Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:52, курсовая работа
Цель исследования: исследовать психологические особенности процесса формирования и становления самосознания человека.
Гипотеза: мы предполагаем, что самосознание является необходимым условием существования личности.
Задачи исследования:
- теоретическое исследование понятия самосознания в современной литературе;
- исследование этапов формирования, процесса становления и развития самосознания человека, выявленные исследователями.
- анализ сущности и содержания самосознания и Образа - «Я».
Введение………………………………………………………………...................3
Глава 1. Теоретическое исследование становления и развития самосознания
1.1. Понятие самосознания, его формирование в различных концепциях………………………...……………………………………………...5
1.2. Этапы формирования, процесс становления и развития самосознания……………..……………………………………………………...10
1.3. Основные составляющие и структура самосознания……….……………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………21
Список используемых источников………………
- актуальное сравнение с другими;
- сравнение реального и идеального Я;
- измерение результатов своей деятельности. [2]
Самооценка играет
очень важную роль в
3. Поведенческая составляющая Я-концепции заключается в потенциальной поведенческой реакции, то есть конкретных действиях, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Всякая установка - это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции заключается в том, что, как в комплексе установок, объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются
19
очень сильными и устойчивыми, что оказывает очень сильное влияние на деятельность человека, его поведение, взаимоотношения с окружающими.
Выделив три
основные составляющие Я-
Обычно выделяют по крайней мере три основные модальности самоустановок:
1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как человек воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он есть в настоящем времени.
2. Зеркальное Я
- установки, связанные с
3. Идеальное Я - установки, связанные с представлением человека о том, каким он хотел бы стать. Идеальное Я формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, которые человек хотел бы видеть у себя, или ролей, которые он хотел бы исполнять. Причем идеальные элементы своего Я личность формирует по тем же основным аспектам, что и в структуре Я-реального. Идеальный образ складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления человека. Эти представления
20
бывают оторваны от реальности. Противоречия между реальным и идеальным Я составляет одно из важнейших условий саморазвития личности. [6]
Кроме трех основных модальностей установок, предложенных Р. Бернсом, многие авторы выделяют еще одну, которая играет особую роль.
4. Конструктивное Я (Я в будущем). Именно ему будущее и построение проективной модели «Я». Главное отличие свойственна обращенность в конструктивного Я-проекта от идеального Я заключается в том, что он пронизан действенными мотивами, и они больше соответствуют признаку «стремлюсь». В Я-конструктивное трансформируются те элементы, которые личность принимает и ставит для себя как достижимую реальность. [4]
Необходимо отметить,
что любой из образов Я имеет
сложное, неоднозначное по
Таким образом, самосознание представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого его можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя.
Человеку свойственно иметь и строить не только теорию самого себя, такого, какой он есть сегодня в действительности, но и теорию идеального Я, такого, каким человек хочет быть в будущем. Полагается, что наличие такой концепции идеального Я, или будущего Я, является важнейшим мотивирующим фактором, побуждающим человека к действиям, направленным на саморазвитие, самореализацию, самоактуализацию, поиск подлинной жизни.
Заключение
В соответствии с проанализированной литературой, были изучены психологические особенности процесса формирования и становления самосознания человека.
Теоретический анализ литературы позволяет подтвердить нашу гипотезу и сделать следующие выводы:
Самосознание
является необходимым условием
существования личности. Без него
нет личности. Личность осознает
не только окружающую
Становление самосознания включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни.
Цель развития
самосознания состоит в
Самосознание личности – это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции – «Я» и оценка личностью этих представлений – самооценка.
Самосознание
относится к числу важнейших
явлений психики. На
В целом сегодня под самосознанием понимается осознание человеком себя как индивидуальности, осознание своих действий, чувств, мыслей, мотивов
22
поведения, интересов, своего положения в обществе. Это целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа, которая является необходимым условием становления личности.
Список используемых источников
1. С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010.
2. В.В. Столин. Самосознание личности. – М., 1983.
3. И.И. Чеснокова. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977.
4. И.С. Кон. Психология ранней юности. – М., 1989.
5. М.И. Лисина. Общение, личность и психика ребенка/ Под ред. Рузской А.Г. – М.: Институт практической психологии, 1997.
6. Р. Бернс. Я-концепция и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.
7. Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. Психология саморазвития. – М., 1995.
8. А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др. Общая психология. Учебник для студентов пед. институтов/ Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1986.
9. Р.С. Немов. Общая психология: Краткий курс. – Спб: Питер, 2011.
10. Л.М. Веккер. Психические процессы. 3 т. – Л., 1981.
11. А.Г. Спиркин. Сознание и самосознание. – М., 1972