Психологическое исследование процесса становления и развития самосознания человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать психологические особенности процесса формирования и становления самосознания человека.
Гипотеза: мы предполагаем, что самосознание является необходимым условием существования личности.
Задачи исследования:
- теоретическое исследование понятия самосознания в современной литературе;
- исследование этапов формирования, процесса становления и развития самосознания человека, выявленные исследователями.
- анализ сущности и содержания самосознания и Образа - «Я».

Содержание

Введение………………………………………………………………...................3

Глава 1. Теоретическое исследование становления и развития самосознания

1.1. Понятие самосознания, его формирование в различных концепциях………………………...……………………………………………...5

1.2. Этапы формирования, процесс становления и развития самосознания……………..……………………………………………………...10

1.3. Основные составляющие и структура самосознания……….……………………………………………………………15

Заключение………………………………………………………………………21

Список используемых источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

Общая психология1.docx

— 51.89 Кб (Скачать файл)

- актуальное сравнение  с другими;

- сравнение реального и идеального Я;

- измерение результатов  своей деятельности. [2]

    Самооценка играет  очень важную роль в организации  результативного управления своим  поведением, без нее трудно или  даже невозможно самоопределиться  в жизни. Верная самооценка  дает человеку нравственное удовлетворение  и поддерживает его человеческое  достоинство.

     3. Поведенческая составляющая Я-концепции заключается в потенциальной поведенческой реакции, то есть конкретных действиях, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Всякая установка - это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции заключается в том, что, как в комплексе установок, объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются

 

19

очень сильными и устойчивыми, что оказывает очень сильное  влияние на деятельность человека, его поведение, взаимоотношения  с окружающими.

    Выделив три  основные составляющие Я-концепции не следует забывать о том, что образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно связаны. Образ и оценка своего «Я» предрасполагают человека к определенному поведению, потому глобальную Я-концепцию мы рассматриваем как совокупность установок человека, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы или модальности.

    Обычно выделяют по крайней мере три основные модальности самоустановок:

    1. Реальное Я  - установки, связанные с тем,  как человек воспринимает свои  актуальные способности, роли, свой  актуальный статус, то есть с  его представлениями о том,  каков он есть в настоящем  времени.

    2. Зеркальное Я  - установки, связанные с представлениями  человека о том, как его видят  другие. Зеркальное Я выполняет  важную функцию самокоррекции притязаний человека и его представлений о себе. Этот механизм обратной связи помогает удерживать Я-реальное в адекватных пределах и оставаться открытым новому опыту через взаимообратный диалог с другими и с самим собой.

    3. Идеальное Я - установки, связанные с представлением человека о том, каким он хотел бы стать. Идеальное Я формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, которые человек хотел бы видеть у себя, или ролей, которые он хотел бы исполнять. Причем идеальные элементы своего Я личность формирует по тем же основным аспектам, что и в структуре Я-реального. Идеальный образ складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления человека. Эти представления

 

20

бывают оторваны от реальности. Противоречия между реальным и идеальным Я составляет одно из важнейших условий саморазвития личности. [6]

    Кроме трех основных модальностей установок, предложенных Р. Бернсом, многие авторы выделяют еще одну, которая играет особую роль.

    4. Конструктивное Я (Я в будущем). Именно ему будущее и построение проективной модели «Я». Главное отличие свойственна обращенность в конструктивного Я-проекта от идеального Я заключается в том, что он пронизан действенными мотивами, и они больше соответствуют признаку «стремлюсь». В Я-конструктивное трансформируются те элементы, которые личность принимает и ставит для себя как достижимую реальность. [4]

    Необходимо отметить, что любой из образов Я имеет  сложное, неоднозначное по своему  строению происхождение, состоящее  из трех аспектов отношения:  физическое, эмоциональное, умственное  и социальное Я.

   

    Таким образом, самосознание представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого его можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя.          

    Человеку свойственно иметь и строить не только теорию самого себя, такого, какой он есть сегодня в действительности, но и теорию идеального Я, такого, каким человек хочет быть в будущем. Полагается, что наличие такой концепции идеального Я, или будущего Я, является важнейшим мотивирующим фактором, побуждающим человека к действиям, направленным на саморазвитие, самореализацию, самоактуализацию, поиск подлинной жизни.

 

 

 

 

    Заключение

 

В соответствии с проанализированной литературой, были изучены психологические особенности процесса формирования и становления самосознания человека.

    Теоретический анализ литературы позволяет подтвердить нашу гипотезу и сделать следующие выводы:

    Самосознание  является необходимым условием  существования личности. Без него  нет личности. Личность осознает  не только окружающую действительность, но и саму себя в своих  отношениях с окружающим. Поэтому  изучение личности завершается  раскрытием самосознания личности.

    Становление самосознания включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни.

    Цель развития  самосознания состоит в осознании  личностью своего «Я», своей  отдельности от других людей,  что находит свое выражение  в растущей самостоятельности  и независимости субъекта.

    Самосознание  личности – это совокупность  ее представлений о себе, выражающейся  в «концепции – «Я» и оценка  личностью этих представлений  – самооценка.

    Самосознание  относится к числу важнейших  явлений психики. На сегодняшний  день в интерпретации указанного  психологического явления отсутствует  концептуальное единство, что обусловлено  как сложностью феномена самосознания, так и трудностями обобщения  и приведения к единому знаменателю  существующих в науке концепций  самосознания.

    В целом сегодня  под самосознанием понимается  осознание человеком себя как  индивидуальности, осознание своих  действий, чувств, мыслей, мотивов 

22

поведения, интересов, своего положения в обществе. Это целостная  оценка самого себя как деятеля, как  чувствующего и мыслящего существа, которая является необходимым условием становления личности.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

1. С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010.

2. В.В. Столин. Самосознание личности. – М., 1983.

3. И.И. Чеснокова. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977.

4. И.С. Кон. Психология  ранней юности. – М., 1989.

5. М.И. Лисина. Общение, личность и психика ребенка/ Под ред. Рузской А.Г. –       М.: Институт практической психологии, 1997.

6. Р. Бернс. Я-концепция и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.

7. Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. Психология саморазвития. – М., 1995.

8. А.В. Петровский, А.В.  Брушлинский, В.П. Зинченко и др. Общая психология. Учебник для студентов пед. институтов/ Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1986.

9. Р.С. Немов. Общая психология: Краткий курс. – Спб: Питер, 2011.

10. Л.М. Веккер. Психические процессы. 3 т. – Л., 1981.

11. А.Г. Спиркин. Сознание  и самосознание. – М., 1972 

 


Информация о работе Психологическое исследование процесса становления и развития самосознания человека