Психологическое восприятие времени, движения и пространства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель - подробное изучение психологических особенностей процесса восприятия и его видов.
Задачи – дать исторический обзор научного исследования проблем
восприятия;
– определить, что из себя представляет восприятие в целом, как
психически познавательный процесс;
– проанализировать особенности восприятия времени, движения
и пространства.

Содержание

Введение
Глава I. Исторический обзор исследований проблем восприятия в психологии...4
1.1. Гештальтпсихология……………………………………………………4
1.2. Исследования психологии восприятия в 20 веке……………………..6
Глава II. Общая характеристика восприятия……………………………………….9
2.1. Психические процессы и их связь с деятельностью…………………9
2.2. Общие сведения о восприятии……………………………………….12
2.3. Основные свойства и виды восприятия……………………………..16
Глава III. Психологическое восприятие времени, движения, пространства……20
3.1. Восприятие времени…………………………………………………..20
3.2. Восприятие пространства…………………………………………….24
3.3. Восприятие движения. ……………………………………………….28
Заключение ………………………………………………………………………….31
Список источников литературы…………………………………………………....33

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 68.35 Кб (Скачать файл)

Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот  или иной предмет, сознание необходимости  или обязанности воспринять его. Волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, восприятие предмета зависит от желания.

Говоря о роли желания  воспринимать объекты окружающего  нас мира, мы доказываем то, что наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет большое значение для процесса восприятия. Предмет может вызывать у нас различные чувства. Естественно, что интересный для нас предмет  будет восприниматься нами более  активно, и наоборот.

Таким образом, необходимо сделать  вывод, что восприятие – это весьма сложный, но вместе с тем – единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас [14, с.202].

                         

 

 

                             2.3. Основные свойства и виды восприятия.

К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

Предметность – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе развития. Предметность проявляется в том, что объект предстает перед нами именно как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко данное свойство проявляется в феномене выделения фигуры из фона. Предмет – это то, на чем сосредоточено в данный момент восприятие и фон – все, что образуют другие предметы, действующие на нас в то же время, но отступающие, по сравнению с объектом восприятия, “на задний план”.

Первоначально различие между  предметом и фоном возникло в  изобразительном искусстве. Воспринимаемая реальность всегда разделяется как  бы на два слоя: на фигуру – образ  предмета, и фон – образ окружающего  предмет пространства. Вследствие такого расчленения предметность сохраняет  некоторую независимость восприятия от фона, на котором выступает объект.

В психологии данная проблема впервые стала рассматриваться  как самостоятельная датским  психологом Рубином. Он обнаружил, что  при прочих равных условиях поверхность  с четкими границами, обладающая меньшей площадью, стремится приобрести статус фигуры, и тогда все, окружающее ее, воспринимается как фон. Здесь  возможность разделения на фигуру и  фон определяется ограниченностью  в пространстве.

Следует отметить, что соотношение  предмета и фона – это соотношение  динамическое. То, что в данный момент относится к фону, может через  некоторое время стать предметом, и наоборот. Выделение предмета из фона связано с особенностями  нашего восприятия, а именно с предметностью  восприятия. Легче выделяется то, что  в действительности является отдельным  предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Гораздо хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто требуется усилие для того, чтобы воспринять часть как особый объект. Для того чтобы облегчить выделение объекта из фона, необходимо усилить его отличие.

Выделение предмета из фона облегчает, во-первых, знание того, что  надо найти. Во-вторых, выделение предмета из фона облегчает возможность обвести  контуры предмета или перебрать  предметы руками. В-третьих, выделение  предмета из фона облегчает опыт подобной деятельности.

Любой образ целостен. Под этим понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Образ возникает следствии связи между различными ощущениями т.е. целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

 Для восприятия целого  не означает, что для узнавания  предмета необходимо воспринимать  все его части. Многое из  того, что имеется в объекте,  совсем не воспринимается. Это  происходит потому, что каждый  предмет имеет только ему присущие  опознавательные признаки. Отсутствие  именно этих признаков в восприятии  мешает нам опознать предмет.

Взаимоотношение восприятия целого и части неодинаково на разных этапах ознакомления с предметом. Причем существенную роль здесь играют индивидуальные различия людей. В соответствии с индивидуальными различиями по-разному  протекают этапы восприятия. Если сначала воспринимается общая форма  предмета без ясного различения его  отдельных частей, то в дальнейшем части объекта воспринимаются все  более отчетливо и наоборот. В  конечном итоге, как в том, так  и в другом случае, достигается  восприятие в целом при достаточно ясном различении его отдельных  частей.

Важно отметить, что восприятие целого и его частей зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от целого ряда других факторов – например, предшествующий опыт и  установка.

С целостностью восприятия связана и его структурность или обобщенность. Она означает отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название. В этом воздействии на образ класса отражается влияние языка и личного опыта человека. По мере расширения личного опыта восприятия образ, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к конкретному предмету, причисляется к все большей совокупности предметов определенной категории, то есть все более надежно классифицируется.

Обобщенность и классификация  обеспечивают надежность правильного  узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и  искажений, не выводящих объект за пределы  класса. Обобщенность восприятия позволяет  не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать  некоторые свойства, непосредственно  не воспринимаемые.

Следующим свойством восприятия является константность. Это относительная независимость образа от физических условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности. Форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные. Знакомые нам предметы кажутся неизменной величины вне зависимости от этого расстояния. Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. При виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. 

Восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой  человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической  жизни называется апперцепцией.

Огромную роль в апперцепции  играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами, направленностью и эмоции, которые  могут изменять содержание восприятия.

Еще одно, не менее существенное свойство восприятия как психического процесса – это активность или избирательность. Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов.

Можно выделить несколько  подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций  восприятия, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в  восприятии преобладающую роль, различают  зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Обычное восприятие – результат  взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени  участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать  осязательное восприятие, в котором  участвуют тактильный и кинестетический  анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует  двигательный анализатор. Различные  виды восприятия редко встречаются  в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные  виды восприятия.

Основой другого типа классификации  типов восприятия являются формы  существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

 

Глава III. Психологическое восприятие времени,

движения, пространства.

3.1. Восприятие  времени.

     Все явления окружающего нас мира представляют собой процессы, закономерно развивающиеся и изменяющиеся во времени. Восприятие временных отношений объективных явлений состоит в отражении их последовательности и длительности.

     Время является формой протекания всех механических, органических и психических процессов, условием возможности движения, изменения и развития. Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло.

     Проблема восприятия времени за последние годы стала одной из центральных проблем современной философии и психологии. Первое упоминание категории времени приходится на античную мифологию и древнегреческий эпос. Здесь мы сталкиваемся с мистически окрашенным пониманием времени: каждому изменению в природе соответствует свое время. Мир представлен как многоуровневая модель, и каждому уровню мира соответствует своя длительность. Мифологическое время циклично: настоящее и будущее есть лишь временное продолжение прошлого, каждое племя неукоснительно должно следовать мистическим обрядам прошлых поколений [2].

В мифах  можно увидеть четкое разделение мира на естественный и сверхъестественный уровни, по таком же принципу основывается и религия. С ее появлением представление  о времени несколько изменяется. Время есть форма существования  мира, возникающая одновременно с  ним. Религия сделала время одним  из свойств бога или самостоятельным  богом.

Далее появляются представления о двух разных временах: времени высшем, историческом, «совершенном»  и цикличном времени несовершенного мира. Свое дальнейшее развитие эти  еще недостаточно четкие идеи о наличии  двух времен получили в античной натурфилософии, в философских теориях эпохи  Возрождения и нового времени, в работах таких мыслителей как Сократ, Гераклит, Аристотель, Платон, Декарт, Демокрит, Кант, Бергсон, Гегель и др. [2].

В работах  Аристотеля прослеживается мысль о  том, что прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее, в свою очередь, ускользает от нас, потому что при  попытке схватить его «стягивается»  в бесконечно малое мгновение, длительность которого неуловима [4]. Он говорил о  связи памяти как психического процесса и времени.

Августин  Блаженный говорит о бесконечном  различии между понятием вечности и  времени. Моменты движения и изменения, так как совпадать не могут, оканчиваясь и сменяясь другими, более краткими или более продолжительными промежутками, и образуют время. Таким образом, мир сотворен не во времени, а вместе с ним. Августин говорит о тройственности времени. Он выделяет настоящее прошедшее (память), настоящее настоящее (созерцание), настоящее будущее (надежда, упование и т.п.).

Время для  описания физических законов в строгой  форме было введено И. Ньютоном. Он считал, что существует абсолютное и относительное время. «Абсолютное, истинное математическое время, само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью. Относительное, кажущееся или обыденное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как то: час, день, месяц, год» [15, с.15].

Определенным  изменениям поддалось представление  о времени в теории относительности  Эйнштейна, где речь шла об определенной скорости распространения света [2].

Проблему  психологического времени в отличие  от физического впервые поставил Анри Бергсон. Он разделил абстрактное  время и длительность, т.е. психологическое время. Для психологического времени характерны следующие черты: оно непрерывно, изменяет мир, т.е. оставляет след на вещах, является символом изменения.

У психологического времени выделяют разные масштабы. Он заключается в непосредственном восприятии и переживании коротких временных интервалов. Биографический, который основан на закономерностях в различных жизненных ситуациях. Исторический - когда события, происходящие до рождения индивида, и те, которые произойдут после его смерти, вовлекаются в сферу временных отношений и выступают условием формирования личностной концепции. [5].

Информация о работе Психологическое восприятие времени, движения и пространства