследовании рассмотрено подробно интеллектуальная одаренность детей- дошкольников.

   Это соотношение  интеллектуальной одаренности рассматривали множество психологов: М. Волах и Ю. Поганка. Они предложили по-иному взглянуть на проблему связи между креативностью и интеллектом. Психологи, тестируя интеллект и креативность дошкольников, выявили 4 группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности. Это группы получили следующие названия:

  • детей с высокой креативностью и высоким интеллектом;
  • с высокой креативностью и низким интеллектом;
  • с низкой креативность и высоким интеллектом;
  • с низкой креативность и низким интеллектом.

И сейчас, в наше время результаты этой работы очень помогают педагогам и психологам в работе с «одарёнными» детьми дошкольного возраста.

 

Глава II. Психолого-педагогические рекомендации по развитию интеллектуальной одаренности

 

2.1 Теоретические  основы развития интеллектуальных  способностей дошкольников.

 Психолого-педагогические особенности развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста это одна из основных задач современной педагогики по ФГОС.

    «Интеллект» —  этот термин происходит от  латинского слова «i ellec us», что  означает - понимание, разумение, постижение. И в психологии рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида». В психологической науке выделяют теоретические подходы к трактовке начала интеллекта, одним из них является «технологический подход».

  «Технологический подход» это название довольно условное, потому что проведение психодиагностических методик, их использование в практике является фундаментом и оперируется определенными представленными о закономерностях развития и функционирования психики. Данный метод тестов был разработан в рамках концепции «бихевиоризм» и получает наиболее быстрое и широкое распространение, что было обусловлено, прежде всего, направленностью тестологии на оперативное решение практических задач.

  Структура — совокупность  связей объекта, которая обеспечивает сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях; основная характеристика системы, ее инвариантный аспект.

  В 1997 г.  М. А. Холодная  утверждал, что с психологической  точки зрения значение интеллекта - создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности. «Интеллект» — это психологическая основа разумности, считает этот исследователь. Можно сказать, что интеллект - это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивида субъективной картины происходящего.

   Иногда говоря  об интеллекте в психологии  говорят о развитие познавательных умственных процессов.

    В наше время, говоря о развитии умственных процессов у дошкольников,

Д. Б. Эльконин рассматривает особенности развития ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, которые относят к познавательной сфере. Процессы внимания и памяти сопровождают всегда познавательную деятельность ребёнка дошкольника.

  Проблема интеллектуального  развития ребенка давно и плодотворно  разрабатывается в психологии  и педагогике.

 Именно в дошкольном  возрасте формируется фундамент  познавательного потенциала мыслительных  процессов, вырабатывается мотивация предметно-операционная, игровой, учебной, творческой, коммуникативной деятельности и общения. Исследования отечественных психологов П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца свидетельствуют о том, что применяемые в дошкольном детстве формы познания, имеют непреходящее значение для интеллектуального развития ребенка в будущем. А.В. Запорожец в своих исследованиях отметил, что если соответствующие интеллектуальные и эмоциональные качества ребенка не развиваются должным образом на стадии дошкольного детства, то позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности в этом аспекте оказывается трудно или скорее всего безуспешно.

    Особое внимание  обращено к выяснению психологических  закономерностей интеллектуального  развития личности, к способам  его стимулирования с учетом возрастных особенностей детей и возможностей усвоения содержания учебного материала.

  Исследования многих  отечественных и зарубежных психологов: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Г. Хемли и др.психологов показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важнейших компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.

   Мышление - это процесс обобщенного познания, действительности. Другими словами, показатель уровня развития, именно «Мышления», это и есть показатель уровня интеллектуального развития дошкольника.

 

2.2 Развитие интеллектуальных  способностей детей средствами

       математики.

   Интеллектуальныеспособности- Это понятие, понятие «развитие математических способностей» называют сложным, многоаспектным и комплексным. Оно состоит из связанных между собой и условленных математических представлений таких как: о счёте, величине, пространстве, форме, количестве, времени, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «научных» и «житейских» понятий. Математическое развитие дошкольников - это качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие это один из главных компонентов в формировании «картины мира» ребенка. Часто дети испытывают затруднения при освоении данной программы по математике. Скорее всего причина подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету обучения. По - этому наиболее важной задачей стоит перед педагогами и родителями это развить у ребенка интерес к математике именно в дошкольном возрасте, так как ранее было отмечено что именно этот возраст способен впитать эвристический материал в полной мере. Приобщение к этому предмету в различной игровой форме поможет ребенку в будущем быстрее и легче усваивать школьную программу.   

    Специфика развития  математических интеллектуальных способностей основана на ряде исследований современных психологов и направлена на выявление структуры способностей детей дошкольного возраста к различным видам деятельности. Тут под способностями понимается комплекс индивидуально - психологических особенностей каждого ребёнка, и являющиеся условием успешного выполнения данной задачи.

  Таким образом, интеллектуальные способности это интегральное, сложное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют ещё, компонентов. Общий закон образования способностей состоит в том, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы. Говоря сейчас о математических способностях, как особенностях умственной деятельности, существуют несколько распространенных заблуждений взрослых таких как:

-  многие считают, что  математические способности заключаются  прежде всего в способности  к быстрому и точному вычислению, например, в уме. На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических способностей;

- многие думают, что способные  к математике дети отличаются  хорошей памятью на формулы, цифры, числа, манипуляции с числами. А это совсем не так. По - этому я осмелилась порекомендовать педагогам внимательно просмотреть особенности механизмов восприятия и усвоения полученной информации детьми дошкольного возраста, и пересмотреть свои не совсем верные взгляды.

 

  • Развитие интеллектуальных способностей детей средствами дидактической     игры

 

    Очень долго  оценивая умственное развитие ребёнка, психологи судили по выявленным у него знаний, по объёму его словарного запас, как активного, так и пассивного. Сейчас некоторые родители, а порой и педагоги думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем он умнее и качественнее его интеллектуально развитие. Это ещё одно заблуждение взрослого населения. В наше время дети в буквальном смысле слова «купаются» в потоках получаемой информации, впитывают новые слова и выражения. Словарь, как активный, так и пассивный, резко увеличивается, но это совсем не означает, что такой же темп развития сохраняется и по отношению к понятию «мышление». Тут совершенно нет прямой зависимости.

  Исследования психического процесса развитие «мышления» обнаружено, что к старшему дошкольному возрасту дети, при овладении некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов пользуются усвоенной системой общественно - выработанных сенсорных эталонов. Применение этих умений даёт возможность ребёнку более дифференцировано индивидуально воспринимать и анализировать сложные предметы. Детям дошкольного возраста доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но достаточно высокого уровня познавательной деятельности они достигают только, если обучение в этот момент направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития». Вот так утверждал учёный в области психологии Л.С. Выгодский.

Информация о работе Психологические особенности интеллектуального развития в дошкольном возрасте