Психологические факторы, детерминирующие виктимное повидение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы выявления психологических факторов, детерминирующих виктимное поведение детей, подростков, молодежи.
Виктимность как отклонение от норм безопасного поведения, реализуется в социальных (статусные характеристики жертв и поведенческие отклонения от норм безопасности), психических (патологическая виктимность, страх перед преступностью и иными аномалиями) и моральных (неусвоенность виктимогенных норм, правил поведения в сложной социальной или криминальной ситуации) [13, с. 41].

Содержание

Введение………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы виктимологии……………………...
Понятие «виктимное поведение»……………………………..
Психологические исследования факторов виктимного поведения у подростков ………………………………………

Глава 2. Эмпирические исследования виктимного поведения у подростков……………………………………………….
2.1. Диагностика особенностей виктимного поведения учащихся подросткового возраста………………………………………………

Заключение…………………………………………………………….
Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_-_Viktimnoe_povedenie.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

В преступлениях против личности такая зависимость выступает больше всего ярко, потому что в психологическом механизме совершения преступления большое значение приобретают эмоции преступника, которые трансформируются иногда до степени аффекта, так как влияние потерпевшего воспринимается им сквозь призму личной значимости.

Исследование детерминант индивидуально-психологических качеств в проявлениях виктимности потеревшего рассматривается в двух аспектах (Ю.В. Чуфаровский):

1. «Статическая область» - это возраст, пол, национальность, служебное положение и тому подобное, некоторые из которых могут влиять на квалификацию преступления (например, возраст при половых преступлениях).

2. «Динамическая область», которая исследует поведение потерпевшего в период перед преступлением и в период события преступления, а также связь этого поведения с поведением преступника.

На изменение виктимного поведения потерпевшего влияет правосознание: знание закона и своих прав дает возможность осознавать правоту своих действий, противостоять преступлению [30, с. 86].

Как отмечает Б.В. Зейгарник, понятие «социальное научение» отражает тот факт, что мы учимся, в первую очередь наблюдая и слушая, как действуют и говорят другие люди, воспринимая то, что происходит в социальной среде. Социальное научение заключается в том, что человек усваивает способы поведения других людей, наблюдая за их действиями. Причем, по мнению бихевиористов (А. Бандура), чем более значительными есть для нас модели, тем сильнее их влияние на наше поведение [12, с. 59].

Таким образом, виктимное поведение является одним из видов отклоняющегося поведения, которое детерминировано психологическими, моральными, социальными факторами. Преодолению виктимного поведения способствует «социальное научение», учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей личности, проявляющей склонность к виктимному поведению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Психологические исследования факторов виктимного поведения у подростков

 

Психологи, криминалисты, опираясь на данные опросов и статистики, уверенно утверждают, психологическими факторами виктимного поведения является уровень развития тревожности, уровня притязаний, самооценки, суггестивности.

Детальное изучение проблемы тревожности показало, что данная психологическая характеристика является одним из основных показателей склонности к виктимному поведению.

Тревожность стоит рассматривать как эмоционально-личностное образование, что, как и всякое сложное психологическое образование, имеет разнообразные детерминанты и аспекты, и является ярким субъективным представлением неблагополучия развивающейся личности.

Основные теоретические подходы по исследованию и определению уровня тревожности пометили З. Фрейд, А. Фрейд, К. Хорни, К. Ясперс, Дж. Тейлор, Х. Хеккаузен, И.Г. Сарасон, Ф.Б. Березин, Ю.Л. Ханин и другие. Следует отметить, что одни ученые считают фактором развития тревожности неблагоприятную микросоциальную среду, другие - внутриличностные проблемы.

Известный исследователь тревожности Ч. Спилбергер считает, что тревожность - это сложный психобиологический феномен и предлагает рассматривать тревогу как состояние, а тревожность как свойство личности. Тревога, с точки зрения автора, есть реакция на опасность, которая угрожает индивиду. Функционально тревожность не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и подталкивает его к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой на определение угрожающего предмета. Тревожность проявляется как чувство неуверенности в себе, в бессилии перед внешними факторами, преувеличении их силы и угрожающего характера.

Следующий психологический показатель, который может иметь особое влияние на поведение жертвы, - это уровень притязаний. Исследователи (Л.В. Бороздина, Б.В. Зейгарник, Ю.В. Чуфаровский) связывают его с феноменом «аффекта неадекватности». Под «аффектом неадекватности» подразумевается негативное эмоциональное состояние человека, которое возникает при неуспехе в деятельности и характеризуется игнорированием самого факта неуспеха и нежеланием признавать самого себя виновным в этом неуспехе. [30, с. 76].

Исследователи уровня притязаний (К. Левин, Ф. Хоппе, В.М. Мясищев, Е.О. Серебрякова, Л.В. Бороздина) считают, что уровень притязаний - важное личностное образование, способ самоосуществления индивида и играет большую роль в выборе определенных жизненных целей деятельности на повышение и снижение престижа личности. Следует также отметить, что именно отечественной психологии принадлежит одна из первых попыток использования диагностики уровня притязаний для исследования нормальной и аномальной личности (В.М. Мясищев, Б.В. Зейгарник). Учеными были выявлены стойкие расхождения уровня притязаний в норме и патологии, а также особенности уровня притязаний для отклоняющегося поведения.

Сегодня можно, по мнению ученых, признать связь самооценки и уровня притязаний и утверждать, что первая составляет базис второго. Совпадение уровня притязаний и самооценки нельзя назвать корреляционной константой и уровень притязаний - не показатель или часть самооценки. Использование самооценки как самостоятельной характеристики человека дает возможность выявить уровень критичности, что С.Я. Рубинштейн считал верховым образованием личности. Б.В. Зейгарник считала критичность особенно важным критерием развития личности и оценкой психической деятельности, фактором, который свидетельствует о сохранности структур личности [12, с. 79].

В процессе психологического анализа жертвы важным является анализ ее ценностных ориентаций, одного из основных структурных образований зрелой личности. Ценностные ориентации обусловливают цели, идеалы, убеждения, интересы, направленность личности и составляют основания оценок окружающей действительности и ориентации в ней; во многом определяют позицию человека, формируются при усвоении социального опыта.

Одним из психологических факторов виктимного поведения является суггестивность (Р.С. Немов).

Под сугестивностью понимают воздействие на психическую сферу человека (потерпевшего), связанную со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого, с отсутствием целенаправленного понимания, развернутого логического анализа и соотношения с прошлым опытом и данным состоянием субъекта (К.К. Платонов, В.Н. Мясищев), представляет собой совокупность внушаемых установок (Д.Н. Узнадзе). Уровень суггестивности определяется: свойствами суггестора (социальный статус, обаяние, харизма, волевое, характерологическое и интеллектуальное превосходство); особенностями суггеренда (степень внушаемости); отношениями между ними (авторитетность, зависимость, доверие); способом конструирования сообщения (аргументированность, логические и эмоциональные компоненты, воздействия). Суггестивность потерпевшего определяется внутренней готовностью потерпевшего поддаться и покориться влиянию преступника.

 Особенно внушаемыми являются  подростки, старики и женщины  климактерического возраста, хотя  уровень внушаемости (как и уровень устойчивости к аффектам) во многом зависят от уровня развития моральной мотивации личности [20, с. 112].

К основным понятиям виктимологии Л.В. Франк относит: понятие виктимизации как процесса превращения лица в жертву преступления; понятие виктимности как склонности личности становиться жертвой преступления в результате ее образа действий, социальных, психологических и демографических характеристик; понятие связи «преступник - потерпевший» как системы отношений субъектами в рамках криминогенной ситуации, оказывающей значительное влияние на развитие и происхождение преступного поведения.

Л.В. Франком было выявлено, что мужчины в возрасте от 20 до 49 лет составляют основную группу потерпевших от преступлений. Риск их повышенной виктимности связан с их антиобщественным поведением, алкоголизацией, частыми контактами с потенциальными преступниками, причем, 8,5 % от общего числа изученных потерпевших были «рецидивными» жертвами [28, с. 84].

Как выявлено в исследованиях А.В. Дулова, на виктимное поведение детей и подростков большое влияние оказывают такие возрастные особенности, как внушаемость, подчиняемость авторитету взрослого человека, некритичность, отсутствие антиципации и жизненного опыта в сочетании с игровым характером интересов, любопытством и любознательностью, которые побуждают детей и подростков к исследованию неизвестных явлений, в том числе и в области сексуальных отношений.      [10, с. 58].

Наиболее частым у подростков является пассивно-подчиняемый тип поведения, который характеризуется снижением двигательной активности и проявляется в пассивном подчинении и выполнении всех требований посягателя. При этом можно установить пассивно-оборонительный вариант и пассивно-безучастный.

В первом случае потерпевшие предпринимают робкие попытки противостоять агрессору, проявляют отрицательное отношение к происходящему, высказывают просьбы их не трогать, стремятся вызвать жалость, однако активного сопротивления они не оказывают.

Во втором варианте поведение потерпевших носит абсолютно пассивный характер и проявляется в полном подчинении любым требованиям, отсутствии высказываний или просьб, заторможенности вплоть до полной безучастности к происходящему.

Псевдопровоцирующий тип внешне сходен с провоцирующим поведением взрослых потерпевших и характеризуется повышением двигательной активности, стремлением к взаимодействию с потенциальным преступником, установлением с ним речевого контакта, кокетством, проявлением интереса сексуального характера вплоть до прямого поощрения сексуальной активности и сексуальной расторможенности, а также совместным употреблением алкогольных напитков и эйфоризирующих средств.

Неустойчивый тип проявляется в отсутствии четкой линии поведения, крайней изменчивости поступков и высказываний, противоречивости действий, смене периодов пассивно-подчиняемого, псевдопровоцирующего и активно-оборонительного поведения.

Все типы способствуют совершению в отношении несовершеннолетних разных форм насилия [10, с. 59].

Таким образом, виктимное поведение несовершеннолетних является многофакторным феноменом, который обусловлен нарушением произвольной регуляции поведения  и реализацией неэффективных стратегий в ситуациях возможного насилия, что способствует превращению жертвы из потенциальной в реальную.

Феномен превращения насилия, агрессии в специфическую психическую травму и структурно-динамические особенности развивающихся у несовершеннолетних психических расстройств зависят от многих факторов:

- характеристики сексуального посягательства,

- индивидуально-психологических особенностей жертвы, наличия патологической «почвы»,

- типологии психо-травмирующих ситуаций,

- а также дополнительных психогений.

Депрессивный аффект у подростков, который часто приводит их в самоубийству, является одним из проявлений виктимного поведения.

Внешне он не всегда проявляется, типичными являются снижение работоспособности, повышенная истощаемость, несвойственные ранее возбудимость, ранимость, плаксивость в сочетании с отгороженностью, замкнутостью, нарушения сна, сверхценные переживания, разнообразные фобии, депрессивные идеи отношения и чувство вины («сама виновата —не могла за себя постоять», «не надо было туда ходить», «все знают и осуждают» и т.д.).

С целью профилактики депрессивных состояний и аутоагрессивных действий большое значение имеет психологическая поддержка и помощь близких людей, своевременность и эффективность психокоррекционных мероприятий, направленных на устранение когнитивных искажений, повышение самооценки и выработку конструктивных форм копинг-поведения, а также и применение адекватной медикаментозной терапии.

Таким образом, у психически здоровых детей и подростков имеется потенциальный «психологический комплекс виктимности», который проявляется в их поведении при взаимодействии с преступником и способствует совершению противоправных действий.

 

 

 

 

 

Вывод по первой главе.

 

Таким образом, дети и многие подростки обладают виктимностью -предрасположенностью при определенных условиях становиться жертвой сексуального насилия.

Под виктимностью мы понимаем потенциальный комплекс психофизических свойств, который обусловливает неспособность несовершеннолетних своевременно понять сексуальную направленность действий преступника, их нравственно-этическую сущность и социальные последствия и вырабатывать и реализовывать эффективные стратегии поведения в сексуально значимых ситуациях.

Виктимность определяется совокупностью внутренних факторов (возрастного, личностного, дизонтогенетического и психопатологического) и состоит из интеллектуального и волевого компонентов. На этот феномен влияют внешние объективные процессы (ранняя десоциализация в результате деструкции семей), приводящие к увеличению количества детей -социальных сирот и детей с девиантным поведением, которые оказываются в криминогенных условиях с повышенной концентрацией асоциальных личностей -потенциальных преступников. При этом виктимность повышается в результате девиантного поведения детей и подростков, обусловленного как психопатологическими, так и социально-психологическими причинами.

Виктимность проявляется при совпадении ситуативного и агрессиологического факторов в виктимном поведении личности.

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирические исследования виктимного поведения

у подростков

 

2.1. Диагностика особенностей  виктимного поведения учащихся  подросткового возраста

 

Цель работы: выявить психологические факторы виктимного поведения

Объект исследования: виктимное поведение подростков.

Предмет исследования: психологические факторы виктимного поведения подростков.

Гипотеза: виктимное поведение обусловлено установкой на беспомощность, нежеланием изменять собственное положение без вмешательства извне, низкой самооценкой, запуганностью, повышенной сугестивностью, готовностью к обучению виктимному поведению, усвоению виктимных стереотипов со стороны общества.

Информация о работе Психологические факторы, детерминирующие виктимное повидение