Психологический портрет эффективного руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:18, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена:
существенными изменениями в социальной, политической, экономической жизни современного российского общества, психологии людей, затрагивающими взаимоотношения в коллективе, систему ценностных ориентации, норм поведения, перестроившими представления о характере труда, успехе, карьере;
теоретической неразработанностью проблемы соответствия личностных психологических качеств руководителя и требований профессиональной управленческой деятельности;
необходимостью создания более прогрессивных форм управления в организации, обусловленных взаимозависимостью личностных характеристик руководителя и социально-психологического климата коллектива, основанных на современных методиках формирования управленческого корпуса и моделях управления персоналом.
Цель исследования: выявить личностные характеристики руководителя, позитивно влияющие на социально-психологический климат коллектива.
Объект исследования: личность руководителя.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ психологических особенностей личности руководителя.
1.1. Психологический портрет эффективного руководителя.
1.2. Влияние доминирующих черт личности руководителя на психологический климат в коллективе.
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных особенностей руководителей и социально-психологического климата в коллективе сотрудников ОАО «».
2.1. Обоснование выбора методов и методик исследования.
2.2. Анализ полученных результатов.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом о руководителе.doc

— 428.00 Кб (Скачать файл)

    Анализируя  результаты исследования, полученные посредством методики Хитровой, можно сделать следующие выводы:

    Наиболее  типичны высказывания следующих  типов: E, e, i, M’. То есть в ответах руководителей выражается порицание, враждебность против кого-либо в окружении, упрёки, саркастические атаки; ожидается или явно подразумевается разрешение этой ситуации от подчинённых, либо руководитель сам берётся разрешить фрустрационную проблему; кроме того часто трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к полному её отрицанию.

    Встречаются редко высказывания следующих типов: E’, E, I’, I, M, m. То есть иногда в ответах руководителей подчёркивается чувство фрустрированности, активность индивида направлена на переживание информации о препятствии; порой руководитель активно отрицает вину за совершённый поступок; иногда выражается смущение или сожаление отвечающего по поводу того, что он послужил причиной неприятности; ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, может быть сведена до минимума, осуждение избегается; в ответе иногда выражается надежда, что время, надёжный ход событий разрешат проблему, просто надо немного подождать; или же, что взаимопонимание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию.

    Не  встречаются вовсе высказывания типов: I, M.

    У руководителя, члены коллектива которого определили психологический климат как неблагоприятный, преобладают высказывания типа iE, что свидетельствует о его стремлении к самостоятельному, авторитарному решению проблемных ситуаций, а также об агрессивности.

    У руководителя, члены коллектива которого определили психологический климат как устойчиво благоприятный, преобладают  высказывания типа Ee, что свидетельствует о его агрессивности, а также о стремлении к совместному решению проблемных ситуаций, стремление к сотрудничеству в конфликте.

    Таким образом, наша гипотеза о том, что некоторые личностные характеристики руководителя: рассудительность, уверенность в себе, склонность к лидерству, стремление к сотрудничеству с подчиненными, коммуникабельность позитивно влияют на социально-психологический климат коллектива.

 

Заключение. 

    Существенные изменения в социальной, политической, экономической жизни современного российского общества, психологии людей, затрагивающие взаимоотношения в коллективе, систему ценностных ориентации, норм поведения, перестроившие представления о характере труда, успехе, карьере, а также теоретическая неразработанность проблемы соответствия личностных психологических качеств руководителя и требований профессиональной управленческой деятельности, необходимость создания более прогрессивных форм управления в организации, обусловленных взаимозависимостью личностных характеристик руководителя и социально-психологического климата коллектива, основанных на современных методиках формирования управленческого корпуса и моделях управления персоналом побудили нас к написанию данной работы.

    В ходе исследования мы достигли своей цели: выявили личностные характеристики руководителя, позитивно влияющие на социально-психологический климат коллектива.

    В качестве объекта исследования мы рассматривали личность руководителя.

    Предметом исследования для нас выступили личностные характеристики руководителя, позитивно влияющие на социально-психологический климат коллектива.

    Мы  выполнили следующие задачи:

    1. Определили психологический портрет эффективного руководителя.
  1. Выявили критерии благоприятного социально-психологического климата.
  1. Провели теоретический анализ психологических особенностей личности руководителя, влияющих на психологический климат.
  2. Выявили личностные качества руководителя, которые обусловливают благоприятный социально-психологический климат.
  3. Провели констатирующий эксперимент с целью диагностики особенностей личности руководителя и их влияния на социально-психологический климат.
  4. Определили банк методик для исследования личностных характеристик руководителя, позитивно влияющих на социально-психологический климат коллектива.

    Таким образом, в ходе нашего исследования мы подтвердили, выдвинутую нами гипотезу о том, что некоторые личностные характеристики руководителя: рассудительность, уверенность в себе, склонность к лидерству, стремление к сотрудничеству с подчиненными, коммуникабельность позитивно влияют на социально-психологический климат коллектива.

    Методологическую  основу исследования составили: психологические теории личности (Д. Кейрси), взгляды различных психологов на роль руководителя в процессе управления (А. М. Бандурка, и др.), теории управления (К. Левин, Р.Р. Блейк, Дж. С. Моутон и др.).

     В исследовании в качестве основных методов  были использованы констатирующий эксперимент, наблюдение и беседа.

   В работе использовались следующие методики: опросник Д. Кейрси для определения социального типа личности; проективная методика исследования личности Н. Г. Хитровой «Деловые ситуации», в основе которой оценка эмоционального поведения личности в ситуации принятия решения; тест Томаса, направленный на исследование доминирующей стратегии поведения в конфликтной ситуации, тест-опросник Л. Н. Лутошкина, направленный на изучение психологического климата коллектива.

   Достоверность результатов исследования обеспечивались статистической обработкой полученных данных.

   В ходе нашей работы мы установили, что три важные переменные положены в основу психологического портрета руководителя: личность, стиль руководства, авторитет. Каждая из этих переменных, имея свои особенности, в значительной степени влияет на эффективность руководителя.

   Нами  было отмечено, что наиболее существенную роль в формировании психологического климата коллектива играет деятельность руководителя, охватывающая все сферы жизни коллектива.

   В ходе исследования мы пришли к выводу, что наиболее значимыми для формирования положительного психологического климата коллектива являются следующие черты личности руководителя: объективность и справедливость, принципиальность и доброжелательность, уравновешенность и оптимизм. Уважительное отношение к мнению коллектива и отдельных работников, тактичное обращение с людьми, учет их индивидуальных особенностей, умелое стимулирование инициативы, новаторства и своевременное продвижение по службе на основе объективной оценки их качеств, результатов труда, возможностей, а также личная активность и максимальная отдача – всё это непосредственно и положительно влияет на социально-психологический климат коллектива.

   Таким образом, практическая значимость нашей работы состоит в востребованности для современных руководителей информации по повышению эффективности управленческой деятельности, повышению коммуникативной компетентности для улучшения психологического климата в коллективе.

    Научная значимость работы состоит в том, что данные материалы могут быть использованы при преподавании таких дисциплин, как: психология управления, организационная психология, психология труда и т.д.

 

Литература 

  1. Базаров Т. Ю., Долгополова  О. А. Психологические аспекты управления персоналом в системе государственной службы: Учебное пособие. Волгоград: Изд-во ВАГС, 2002. 224 с.
  2. Бойко В. В., Ковалёв А. Г., Панфёров В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль,1983. 207 с.
  3. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. 295 с.
  4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. Спб.: Питер, 2006. 528 с.
  5. Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989. 222 с.
  6. Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002. 240 с.
  7. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2004. 464 с.
  8. Дип С., Сесмен Л. Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам. М.: Персей: Вече: АСТ, 1995. 384 с.
  9. Емельянов С. М. Технологии управления конфликтами. С-Пб., 2001.
  10. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. С-Пб., 2001.
  11. Залесский Г. Е.Психологические вопросы формирования убеждений. М.: Изд-во МГУ, 1982. 118 с.
  12. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982. 128 с.
  13. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф., Грабенко Т. М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд. / Под ред. Зинкевич – Евстигнеевой Т. Д. СПб.: Речь, 2004. 304 с.
  14. Ильин Е.  П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. 701 с.
  15. Иосефович Н. Ты босс! Как стать толковым руководителем. М.: Персей: Вече: АСТ, 1995. 384 с.
  16. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: Учебник. Мн.: БГЭУ, 1996. 284 с.
  17. Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебное пособие. М.: Гардарики, 1999. 584 с.
  18. Касаткин С. Ф. Обратная связь в устном выступлении. М.: Мысль, 1984. 116 с.
  19. Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1988. 200 с.
  20. Климов Е. А. Основы психологии: Практикум. М.: «ЮНИТИ», 1999. 176 с.
  21. Ковалёв А. Г. Руководителю о работнике: практический аспект изучения личности. М.: Экономика, 1988. 92 с.
  22. Кови С. Семь навыков лидера. Мн.: ВЕГАПРИНТ, 1996. 448 с.
  23. Козлов Н. И. Формула личности. СПб.: Питер, 2000. 368 с.
  24. Конфликтология. / Под ред. А.С. Кармина. С-Пб., 1999.
  25. Кошелева С. В. Психологические основы управления персоналом. С-Пб., 1998.
  26. Краткий психологический словарь. / Под ред. Петровского А. В. М.: Политиздат, 1985. 431 с.
  27. Кричевский Р. Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1996. 384 с.
  28. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес: Как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе: Пер. с англ. М.: Персей: Вече: АСТ, 1995. 560 с.
  29. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей: 16 типов личности определяющих, как мы живём, работаем и любим: Пер. с англ. М.: Персей: Вече: АСТ, 1995. 544 с.
  30. Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов, 1976. 143 с.
  31. Кукушин В. С. Психология делового общения: Учебное пособие. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-н-Д: МарТ, 2003. 368 с.
  32. Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 2004. 527 с.
  33. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. 304 с.
  34. Обер-Крие Дж. Управление предприятием. М.: Сирин, 1998. 257 с.
  35. Организационная психология. / Сост. И общая редакция Винокурова Л. В., Скрипюка И. И. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
  36. Основы психологии: Практикум. / Под ред. Столяренко Л. Д. Ростов-н-Д.: Феникс, 2001. 704 с.
  37. Панкратов В. Н. Искусство управлять людьми: Практические рекомендации. М.: Изд-во Института Психотерапии, 1999. 142 с.
  38. Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива. М., 1981.
  39. Практическая психология: Учебник для ВУЗов. СПб.: Дидактика-плюс 1998. 336 с.
  40. Пригожин А. И. Организации: системы и люди. Эффективность трудовых организаций в соц. обществе. М.: Политиздат, 1983. 176 с.
  41. Психологические тесты для деловых людей. / Сост. Н. А. Литвинцева М., 1994. 318 с.
  42. Психология индивидуальных различий. / под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. М.: ЧеРо, 2002. 776 с.
  43. Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. Самара: Бахрах-М,2004. 544 с.
  44. Психологические тесты. / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. Т. 2. М: Владос, 1999. 248 с.
  45. Рогов Е. И. Выбор профессии: становление профессионала. М.: ВЛАДОС пресс,2003. 336 с.
  46. Руденский Е. В. Основы психотехнологии общения менеджера: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М;  Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. 180 с.
  47. Руководитель. Коллектив. Личность. Сокр. Пер. с нем. М.: Экономика, 1974. 264 с.
  48. Русинов Ф. М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1996. 352 с.
  49. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. 128 с.
  50. Сементовская В. К. Человек в деловой сфере: Ваша деловая жизнь – приглашение к размышлению. Л.: Лениздат, 1985. 119 с.
  51. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. Л., 1986.
  52. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2005. 624 с.
  53. Степкин Ю. П. Авторитет руководителя. // Промышленная социальная психология. Л., 1982.
  54. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.232 с.
  55. Сухарев В. А. Как достичь успеха деловому человеку. Мн.: Беларусь, 1997. 128 с.
  56. Таранов П. С. Золотая книга руководителя: Законы, советы, правила. М.: Вече: Персей: АСТ, 1994. 560 с.
  57. Удальцова М. В. Социология управления: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1998. 144 с.
  58. Уэйтли Д. Новая динамика победы. М.: ЮНИТИ, 1996. 144 с.
  59. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. 608 с.

Информация о работе Психологический портрет эффективного руководителя