Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:12, контрольная работа
Актуальность данной курсовой работы обусловлена теоретической и эмпирической значимостью понимания механизмов воздействия восприятия.
Цель курсовой работы – изучение факторов и психологических механизмов восприятия на разных этапах перцептивного процесса.
1. Общее понятие о восприятии и его особенностях
1.1 Физиологические основы восприятия
1.2 Классификация восприятия
1.3 Характеристики восприятия
2. Восприятие пространства
2.1 Восприятие удаленности
2.2 Восприятие направления
2.3 Восприятие формы
2.4 Восприятие размеры (величины)
3. Восприятие времени
3.1 Восприятие длительности
3.2 Восприятие временного порядка
3.3 Особенности восприятия пространства и времени, связанные с б латеральной асимметрией головного мозга
4. Восприятие движения
5. Наблюдение и наблюдательность
Заключение
Список используемой литературы
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ВОСПРИЯТИЯ
СОЖАНИЕ
1. Общее понятие о восприятии и его особенностях
1.1 Физиологические основы восприятия
1.2 Классификация восприятия
1.3 Характеристики восприятия
2. Восприятие пространства
2.1 Восприятие удаленности
2.2 Восприятие направления
2.3 Восприятие формы
2.4 Восприятие размеры (величины)
3. Восприятие времени
3.1 Восприятие длительности
3.2 Восприятие временного порядка
3.3 Особенности восприятия пространства и времени, связанные с б латеральной асимметрией головного мозга
4. Восприятие движения
5. Наблюдение и наблюдательность
Заключение
Список используемой литературы
Ведение
Восприятие - это отражение
предметов и явлений в
Рассмотрим играющего на лужайке щенка. Он имеет определенную форму, размеры и окраску; в каждый момент времени он занимает в пространстве определенное место, находящееся от нас на определенном расстоянии и в определенном направлении; мы видим его то движущимся, то неподвижным; он выглядит как плотное тело, т.е. как объект, у которого можно потрогать только поверхность, в отличие, скажем, от воды или неба. Окраска щенка является свойством поверхности его тела, т.е. его поверхность имеет цвет. Если он сталкивается с небольшим предметом, у нас создается впечатление, что щенок является причиной его движения. Все это воспринимается нами при помощи зрения. Но мы также слышим его лай, и этот звук имеет определенную высоту, громкость и тембр и исходит из определенной части пространства, фактически из того места, в котором мы видим щенка. Мы воспринимаем его в совокупности свойств, а из нашего прошлого опыта мы знаем, что перед нами - щенок. Воспринимаемые качества, такие, как цвет, размер и т.п. остаются постоянными и не зависят от того что, например, изображение на сетчатке глаз постоянно меняется. Так, нам не кажется, что в тени щенок меняет свою окраску или что его размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, приближается или удаляется он от нас.
Это можно объяснить тем, что процесс восприятия протекает в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами только когда воспринимаемому образ мы можем его назвать: щенок), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия).
Актуальность данной
курсовой работы обусловлена
теоретической и эмпирической
значимостью понимания
Цель курсовой работы
– изучение факторов и
Объект исследования: группа испытуемых, состоящая из 30 человек.
Предмет исследования – процесс и психологическое воздействие восприятия.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
Провести теоретический анализ литературных данных восприятия.
Изучить характер влияния
некоторых индивидуально-
Метод исследования – метод эксперимента.
Структура курсовой
работы. Работа состоит из введения,
пяти глав, приложения, заключения
и списка используемой
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ И ЕГО ОСОБЕННОСТЯХ
Взаимодействие анализаторов
подготавливает почву к
Воспринимая, человек
не только видит, но и смотрит,
Восприятие – это
процесс психического
Как и в случае
с ощущениями, при восприятии
мы имеем дело с процессом,
и с его результатом в виде
образа воспринимаемого
1.1 Физиологические основы восприятия
В основе восприятия
лежит более сложная, чем при
ощущении, аналитико-синтетическая
работа центральных отделов
При действии многомодального раздражителя временные нервные связи образуются между различными анализаторами. Например, образ котлеты формируется через взаимодействие вкусовых, зрительных, обонятельных и кинестетических анализаторов. И.М. Сеченов писал: «У человека к таким ассоциациям ощущений очень часто присоединяется и слуховой образ слова, которым обозначается данный предмет».1
Особое значение при
восприятии имеют двигательные
ощущения (кинестезии). Они сопутствуют
практически всем видам
1.2 Классификация восприятий
Как и ощущения, восприятия
можно сгруппировать по
- зрительные;
- слуховые;
- осязательные;
- вкусовые;
- обонятельные;
- кинестетические (двигательные)
Естественно по этим же модальностям различаются и перцептивные образы.
Необходимо заметить, что в последнее время высказываются сомнения в правомочности данной классификации, поскольку хеморецепция и основанные на ней вкусовые и обонятельные восприятия не дают представления ни о пространственных, ни о временных параметрах воспринимаемых объектов, без которых целостного представления о них сформировать невозможно. Но именно уровень представлений, то есть вторичных образов памяти, обеспечивает человеку накопление перцептивного опыта и, благодаря ему повышения вероятности биологического (как организм) и социального (как личность) выживания человека. Однако данные нейропсихологии говорят о том, что в коре головного мозга людей третичные (париетальные, пристеночные) зоны, обеспечивающие репрезентативный (представительный) уровень познавательных процессов формируются только на базе трех вторичных (перцептивных) модальностных зон: окципитальной (зрительной), темпоральной (слуховой) и постцентральной (соматосенсорной, или кинестетической). Сказанное позволяет согласиться с мнением, что необходимо выделять по модальности только три вида перцептивных чувств: филогенетически первичное гаптическое (кинестетическое) чувсто, отражающее единое пространственно-временное свойство – движение; два позднейших более сложных вида перцептивных чувств – зрение (симультанно-пространственное) и слух (сукцессивно-временное). Таким образом, существует от восьми до двух десятков (по разным классификациям) видов сенсорных чувств и три вида перцептивных чувств.1
По уровню психической
активации различают два
- произвольное (преднамеренное);
- непроизвольное (непреднамеренное).
По скорости процесса формирования перцептивного образа и емкости единиц восприятия различают две формы восприятия:
- сукцессивное (развернутое, последовательное);
- симультанное (свернутое, одномоментное).
По положению объекта восприятия, а следовательно, по направленности различают два рода восприятия:
- внешнее (объективное);
- внутреннее (самовосприятие).
В основе еще одной
классификации восприятий
- пространства;
- времени;
- движения.
Суть первой классификации
аналогична существу
Показатель произвольности
– непроизвольности отражает
энергетический аспект
Третья классификация
отражает преимущественно
Примеры сложных объектов:
технические чертежи, схемы,
Большие объекты –
это те, пространственно-временные
параметры которых превосходят
возможности наших органов
Симультанное восприятие
дано человеку не от рождения,
а приходит с накоплением