- группе студентов, успешных в
учебной деятельности, в целом
присущ адекватный балл по параметру целевого отклонения,
причём адекватный результат наблюдается
по всем шкалам методики Дембо–Рубинштейн.
Это свидетельствует о развитом механизме
целеполагания, свойственном данной группе
участников эмпирического исследования.
У группы неуспешных в своей учебной деятельности
студентов, напротив, у каждого из испытуемых
уровень целевого отклонения является
сильно завышенным хотя бы по одной из
шкал указанной методики, что является
нехарактерным для противоположной группы
участников нашего исследования и свидетельствует
о недостаточно развитом механизме целеполагания,
свойственном студентам, чья учебная деятельность
не является успешной.
- группе успешных в учебной
деятельности студентов присущ
адекватный показатель по уровню
притязаний, в отличие от группы студентов, чья учебная
деятельность не является таковой (у неуспешных
в учебной деятельности студентов уровень
притязаний сильно завышен, что говорит
об инфантильности, неумении ставить реально
осуществимые цели).
На основании всего этого можно заключить, что факторы развития
образа профессионального успеха у студентов
разных групп не отличаются, так как расхождения
незначительные для данной выборки, которая
составляет 24 человека, и 1 человек составляет
4%, а в выборке по группам в 12 человек 1
человек составит 8%, таким образом расхождение
в 3% не существенны, так как 3% это менее
одного человека – поэтому можно считать,
что гипотеза подтверждена.
Список литературы.
- Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование
в учебном процессе. (Психолого-дидактический подход).
Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 2003.
- Абросимова Л.В., Калачева Т.Г. Установки
выпускников школ на получение высшего
образования// Социол. исслед. 2000. № 5.
- Антипова В.М. Формирование мотивов учебной
деятельности студентов в условиях учебно-научного
комплекса вуза // Проблемы оптимизации
учебного процесса в вузе. Ростов-
на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1981.
- Багдасарьян Н.Г., Немцов А.А., Кансузян
Л.В. Послевузовские ожидания студенческой
молодежи // Социол. Исслед. 2003. №6.
- Баранов А.А., Иванова Н.Г. Влияние социальной
дифференциации на образовательные ориентации
горожан // Социол. Исслед. 2003. №2.
- Бойко Л.И. Трансформация функций высшего
образования и социальные позиции студенчества
// Социол. Исслед. 2002. №3.
- Большакова О.А. Оплачиваемая работа
в жизни студента // Социол. Исслед. 2005.
№4.
- Ваторопин А.С. Политические ориентации
студенчества // Социол. исслед. 2000. №6.
- Вербицкий А., Бакшаева А. Развитие мотивации
в контекстном обучении // Вестник высшей
школы. 1998. № 1.
- Вербицкий А., Кругликов В. Контекстное
обучение: формирование мотивации // Высшее
образование в России. 1998. №1.
- Винтин И.А. Особенности социального
самоопределения старшеклассников // Социол.
Исслед. 2004. №2.
- Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социол.
Исслед. 2003. №2.
- Выборнова В.В., Дунаева Е.А. Социальная
поддержка молодежи в контексте модернизации
образования // Социол. Исслед. 2004. №10.
- Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных
ориентаций в период социальной трансформации // Социол. Исслед.
2002. №1.
- Демитренко Э.С. Перспективы образования
в меняющемся мире // Социол. Исслед. 2005.
№2.
- Деркач А.А. Акмеология: учебное пособие.
М.: Изд-во РАГС, 2004.
- Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция.
Ростов-на-Дону: 2005.
- Добрынин В.И., Кухтевич Т.Н., Туманов С.В. Молодежь России: три жизненные ситуации.
М.: ИНИОН РАН, 1998.
- Ельчанинов П.М. Проблемы трудовой занятости
сельской молодежи // Социол. Исслед. 2004.
№2.
- Емельянов В.В. СТУДЕНТЫ ОБ АДАПТАЦИИ
К ВУЗОВСКОЙ ЖИЗНИ // Социол. Исслед. 2001.
№9.
- Збровский Г.Е., Шукалина Е.А. Профессиональное образование и рынок труда // Социол. Исслед. 2003. №4.
- Зерчанинова Т.Е. Социальные потребности
молодежи севера // Социол. Исслед. 2002. №9.
- Ивахненко Г.И., Голиусова Ю.В. Студенты
об инновациях в системе высшего образования // Социол. Исслед. 2002. №9.
- Ковалева А.И. Концепция социализации
молодежи: нормы, отклонения, социализационная
траектория // Социол. Исслед. 2003. №1.
- Ковалева А.И. Социализационные траектории
современной российской молодежи // Молодежь
и общество на рубеже веков: Междунар. науч.-практич. конференция,
20–21 октября 1998 г.: Секция "Будущее России и молодежь:
к новой концепции молодежной политики".
Ч. 1. М.: 1998.
- Ковалева А.И. Социализация личности:
норма и отклонение. М.: 1996.
- Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические
вопросы. М.: 1999.
- Краткий словарь по психологии. М.: политиздат,
1989.
- Крухмалева О.В. Современные тенденции
в получении образовательных услуг и модели
их развития // Социол. Исслед. 2001. №9.
- Лапин Н.И. Ценности в кризисном социуме // Ценности социальных групп
и кризис общества / Отв. ред. Н.И.Лапин.
М.: ИФ АН, 1991.
- Лапин Н. И. Эволюция иерархии базовых
ценностей россиян на рубеже столетий.
Файл из Интернет.
- Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное
понятие: Опыт многомерной реконструкции // Современный
социо-анализ. Сборник статей. М.: 1998.
- Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные
ориентации молодежи России: Учебное пособие.
СПб.: СПбГУП, 2000.
- Личность и ее карьера / под ред. С.Т. Джанерьян.
Ростов-на-Дону: 1999.
- Лоншакова Н.А. Региональный ВУЗ и рынок
труда: проблемы адаптации (на примере
Читинской области) // Социол. Исслед. 2003.
№2.
- Малинаускас Р.К. Динамика социальной
ответственности студентов педвуза //
Социол. Исслед. 2003. №7.
- Малинаускас Р.К. Мотивация студентов разных периодов обучения // Социол.
Исслед. 2005. №2.
- Матусевич В.А., Оссовский В.Л. Социальная
среда и выбор профессии. Киев: Наук. Думка.
1982.
- Михеев П.А. Динамика жизненных ценностей
сельской молодежи // Социол. Исслед. 2005.
№1.
- Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования,
занятости и потребления // Социол. Исслед.
2005. №2.
- Молодёжь новой России: Какая она? Чем
живёт? К чему стремится? // Аналитический
доклад Российского независимого института
социальных и национальных проблем по
заказу московского представительства
Фонда им. Ф. Эберта/ Л. Бызов, Н. Давыдова
и др. // http://referat.kulichki.net/000/07/more2.html
- Молодежь: тенденции социальных изменений:
Сб. статей. СпбГУ, 2000.
- Мулява О.Д. Из ВУЗа – на офицерскую службу:
вопросы социально-профессиональной адаптации //
Социол. Исслед. 2003. №6.
- Нечаев Н.Я., Казаренкова Т.Б. Болонский
процесс и модернизация российского образования
// Социол. Исслед. 2004. №9.
- Огородникова И.А. Как готовить специалистов
в университете? // Социол. Исслед. 2003. №8.
- Опросник профессиональных предпочтений
(ОПП): модифицированная методика Дж. Холланда
/ http://www.azps.ru/tests/h1.htm
- Селиванова З.К. Смысложизненные и ценностные
ориентации городских подростков // Социол.
Исслед. 2001. №1.
- Сергейчик С.И. Факторы гражданской социализации учащейся
молодежи // Социол. Исслед. 2002. №5.
- Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях
городской молодежи // Социол. Исслед. 2002.
№1.
- Скутнева С.В. Гендерные аспекты жизненного
самоопределения молодежи // Социол. Исслед. 2003. №11.
- Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю.
Головин. Мн.: Харвест, 2001.
- Соколов А.С., Щербакова И.О. Ценностные
ориентации постсоветского гуманитарного
студенчества // Социол. Исслед. 2003. №1.
- Сорокина Н.Д. Перемены в образовании
и динамика жизненных стратегий студентов // Социол. Исслед.
2003. №10.
- Старостина Т.В. ВУЗы на рынке образовательных
услуг // Социол. Исслед. 2003. №4.
- Хиту М., Генин В.Е. Инновационная образовательная
деятельность ВУЗа // Социол. Исслед. 2003.
№10.
- Чередниченко Г.А. Личные планы выпускников средних учебных
заведений и их реализация (сравнительный
анализ) // Социол. Исслед. 2001. №12.
- Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза
профессиональной деятельности. М.: Наука,
1982.
- Шевченко Д.А. Проблемы социальной самоидентификации
учащейся молодежи // Социол. Исслед. 2004.
№1.
- Шредер Т.А. Жизненные ценности современных
выпускников общеобразовательных учреждений.
Курсовая работа. Екатеринбург: 2001.
- Щенникова Л.С. Духовные ориентиры псковских
студентов // Социол.исслед. 1999. №8.
- Деркачев Б.С. Структура и особенности мотива.
М. – 1999.
- Климов С.А. Психология профессионального самоопределения. М. – 2005.
- Климов С.А. Психология профессионала. М. – Воронеж. – 1996.
- Горбатков А.А. Успешность деятельности и эмоции: эскиз модели. // Мир психологии. – 2002. – №4.
- Психология и педагогика. – М.: РИУ – РГТК «Тантал», 2000. – 104 с.
- Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности. // Психология формирования и развития личности. – М. – 1981. – С.159-177.
- Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-изд. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб, 1991. – 152 с.
- Лебедева Н. Успех после 40. // Рос. Газета. – 2006. – 17 марта. – С.7.