Психологическое обеспечение профилактики суицидального поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 20:44, научная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В последнее время проблема проявления суицидального поведения в подростковом возрасте приобретает все более острую значимость и привлекает внимание многих ученых. Актуальность исследования обусловливает то, что суицид приобретает характер «большой эпидемии», «чумы XXI века». Прогнозируемые данные ошеломляют своей стремительной динамикой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400 – 500 тысяч человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток в десятки раз больше.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 Теоретический анализ проблемы суицидального поведения подростков
1.1Феноменология понятий «суицид», «суицидальное поведение»…………..6
1.2 Возрастные особенности суицидального поведения подростков………..11
1.3 Основные формы психопрофилактики суицидального поведения………15
2 Профилактическая деятельность психолога по предотвращению суицидального поведения среди подростков
2.1 Экспериментальная работа на констатирующем этапе и анализ результатов………………………………………………………………………..19
2.2 Реализация психокоррекционной программы …………………………….27
2.3 Анализ результатов на завершающем этапе эксперимента ………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………......

Вложенные файлы: 1 файл

НИРС Зайцева нов.doc

— 6.54 Мб (Скачать файл)

В работе с подростками  данная модель представляется одной  из наиболее перспективных.

Четвёртая форма - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Альтернативными формами активности в случае предупреждения суицидального поведения признаны познание (путешествия), значимое общение, творчество, общественная деятельность, в том числе религиозно-духовная и благотворительная.

Пятая форма - организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.

Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к девиантному поведению.

Седьмая форма  - минимизация негативных последствий суицидального поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

Таким образом, ведущие задачи психологического вмешательства можно сформулировать следующим образом:

1) формирование мотивации на  социальную адаптацию;

2) стимулирование личностных  изменений;                       

3) коррекция суицидального  поведения; 

4) создание благоприятных  социально-психологических условий  для личностных изменений.

Эффективность работы оценивается  как по объективным признакам уменьшения нежелательного поведения, так и по субъективным изменениям. Одним из наиболее важных критериев позитивных изменений выступает повышение уровня социальной адаптации личности.

В случае психологической  интервенции суицидального поведения используются все известные методы психологического воздействия, часто те же, что и в психопрофилактической работе. Ведущими методами психологической интервенции являются психотерапия, психологическое консультирование, психологический тренинг, организация терапевтической или саногенной среды.

Анализ исследований по проблеме суицидального поведения  детей и подростков позволяет  сделать вывод о том, что не существует линейной зависимости между  суицидальными действиями и каким-либо конкретным фактором, механизмом. Суицидальное поведение личности представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов - условий и психологических причин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ  СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

2.1 Экспериментальная работа на констатирующем этапе

и анализ результатов

Для  диaгнocтики суицидального  поведения в подростковом возрасте нaми былa иcпoльзoвaнa кoмплeкcнaя пcиxoдиaгнocтичecкaя  прoгрaммa, включaющaя в ceбя наблюдение с целью выявления различных признаков и словесных маркеров, указывающих на опасность и cлeдующиe 4 мeтoдики-теста:

-  прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков;

-   методика определения уровня депрессии В. А. Жмурова;

- шкала социально-психологической адаптированности (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда, адаптированная Т. В. Снегирёвой.

Планирование комплекса  мероприятий по психологической  профилактике суицидального поведения  школьников осуществлялось с учётом того, что психологическая профилактика может решать различные задачи:

- контроль и ограничение  доступа к различным средствам аутоагрессии;

- контроль факторов  и выявление групп риска; 

- оказание психологической  помощи конкретной личности.

Наиболее реальными  в условиях проведения эксперимента, ограниченного во времени, являются две последних задачи.

Мы учитывали тот  факт, что суицидоопасные реакции  проявляются на нескольких уровнях  личностного функционирования. В аффективной сфере это интенсивные отрицательные эмоции (тревога, одиночество, отчаяние, тоска, обида). В когнитивной области возникает неадаптивная концепция ситуации с пессимистической оценкой настоящего и будущего, с искажённым восприятием времени. Нарушения личностной идентификации затрагивают самооценку, снижают способность принимать решения, нарушают уверенность в переносимости аффективного напряжения. Поведение часто бывает импульсивным, непродуктивным.

Исходя из этих посылок, мы посчитали целесообразным осуществление  психологической профилактической работы среди учащихся девятого класса на основе наблюдения, тестирования, тренинга, а также бесед и проведения консультаций с родителями и педагогами.

Иccлeдoвaниe прoвoдилocь  в COШ пос. Серебряково в 9 «A» и 9 «Б» клaccax. Выбoркa cocтaвилa   44  девятиклассников в вoзрacтe 15-16 лeт мужcкoгo и жeнcкoгo пoлa (23 юноши и 21 девушка). К девятиклассникам были примeнeны рaccмoтрeнныe вышe мeтoдики.

Экспериментальная работа осуществлялась методами наблюдения, беседы с подростками, родителями и учителями, школьным медиком, методом тестирования.

Поскольку склонность к  суицидальному поведению может  привести к трагическому финалу, мы посчитали некорректным разделять  классы на контрольный и экспериментальный. Свою задачу на первом этапе эксперимента мы видели в том, чтобы выявить среди девятиклассников подростков, склонных к депрессии, обнаруживающих признаки отклоняющегося поведения, испытывающих трудности в отношении межличностного общения, имеющих проблемы в семье, с педагогами. Для них была запланирована неотложная помощь – так называемая кризисная интервенция.

Планируя профилактическую работу, мы учитывали три возможных  степени суицидального риска:

1) незначительный риск (есть суицидальные мысли без  определённых планов);

2) риск средней степени  (есть суицидальные мысли, план без сроков реализации);

3) высокий риск (есть  мысли, разработан план, есть сроки  реализации и средства для  этого).

При оценке риска суицида  планировалось также выявление  психического или соматического  заболевания, наличия или отсутствия социальной поддержки, недавней утраты близких, предшествующих суицидальных попыток, плана самоубийства и доступности средств для выполнения этого плана, возможного влияния психоактивных средств; изучение семейного анамнеза (истории семьи) во время бесед с классным руководителем, родителями, школьным медработником.

Кроме того, с родителями подростков, приблизившихся к группе риска по склонности к суицидальному  поведению, и педагогами проводились  целенаправленные беседы и консультации.

Для всех остальных подростков был разработан комплекс общепрофилактических мероприятий (беседы, классные часы и т. п.).

В итoгe тестирования, проводимого  психологом на основе полученной информации от педагогов, медработника, родителей, собственных наблюдений и бесед, были получены cлeдующиe рeзультaты.

1. Анализ результатов  по прогностической таблице риска  суицида.

Этот тест был поставлен  первым как наиболее «жёсткий», позволяющий  сразу определить, существует ли какая  – либо степень суицидального  риска из указанных выше.

Статистика проблем риска суицида, с которыми сталкиваются все подростки 9 «А» класса, представлена в таблице 1.

Как следует из данных таблицы 1, наибольший удельный вес  принадлежит неудачам в учёбе, низким школьным успехам. Эта проблема характерна для 8 подростков. Ей принадлежит 36,3%. Для пятерых школьников характерна проблема неполной семья (развод родителей) – 22,7%. Одинаковое  количество  - 6 и 6 относится к проблемам «отсутствие опоры на любящего взрослого» и «нарушение контроля, импульсивность» (соответственно по 27,2%). Из 22-х учащихся 9 «А» класса пятеро имеют проблему, связанную с низкой самооценкой (22,7%). Они же сталкиваются с проблемой пассивности, робости, несамостоятельности. Отсутствуют в ряду проблем у всего класса проблема утраты обоих родителей, инвалидность и тяжёлые соматические болезни, употребление алкоголя и наркотиков. В 9 «А» классе подростков, набравших бы более 25 баллов, невыявлено. Однако шестеро из 22 подростков (4 девушки и 2 юноши) набрали 23 – 24 балла, а один из шестерых (девушка) – 25 баллов. И хотя шестеро подростков не набрали 25 баллов, но они приблизились к максимально допустимому уровню. Поэтоу мы посчитали необходимым включить их в группу, которой на втором этапе эксперимента оказывалась специальная психологическая помощь.

Таблица 1

Результаты  тестирования по прогностической таблице  риска суицида

в 9 «А» классе

Проблемы

Баллы

Колич.

испытуем.,

чел.

Уд. вес проблем,

%

1

утрата обоих родителей

5

-

-

2

утрата одного из родителей  или развод в семье

4

5

22,7

3

тяжёлая психологическая атмосфера в семье

4

3

13,6

4

изоляция в детском  коллективе

4

1

4,5

5

несправедливые методы воспитания, подавление

4

3

13,6

6

тяжёлые соматические болезни, инвалидность

3

-

-

7

отсутствие опоры на любящего взрослого

3

6

27,2

8

неудачи в учёбе, низкие школьные успехи

3

8

36,3

9

акцентуации характера

3

4

18,1

10

употребление алкоголя и наркотиков

2

-

-

11

нарушение контроля, импульсивность

2

6

27,2

12

низкая самооценка

1

5

22,7

13

тяжело протекающий  пубертат

1

2

9,0

14

пассивность, робость, несамостоятельность

1

5

22,7

 

всего испытуемых

-

22

100


 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Соотношение числа подростков 9 «А» класса, требующих специальной или общепрофилактической психологической помощи

 

Для дальнейшего исследования мы рассчтали соотношение числа  подростков, требующих специальной помощи, и тех, к кому может быть применена общепрофилактическая помощь (в процентах). Результаты по 9 «А» классу отражены на рисунке 1.

Статистика проблем  риска суицида, с которыми сталкиваются все подростки 9 «Б» класса, представлена в таблице 2.

Таблица 2

Результаты  тестирования по прогностической таблице  риска суицида

в 9 «Б» классе

Проблемы

Баллы

Колич.

испытуем.,

чел.

Уд. вес проблем,

%

1

утрата обоих родителей

5

1

4,5

2

утрата одного из родителей  или развод в семье

4

7

31,8

3

тяжёлая психологическая  атмосфера в семье

4

3

13,6

4

изоляция в детском  коллективе

4

-

-

5

несправедливые методы воспитания, подавление

4

2

9,0

6

тяжёлые соматические болезни, инвалидность

3

-

-

7

отсутствие опоры на любящего взрослого

3

7

31,8

8

неудачи в учёбе, низкие школьные успехи

3

9

40,9

9

акцентуации характера

3

8

36,3

10

употребление алкоголя и наркотиков

2

1

4,5

11

нарушение контроля, импульсивность

2

8

36,3

12

низкая самооценка

1

6

27,2

13

тяжело протекающий  пубертат

1

2

9,0

14

пассивность, робость, несамостоятельность

1

5

22,7

 

всего испытуемых

-

22

100

Информация о работе Психологическое обеспечение профилактики суицидального поведения подростков