Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 02:21, реферат

Краткое описание

Специфика активности человека состоит в том, что она постоянно протекает во взаимодействии с другими людьми или предметами, произведенными ими. И помимо природных законов, регулирующих отношения между ними, в силу вступают законы социальной жизни, иногда закрепленные в виде жестких предписаний (правил), а чаще - в виде нравственных норм, допускающих известную вариативность отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Психологический анализ агрессивного поведения учащихся.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АГРЕССИВНЫХ  ПРОЯВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  

А. К. ОСНИЦКИЙ  

    Специфика активности человека состоит в том, что она постоянно протекает  во взаимодействии с другими людьми или предметами, произведенными ими. И помимо природных законов, регулирующих отношения между ними, в силу вступают законы социальной жизни, иногда закрепленные в виде жестких предписаний (правил), а чаще - в виде нравственных норм, допускающих известную вариативность отношений. В связи с этим в регуляцию взаимоотношений между людьми включается система оценок действий и поступков друг друга, а также собственных усилий, предпринимаемых по отношению к другим людям.

    Относительность этих оценок обсуждалась извечно  в философской и художественной литературе, отражая привычную для  человеческих отношений неоднозначность устанавливаемых норм. То, что с точки зрения одного человека представляется необходимым, с точки зрения другого человека может считаться ненужным и даже вредным; то, что приемлемо в одной культуре, может оказаться неприемлемым в другой.

    Одной из важнейших характеристик действий и поступков, определяющих устанавливаемые  взаимоотношения между людьми, а  также эффективность индивидуального  личностного развития, является агрессивность. Именно агрессивное поведение приводит к возникновению конфликтов во взаимоотношениях между людьми и неконструктивным способам их разрешения. "Мы не хотим сказать, что агрессия - это нечто, противоположное нравственности: некоторые формы агрессии не рассматриваются как аморальные. Но в большинстве случаев агрессия аморальна, поэтому те же механизмы, которые ответственны за нравственное научение, лежат и в основе социализации агрессивных импульсов", - пишут Р. Кратчфилд и Н. Ливсон [8; 68]. Далее они сопоставляют два приемлемых и взаимосуществующих определения агрессии. Первое основано на внешней оценке поведения: "Агрессия - это любой вид поведения, наносящий вред другому". Второе связывается с намерениями человека, т. е. с тем, о чем можно узнать лишь изучая побуждения человека: "Агрессия - это любые действия, имеющие целью причинение вреда другому" [там же. С. 68-69].

    Опираясь  на сходные с приведенными определения агрессии, многие из психологов считают агрессию врожденной, неотъемлемой характеристикой поведения в живом мире, связанной с борьбой за выживание. Но они же признают, что над агрессивными импульсами, агрессивными проявлениями в поведении человека возможен контроль, связанный с обучением и воспитанием. "Процесс научения контролировать свои агрессивные устремления или выражать их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации, называется социализацией агрессии" [8; 69]. В отечественной психологии большее значение придается механизмам социализации, формирующему воздействию социальной ситуации развития (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин). Но тем не менее учитывается и возможность реализации природно закрепленных механизмов агрессивного поведения, усугубляемой аномалиями физиологического и психического развития ребенка [3], [7]. Большинство проявлений агрессии разными наблюдателями интерпретируется однозначно, как недопустимое, требующее коррекции поведение человека. Проявления агрессии различны: от прямого физического воздействия  

62   

(применения  силы), словесных оскорблений и  запугивания оппонента грядущими неприятностями до косвенных замечаний и скрытых попыток осуществить принудительное управление поведением другого человека. Известны проявления агрессии, переходящие в болезненное состояние, не поддающиеся социализации. Но известны и такие поступки и действия, которые одними участниками группового конфликта интерпретируются как проявления агрессии, а другими - как активность, настойчивость и последовательность в достижении целей.

    Отвлекаясь  от обсуждения вопросов, связанных  с анализом последовательной социализации поведения, подчинения поведения правилам человеческого общежития, дадим краткую классификацию проявлений агрессии.

    1. Болезненные проявления агрессии (неуправляемые вспышки ярости, гнева,  разрушительного возбуждения);

    2. Физические, словесные и другие виды агрессии, связанные с усвоением норм и правил, неприемлемых для всего общества (как правило, это бывает связано с особенностями социализации, с закреплением норм антиобщественного поведения);

    3. Различные виды агрессии, связанные с недостаточной усвоенностью норм и правил поведения в обществе или с недостаточной сформированностью собственных средств самоуправления в действиях и поступках (недостаточная обученность и воспитанность);

    4. Все виды действий, которые одними  наблюдателями интерпретируются как агрессивные (вызывают у них подозрение в посягательстве на чьи-то права, попытке причинить вред), а у других наблюдателей связываются с проявлениями активности, настойчивости.

    Нарушениями поведения или социальной дезадаптацией М. Раттер [12] называет такие ситуации, в которых главная проблема личности заключается в проявлении социально неодобряемых форм поведения. К ним относятся: плохие отношения с другими детьми, обнаруживающие себя в драках, ссорах, нетерпимом отношении друг к другу, демонстративное неповиновение, разрушительные действия и лживость. Сюда же включают и антиобщественные поступки: пропуски уроков, срывы занятий, воровство, поджоги. При этом нужно помнить о том, что:

    - дети, с раннего возраста агрессивные  и задиристые, став старше, обнаруживают  большую склонность к асоциальным  проявлениям;

    - дети с синдромом социальной  дезадаптации (СД) чаще испытывают трудности во взрослой жизни: неудачная судьба, неудачные браки, низкие заработки, тоскливые однообразные социальные отношения, худшие профессии, большая склонность к употреблению алкоголя, наркотиков;

    - синдром СД чаще встречается  у мальчиков.

    Под другим углом зрения М. Раттер рассматривает агрессивность как один из факторов происхождения антиобщественного поведения, обозначая ее связь с другими факторами: такими как тяжелая обстановка в семье, многодетность, отставание в усвоении школьных знаний, неблагоприятная школьная атмосфера, стиль воспитания в семье, стиль воспитания и преподавания в школе.

    В. Клайн [9], справедливо отмечая негативные аспекты проявления агрессии, считает, что в агрессивности есть и "определенные здоровые черты", которые могут оказаться полезными для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам и победителям.

    Агрессию  может вызвать ситуация, связанная  со стремлением к установлению справедливости, - считает Г. С. Хоманс. "В ситуациях разрешения справедливости люди ищут "распределительной справедливости" - беспристрастности в распределении поощрений и наказаний... Как реагируют люди, когда они чувствуют, что справедливость нарушается? Скрытый гнев, возмущение или по крайней мере рост напряженности являются наиболее частыми   

63  

откликами" [8; 74]. По мнению многих авторов, как адаптивные можно рассматривать и агрессивные проявления, связанные с избавлением от фрустрации и тревоги [8], [9], [12], [15].

    Рассматривая  проявления агрессии у детей в  рамках традиционных условий воспитания, в условиях их обычной жизни, мы прежде всего отметим ту пагубную роль агрессии, которую она играет в становлении личности, превращая ее либо в потенциального агрессора, либо в потенциальную жертву всех настоящих и будущих конфликтов. Менее заметно, но не менее пагубно деформирующее влияние агрессии на общее развитие всех высших психических функций. Более грубые нарушения обнаруживаются, как правило, в специфических заболеваниях: дефектах речи, нарушениях работоспособности, аллергиях, бронхиальной астме, энурезе и т. п. В целом же собственные агрессивные проявления или же постоянное ожидание подобного от окружающих ограничивает активность ребенка, усиливают его тревожность, формируют заниженную или компенсированную самооценку. Неслучайно агрессивных детей, равно как и детей, постоянно опасающихся агрессии, относят к группе детей с аффективным поведением, к группе риска.

    Проявления  агрессии в их активной форме определяются в первую очередь условиями воспитания, условиями социализации. Р.С. Сирс, Е.Е. Маккоби, К. Левин (цит по [8]) в своем исследовании выявили два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребенка: снисходительность (под ней понимают степень готовности родителей и воспитателей прощать проступки, понимать и принимать ребенка) и строгость наказания родителями агрессивных проявлений ребенка. По поводу первого фактора можно встретить согласие у многих авторов. Г. Эберлейн, например, определяет агрессивность как "отчаяние ребенка, который ищет признания и любви". По поводу второго фактора мнения не столь однозначны: одни авторы считают строгость наказания одной из причин агрессивности, другие - приводят примеры того, как в разных культурах строгость наказания приводит к разным последствиям.

    Вопрос  о том, является ли агрессия врожденным качеством, спорен. Но даже, если допустить, что это так, позитивные пути социализации агрессии приводят к отказам от ее прямых проявлений. Интересный и показательный  материал о том, в какой степени  результаты социализации зависят от снисходительности родителей и их отношения к наказаниям, был получен в подробном отчете заведующей детского сада, длительное время работающей в поселке (из материалов дипломной работы Н.Б. Шепляковой). Она имела опыт наблюдения за детьми с момента их поступления в детский сад, не теряла интереса к их судьбе и в дальнейшем: хорошо знала родителей, их отношение к детям, перед ее глазами проходили их школьные годы и складывалась дальнейшая судьба. Представленная ею табл. 1 почти идентична таблице, приведенной в учебном пособии Д. Креч, Р. Кратчфилд и Н. Ливсон [8].

Таблица 1

Связь отношения родителей  к детям с проявлениями детской агрессивности (в %)  

Группы  детей Стиль отношения  родителей к детям Число агрессивных  
мальчиков   девочек
I Редко проявляют  снисходительность; редко наказывают 4,3  13,1
II Редко проявляют  снисходительность; часто наказывают 20,0 19,0
III Часто проявляют  снисходительность; наказывают редко  25,7 20,8 
IV Часто проявляют  снисходительность; часто наказывают 41,0  38,1 
 

 

    О "наведении" средой обитания средств приспособления к ней, обусловленности в процессе воспитания формируемых средств разрешения трудностей   

64  

тем, какие средства используются предпочтительнее окружающими людьми, написано немало научных и научно-популярных работ. Педагоги и воспитатели прекрасно знают об этом и тем не менее знания эти не становятся практическим руководством в реальной практике.

    Изучение агрессивности учительского состава, ведущего классы с повышенной агрессивностью учащихся, было вынужденным. С одной стороны, мы во многом опираемся на экспертные оценки учителей. И неслучайно, - оценки учителей подчас являются единственным достаточно надежным источником информации о ребенке, хотя сами учителя довольно критично относятся к своим оценкам и взаимоотношениям в учительской. С другой стороны, и учащиеся, и сами учителя жалуются на вынужденные агрессивные проявления.

    Исследования, посвященные проверке житейских наблюдений о неблагополучной обстановке в педагогических коллективах, показали, что достаточно часто учитель не удовлетворен ни ролевым общением, ни межличностным. Восприятие друг друга носит нередко негативный характер. Отмечая конфликтность окружающих и свою собственную, учителя между тем не склонны к преодолению конфликтных ситуаций, обнаруживают невысокий уровень эмоциональной идентификации и - что особенно важно - неспособность к рефлексии собственных действий, недостаточную сформированность умений саморегуляции. (Последние из показателей определялись теми же методами, что и в работе с учащимися школы и СПТУ.) В некоторых обследованных педагогических коллективах, ведущих тот или иной "неблагополучный" класс, показатели агрессивности были существенно выше приведенных в табл. 2.

    Результаты  анализа данных этой таблицы нагляднее  представлены в табл. 3, где сопоставляются те же показатели агрессии и порождающих их причин для учащихся со школьными трудностями (отбирались трудности, связанные с агрессивными проявлениями) и для учащихся без школьных трудностей.

    Группа  учителей VIII класса отличается от учителей, ведущих другие классы, более высоким уровнем проявлений физической и вербальной агрессии, связанных с большей раздражительностью и подозрительностью по отношению к детям и сослуживцам. И в неблагополучных классах, где дети ярко обнаруживают агрессивные проявления и конфликтность, более высокие показатели агрессивности учителей связаны с рядом более высоких показателей у школьников. Естественно, эти проявления взаимообусловлены и взаимосвязаны. Но свидетельством того, что учительской группой индуцируется агрессивный фон поведения учащихся, является следующее. Во-первых, наблюдаемые факты установлены нами в разных районах (Иванове, Москве, Нальчике, Югорске), т. е. они повторяемы. Во-вторых, были получены результаты свидетельствующие о том, что дети достаточно дифференцированно оценивают поведение учителей и ориентированы на позитивные характеристики учителей, нуждаясь в них: в классах, где хотя бы один учитель (преподаватель математики в IX классе с минимальными показателями агрессии, выдержанный и деликатный литератор и т. п.) не обнаруживает агрессивного поведения, показатели агрессивности у школьников значительно ниже. Достаточно перевеса в одну позитивную "человеческую единицу", чтобы психологический климат в классе стал мягче, а дети менее агрессивными.

Информация о работе Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся