Психологические факторы, детерминирующие виктимное повидение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы выявления психологических факторов, детерминирующих виктимное поведение детей, подростков, молодежи.
Виктимность как отклонение от норм безопасного поведения, реализуется в социальных (статусные характеристики жертв и поведенческие отклонения от норм безопасности), психических (патологическая виктимность, страх перед преступностью и иными аномалиями) и моральных (неусвоенность виктимогенных норм, правил поведения в сложной социальной или криминальной ситуации) [13, с. 41].

Содержание

Введение………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы виктимологии……………………...
Понятие «виктимное поведение»……………………………..
Психологические исследования факторов виктимного поведения у подростков ………………………………………

Глава 2. Эмпирические исследования виктимного поведения у подростков……………………………………………….
2.1. Диагностика особенностей виктимного поведения учащихся подросткового возраста………………………………………………

Заключение…………………………………………………………….
Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_-_Viktimnoe_povedenie.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

Задачи работы:

  1. Подобрать методики и сформировать выборку.
  2. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление психологических факторов виктимного повидения
  3. Обработать эмпирические данные и проанализировать результаты

 

База исследования: 7-9 классы Дубковской муниципальной основной общеобразовательной школы (42 подростка в возрасте 13-16 лет,20 юношей и 22 девушки, эти подростки находятся в сложном переходном возрасте. По отзывам педагогов, многие из ребят приобретают вредные привычки, склонность к бродяжничеству, к агрессивному поведению).

 

Методы исследования:

 

С подростками был проведен комплекс методик:

1. Диагностика тревожности Р.С. Немова (Приложение 1).

2.Диагностика самооценки «Лесенка» (Приложение 2).

3.Диагностика виктимного поведения(О.О.Андронниковой) (Приложение 3).

Первая диагностическая методика была направлена на выявление тревожности у подростков.

Под тревожностью понимается особое эмоциональное состояние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Тревожность — важное персональное качество человека, довольно устойчивое.

Общее количество баллов, набранных по всем вопросам шкалы, делится на 20, и итоговый показатель рассматривается как индекс уровня развития соответствующего вида тревожности у каждого испытуемого.

Выводы об уровне развития тревожности:

3,5—4,0 балла — очень высокая  тревожность.

3,0—3,4 балла — высокая тревожность.

2,0—2,9 балла — средняя тревожность.

1,5—1,9 балла — низкая тревожность.

0,0—1,4 балла — очень низкая  тревожность.

 

 

 

 

 

 

Обобщенно, результаты диагностики представим в графическом виде:

Гистограмма 1

Результаты диагностики тревожности у подростков

Таким образом, большинство подростков проявляли высокий и очень высокий уровень тревожности.

Такие же показатели были выявлены по результатам диагностики самооценки. Инструкция к методике «Лесенка» звучала следующим образом: «На самом верху находятся все самые умные люди на свете, в самом низу — самые глупые, посередине — средние. Где ты среди всех этих людей? Пометь свое место». После того как подросток указывал ступеньку, ее номер (количество баллов) записывался в таблице. После подростку предлагалось осуществить второй выбор - отметить, как бы его оценили окружающие.

Максимальное количество баллов по каждому выбору – 50 баллов, минимальное – ниже 15 баллов. (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Были получены следующие результаты:

Количество подростков, имеющих разные уровни самооценки – в %

Высокая самооценка

Адекватная

Низкая самооценка

32,3

41,5

26, 2


 

Высокая самооценка была выявлена у 13 подростков. Эти ребята высоко оценивают себя и чувствуют, что их высоко ценят окружающие.

Адекватная самооценка была выявлена у 17 подростков. Эти ребята реально оценивают свои достижения и считают мнение окружающих по поводу своих возможностей справедливым.

Низкая самооценка выявлена у 10 подростков. Они низко оценивают свои личностные качества и умения и чувствуют негативное отношение окружающих к ним.

Таким образом, на основании полученных результатов двух диагностических методик были выявлены три группы подростков с разным уровнем психологического благополучия.

Первую группу – (13 человек) составляли ребята, которые имели низкий уровень тревожности, адекватную самооценку.

Вторую группу – (18 подростков) составляли ребята, которые имели средний уровень тревожности, высокую и адекватную самооценку.

Третью группу – (10 подростков) составляли ребята, проявляющие высокий и очень высокий уровень тревожности, низкую самооценку.

С этой (третьей) группой испытуемых была проведена диагностика виктимного поведения (О.О. Андронниковой).

Опросник заключался в ответе на вопросы на ряд утверждений, каждое из которых касается особенностей характера, личности, поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядов на жизнь испытуемых подростков.

Им была дана инструкция: «Если Вы считаете, что утверждение верно по отношению к Вам, то дайте ответ «Да», в противном случае - «Нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у Вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду Вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.Постарайтесь отвечать точно и правдиво.Не нужно долго размышлять над каждым вопросом, старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки ближе к истине». (Текст опросника см. Приложение 3).

Интерпретация полученных результатов, психологическое заключение и рекомендации были даны на основании 7 шкал.

Особый интерес для нашего исследования представляла 7 шкала. Рассмотрим основные показатели, полученные по данным шкалам.

1. Шкала социальной желательности  ответов выявляет неискренность, несоответствие диагностических результатов с реальным положением испытуемых.

2. Шкала склонности к агрессивному виктимному поведению может характеризовать следующую модель агрессивного виктимного поведения.

Выше нормы (8 - 10 стен). К данной группе относятся испытуемые, склонные попадать в неприятные и опасные для жизни и здоровья ситуации в результате проявленной ими агрессии в форме нападения или иного провоцирующего поведения (оскорбление, клевета, издевательство и т. д.). Для них характерно намеренное создание или провоцирование конфликтной ситуации. Их поведение может являться реализацией типичной для них антиобщественной направленности личности, в рамках которой агрессивность проявляется по отношению к определенным лицам и в определенных ситуациях (избирательно), но может быть и «размытой», неперсонифицированной по объекту. Наблюдается склонность к антиобщественному поведению, нарушению социальных норм, правил и этических ценностей, которыми зачастую субъект пренебрегает. Такие люди легко поддаются эмоциям, особенно негативного характера, ярко их выражают, доминантны, нетерпеливы, вспыльчивы. При всех различиях в мотивации поведения характерно наличие насильственной антиобщественной установки личности.

С учетом мотивационной и поведенческой характеристик могут быть представлены такие типы (или подтипы), как корыстный, сексуальный (половая распущенность), связанный с бытовыми конфликтами (скандалист, семейный деспот), алкоголик, негативный мститель, лицо психически больное и т. д.

Ниже нормы (1-3 стен). Для лиц данного типа характерно снижение мотивации достижения, спонтанности. Возможна высокая обидчивость. Хороший самоконтроль, стремление придерживаться принятых норм и правил. Стабильность в сохранении установок, интересов и целей.

3. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.

Выше нормы (8 -10 стен). Жертвенность, связанная с активным поведением человека, провоцирующим ситуацию  своей просьбой или обращением. По существу, для активных потерпевших характерно поведение двух видов: провоцирующее, если для причинения вреда привлекается другое лицо, и самопричиняющее, которые

3. Шкала склонности к гиперсоциальному поведению.

Данный тип личности характеризуется склонностью к риску, необдуманным поступка. Он сам сознательный самопричинитель (лицо, умышленно причиняющее себе физический или имущественный вред), неосторожный самопричинитель (вред причинен собственными неосторожными действиями в процессе совершения иного умышленного или неосторожного преступления).

4. Шкала склонности к гиперсоциальному виктимному поведению. Модель инициативного виктимного поведения.

Выше нормы (8 -10 стен). Жертвенное поведение, социально одобряемое и зачастую ожидаемое. Сюда относятся лица, положительное поведение которых обращает на них преступные действия агрессора. Человек, который демонстрирует положительное поведение в ситуациях конфликта либо постоянно, либо в результате должностного положения, ожидания окружающих. Люди данного типа считают недопустимым уклонение от вмешательства в конфликт, даже если это может стоить им здоровья или жизни. Последствия таких поступков осознаются не всегда. Смел, решителен, отзывчив, принципиален, искренен, добр, требователен, готов рисковать, может быть излишне самонадеян. Нетерпим к поведению, нарушающему общественный порядок. Самооценка чаще всего завышенная. Поведение имеет положительные мотивы.

Ниже нормы (1-3 стен) - характеризуется пассивностью, равнодушием со стороны подростка к тем явлениям, которые происходят вокруг него. Действует по принципу «моя хата с краю», что может быть последствием как обиды на внешний мир, так и формирования в результате ощущения непонимания, изолированности от мира, отсутствия чувства социальной поддержки и включенности в социум.

5. Шкала склонности к зависимому и беспомощному поведению (модель пассивного виктимного поведения).

Выше нормы (8 - 10 стен) - лица, не оказывающие сопротивления, противодействия преступнику по различным причинам: в силу возраста, физической слабости, беспомощного состояния (стабильного или временно), трусости, из опасения ответственности за собственные противоправные или аморальные действия и т. д. Могут иметь установку на беспомощность. Нежелание делать что-то самому, без помощи других. Могут иметь низкую самооценку. Постоянно вовлекаются в кризисные ситуации с целью получения сочувствия и поддержки окружающих. Имеет ролевую позицию жертвы. Робок, скромен, сильно внушаем, конформен. Возможен также вариант усвоенной беспомощности в результате неоднократного попадания в ситуации насилия. Склонен к зависимому поведению, уступчив, оправдывает чужую агрессию, склонен всех прощать.

Ниже нормы (1-3 стен)- склонность к независимости, обособленности. Всегда стремится выделиться из группы сверстников, имеет на все свою точку зрения, может быть непримирим к мнению других, авторитарен, конфликтен. Повышенный скептицизм. Возможна внутренняя ранимость, приводящая к повышенному желанию обособиться от окружающих.

6. Шкала склонности к некритичному поведению.

Модель некритичного виктимного поведения. Выше нормы (8 -10 стен). К данной группе относятся лица, демонстрирующие неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации. Некритичность может проявиться как на базе личностных негативных черт (алчность, корыстолюбие и др.), так и положительных (щедрость, доброта, отзывчивость, смелость и др.), а кроме того, в силу невысокого интеллектуального уровня. Эти лица демонстрируют неосторожность, неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации в результате каких-либо личностных или ситуативных факторов: эмоциональное состояние, возраст, уровень интеллекта, заболевание.

Личность некритичного типа обнаруживает склонность к спиртному, неразборчивость в знакомствах, доверчивость, легкомысленность. Имеет непрочные нравственные устои, что усиливается отсутствием личного опыта или не учетом его. Склонны к идеализации людей, оправданию негативного поведения других, не замечают опасности.

Ниже нормы (1-3 стен) - вдумчивость, осторожность, стремление предугадывать возможные последствия своих поступков, которые иногда приводят к пассивности подростка, страхам. Самореализация подростка в этом случае значительно затруднена, может появляться социальная пассивность, приводящая к неудовлетворенности своими достижениями, чувству досады, зависти.

7. Шкала реализованной  виктимности.

Если показатели по данной шкале ниже нормы (1-3 стен), очевидно, что испытуемый нечасто попадает в критические ситуации либо у него уже успел выработаться защитный способ поведения, позволяющий избегать опасных ситуаций. Однако внутренняя готовность к виктимному способу поведения присутствует. Скорее всего, ощущая внутренний уровень напряжения, испытуемый стремится вообще избегать ситуации конфликта.

Выше нормы (8-9 стен) - это означает, что испытуемый достаточно часто попадает в неприятные или даже опасные для его здоровья и жизни ситуации. Причиной этого является внутренняя предрасположенность и готовность личности действовать определенными, ведущими в индивидуальном профиле способами. Чаще всего это -стремление к агрессивному, необдуманному действию спонтанного характера.

На основании обработки результатов в соответствии с ключом (Приложение 3) были получены следующие результаты.

Таблица 3

Результаты диагностики виктимного поведения подростков (стен)

п/п

Шкалы виктимного поведения

1

2

3

4

5

6

7

1

2

7

7

8

8

9

8

2

4

8

8

8

8

8

8

3

4

8

8

9

8

8

9

4

3

6

6

7

6

8

7

5

5

6

6

5

5

3

5

6

4

4

5

4

4

4

8

7

3

7

6

5

7

9

8

8

3

8

8

9

8

9

9

9

2

8

8

8

7

6

7

10

3

6

7

8

7

7

8

Информация о работе Психологические факторы, детерминирующие виктимное повидение