Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 09:51, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера. Внимание очень важно в повседневной жизни человека, даже чаще всего оно бывает жизнеспасающим. Поэтому актуально рассмотреть то, каким образом определяли внимание различные ученые психологи.
Введение ……………………………………………………………….…….3
Глава I. Понятие внимания, его основные виды.
1.1 Понятие внимания в современной психологии………………………..5
1.2 Виды внимания……………………………………………………….….9
Глава II. Основные психологические теории внимания
2.1 Моторная теория внимания Н.Н. Ланге……………………………….11
2.2 Учение о доминанте А.А. Ухтомского…………………………….….14
2.3 Теория внимания Т. Рибо…………………………………………...….16
2.4 Теоретическая концепция внимания П.Я. Гальперина………………19
2.5 Теория внимания Л.С. Выготского………………………………...….25
2.6 Теория установки Д.Н. Узнадзе…………………………………….....27
2.7 Проблема воспитания внимания в работах Н.Ф.Добрынина……..…28
Заключение …………………………………………………………..……29
Список используемой литературы ……………………………………..30
Оглавление
Введение ……………………………………………………………….…….3
Глава I. Понятие внимания, его основные виды.
1.1 Понятие внимания в современной психологии………………………..5
1.2 Виды внимания……………………………………………………….
Глава II. Основные психологические теории внимания
2.1 Моторная теория внимания Н.Н. Ланге……………………………….11
2.2 Учение о доминанте А.А. Ухтомского…………………………….….14
2.3 Теория внимания Т. Рибо…………………………………………...….16
2.4 Теоретическая концепция внимания П.Я. Гальперина………………19
2.5 Теория внимания Л.С. Выготского………………………………...….25
2.6 Теория установки Д.Н. Узнадзе…………………………………….....27
2.7 Проблема воспитания внимания в работах Н.Ф.Добрынина……..…28
Заключение …………………………………………………………..……29
Список используемой литературы ……………………………………..30
Введение
Научная проблема исследования и общая характеристика работы.
Исследование посвящено изучению основных психологических теорий внимания.
Актуальность исследования.
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера. Внимание очень важно в повседневной жизни человека, даже чаще всего оно бывает жизнеспасающим. Поэтому актуально рассмотреть то, каким образом определяли внимание различные ученые психологи.
Объект исследования.
Внимание человека.
Предмет исследования.
Комплексным предметом исследования является основные психологические теории внимания.
Цель исследования.
Целью исследования является обзор литературных данных об основных психологических теориях внимания.
Гипотеза исследования.
Исходя из нашего понимания объекта, предмета и цели исследования, мы предположили, что одна из рассматриваемых нами теорий внимания может быть верна: или особого независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент другого психологического процесса; или внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.
Задачи исследования.
Основываясь на информационных характеристиках объекта, предмета и цели нашего исследования, а так же отражая гипотезу исследования, мы поставили следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие внимания в современной психологии, его свойства.
2. Изучить основные виды внимания.
3. Рассмотреть основные психологические теории внимания.
Методы исследования.
Для решения поставленных нами в исследовании задач, мы применили следующие методы исследования:
1) теоретический анализ научных трудов посвященных данной проблеме;
2) методы описания и синтеза.
Структура курсовой работы.
Курсовое исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава I. Понятие внимания, его основные виды
1.1 Понятие внимания в современной психологии
Внимание - один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет единого согласия. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.
Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.1
Внимание человека обладает основными свойствами:
- устойчивостью;
- сосредоточенностью (концентрацией);
- переключаемостью;
- распределением;
- объемом;
- избирательностью.
Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности, со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.); третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности); четвертые - с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.
Сосредоточенность внимания (противоположное качество - рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-либо интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.2
Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, во втором - сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте.
С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредотачивается на нем; второй - тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.
Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны со специальными свойствами нервной системы человека, такими, как лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы непосредственно определяют качества внимания, особенно непроизвольного, и поэтому их следует рассматривать в основном, как природно-обусловленные.
Распределение внимания - его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.
Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.3
Объем внимания - это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей 5-7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем информации. Поскольку экспериментальное определение объема информации связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти.
Избирательность внимания - это возможность успешной настройки внимания на сознательное восприятие информации при наличии помех.
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций:
- активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы;
- способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с его актуальными потребностями;
- обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности - словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.4
1.2 Виды внимания
Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются:
- природное;
- социально обусловленное внимание;
- непроизвольное;
- произвольное внимание;
- чувственное;
- интеллектуальное внимание.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новины. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты.
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-либо внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов и побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удержать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.
Чувственное внимание - по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.
Интеллектуальное внимание - связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса здесь является мысль.5
Глава II. Основные психологические теории внимания
2.1 Моторная теория внимания Н.Н. Ланге
Связь внимания и движения выделял в своих работах в работах Н.Н. Ланге, который представлял ее как причинно-следственную, где движения не просто включены в акт внимания, но обусловливают его, делают внимание возможным.
Теория Н.Н. Ланге - уже собственно моторная, или эффекторная. Внимание в ней - не особое состояние сознания, обеспечиваемое двигательным приспособлением организма, но «целесообразная реакция организма, моментально улучшающая условия восприятия». Эта реакция организма может быть как биологически целесообразной, эволюционно полезной, так и сообразной собственным целям познающего субъекта - произвольной.6
По типу реакции, «улучшающей условия восприятия», Н.Н. Ланге предложил различать три вида внимания, в каждом из которых движение соответствующего типа играет ключевую роль.
1) Рефлективное внимание представляет собой автоматическую настройку органов чувств в ответ на появление какого-либо значимого стимула. Это разнообразные мышечные реакции организма: аккомодация хрусталика, позволяющая приспособить глаз к лучшему видению объекта, рефлекторный поворот головы в сторону источника звука и т. п.
2) Инстинктивное внимание связано с определенной эмоцией, или «инстинктивным влечением», которое встраивается между ощущением и движением. Подобные эмоции вызываются видоспецифичным классом объектов и обычно влекут за собой ряд целесообразных движений. Однако об их цели познающий субъект не задумывается: эти движения наследуются им как представителем вида.
3) Инстинктивное внимание основано на эмоциях любопытства или удивления при появлении чего-то нового и незнакомого. Эти эмоции характерны уже для животных, и чем более высокоразвито животное, тем более оно любопытно.7
Появление нового и необычного объекта вызывает инстинктивное влечение лучше изучить его, сделать более привычным и понятным. Такое влечение, по мнению Н.Н.Ланге, обладает двумя классами средств.
I. Средства улучшения внешнего восприятия - выразительные движения. Эти движения связаны уже не только с настройкой органа чувств, соответствующего воздействию, что характерно для рефлекторного внимания, но и с подстройкой всего тела, которая позволяет лучше воспринять объект внимания. Это и приближение к объекту внимания, и вытягивание к нему головы, и задержка дыхания, и многие другие движения. II. Внутренние (психические) средства, способствующие тому, что странный и необычный объект будет признан знакомым, а следовательно, понятным. Понимание воспринятого объекта также может удовлетворить любопытство и достигается отысканием в прошлом опыте сходных с ним или объясняющих его представлений.