Психологическое развитие детей дошкольного возраста 4-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:37, реферат

Краткое описание

Целью нашего исследования является изучение структуры и динамики изменений в психическом развитии ребенка дошкольного возраста (4-6 лет).
В процессе исследования нами были выдвинуты такие задачи:
1. изучить особенности личностного развития детей дошкольного возраста;
2. проанализировать развитие познавательных процессов у детей 3-6 лет;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1. Личностное развитие детей дошкольного возраста. 10
1.2. Развитие познавательных процессов у детей 3-6 лет. 15
1.3. Развитие речи у дошкольников. 22
1.4. Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника. 28
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Диагностика психологических изменений в развитии ребенка 4-6 лет. 35
2.2. Результаты и анализ исследования. 39
2.3. Рекомендации по изучению психологической готовности ребенка к школе. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

Вложенные файлы: 1 файл

лелька2.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни [45, стр. 96-97].

Задача воспитателя  состоит в том, чтобы сделать  каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между  детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед  товарищами. Дети играют потому, что  это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

Игра для детей – своеобразная «экспериментальная площадка» для знакомства с предметным и социальным миром, опробования себя и определения границ своих возможностей, реализации индивидуальных потребностей и проявления задатков будущих способностей [59].

Для того чтобы сообщество детей четвертого года жизни стало играющим, требуется направленное педагогическое влияние. Главными педагогическими задачами являются:

– оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;

– расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;

– поощрение инициативы детей при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр;

– создание условий для  проявления детьми игровой активности в течение дня и др.

На пятом году жизни  приобретенный детьми игровой опыт способствует тому, что они начинают проявлять более активный интерес  к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в  играх. Учитывая это, воспитатель стимулирует проявление доброжелательности в отношениях между детьми, внимательно изучает общение детей со сверстниками, создает условия для самодеятельных совместных игр в небольших подгруппах (от 2 до 3–5 человек).

Игры старших дошкольников отличаются видовым и тематическим разнообразием. Этому способствует накопленный игровой опыт детей. Главные педагогические задачи, которые решаются в этой возрастной группе, направлены на:

– создание и реализацию детских игровых замыслов, обогащение умений сюжетосложения;

– формирование у детей умений согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, следовать игровым правилам;

– освоение ими позиции  субъекта игровой деятельности;

– поощрение и стимулирование игровой самостоятельности, инициативы, творчества дошкольников и др.

Таким образом, в игровой  форме прививаются дошкольникам знания из разных областей наук, в детском саду ребенок учится выполнять различные действия, развивает память, мышление, творческие способности. В процессе дидактической игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди – его воспитатели и родители [16, стр. 72].

Вышесказанное свидетельствует  о том, что игры стимулируют познавательную деятельность и являются значимыми для умственного развития детей дошкольного возраста.

Специфика дошкольного  возраста заключается в том, все  психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных  возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.

 

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Диагностика  психологических изменений в  развитии ребенка 4-6 лет.

 

Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учреждение. К началу обучения в школе и организм ребенка,  и его психические возможности претерпевают существенные изменения.

Ряд ведущих систем организма ребенка  к  6-7 годам демонстрирует признаки сенситивной, критической фазы развития. Но, при этом, поступление ребенка  в школу – одно из важнейших испытаний степени сформированности всего организма ребенка, его психической сферы, сопровождающееся ломкой стереотипов дошкольной жизни [7, стр. 41].

Длительные систематические  занятия, снижение двигательной активности, значительная статическая нагрузка – все это представляет для  учащихся первых классов большие  трудности. У многих детей, особенно в первые недели и месяцы обучения, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке», «школьном стрессе» и «адаптационной болезни».

Конечно же, чем более  организм ребенка готов преодолеть возникшие трудности в связи с поступлением в школу, тем легче протекает у него процесс адаптации. Именно поэтому проблема «школьной зрелости», установление оптимального возраста начала систематического обучения рассмотрена нами в дипломном исследовании.

Цель исследования: изучение психологических изменений в развитии ребенка дошкольного возраста и его готовности к началу обучения в школе.

Объект исследования: дети дошкольного возраста в составе 5 человек.

Предмет исследования: оценка готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.

В основу проводимого  исследования положена гипотеза, согласно которой, психологическая готовность дошкольников к обучению в школе формируется только к 6–7 годам, обеспечивая переход ребенка к позиции школьника, а своевременная диагностика позволяет выявить индивидуальные различия в психологической готовности детей к обучению в школе.

Задачи исследования:

  1. Разработать и выдвинуть гипотезу.
  2. Провести экспериментальное исследование по оценки готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
  3. Дать рекомендации по изучению психологической готовности ребенка к школе.

Методы исследования:

1. Методика изучения зрелости детей, поступающих в первый класс.

2. Мотивационная готовность к обучению в школе (по Т.Д. Марцинковской).

Методики проводились в один день, что позволяло исключить влияние временных ситуационных факторов. Эти организационные мероприятия, на наш взгляд, позволили повысить достоверность полученных результатов. Анкетирование, опросы и беседы мы проводили в мае-июне 2008 учебного года.

База и этапы  исследования: эксперимент проходил на базе детского садика 135 г. Москвы. В эксперименте принимало участие 5 детей дошкольного возраста. Из них 3 девочки и 2 мальчика. Возраст ребят 4-6 лет.

Первая методика – «Методика изучения зрелости детей, поступающих в первый класс» (см. Приложение 1) [57].

Программа содержит четыре методики, направленные на выявление психосоциальной зрелости, уровня развития аналитического мышления и речи, а также школьно-необходимых функций в форме способности к произвольному поведению. Успешность выполнения каждой из методик оценивается в баллах, общий показатель успешности работы ребенка по программе оценивается суммарным баллом по всем методикам.

Методика 1. Оценка психосоцильной зрелости по тестовой беседе.

В процессе беседы психолог получает сведения об общих представлениях ребенка, о его способности ориентироваться в простых жизненны ситуациях, о положении в семье. Беседа необходима для установления контакта с ребенком, создания атмосферы доверия в процессе обследования. Психолог, независимо от успехов ребенка, подает ему положительные, одобрительные оценки, подбадривает его.

Психологу лучше заранее  знать состав семьи, наличие или  отсутствие кого-либо из родителей. По окончанию беседы анализируется  вся информация, полученная при ответах  на вопросы, особое внимание обращается на контрольные вопросы.  

Методика 2. Имитация написанного текста. (Вариант задания из теста "Школьной зрелости" А. Керна и И. Ирасека)

Выполнение заданий  этой методики требует от ребенка  проявить волевое усилие при исполнении не очень интересной работы, выполнять  задание в форме подражания образцу. Способности ребенка к такого рода действиям важны для овладения учебной деятельностью.

Важно также в процессе выполнения такого рода заданий выявление  особенностей тонкой моторики кисти  руки, двигательной координации. Благодаря  этому можно не только прогнозировать успешность овладения навыками письма и рисунка, но и сделать заключение (ориентировочное) о развитии у ребенка способности к саморегуляции и управлению своим поведением в целом. Известно, что уровень развития тонкой моторики, мелких движений является одним из важных показателей психического развития.

Методика 3. Мышление и  речь

Выполнение заданий  данной методики ребенком позволяет  ориентировочно выявить понимание  множественности предметов, наличие  понятия "один - много", а также  понятия о грамматических конструкциях на примере существительных множественного числа, правильное их использование в соответствии с ситуацией. Диагностика проводится в индивидуальной форме.

Методика 4. Умозаключения 

Данная методика (Э.Замбацявичене, Л.Чупров и др.) позволяет исследовать способность ребенка делать умозаключения по аналогии с предлагаемым образцом. Выполнение задания требует сформированности умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Возможна диагностика умения ребенка сохранять и использовать заданный способ рассуждения.

Отношения между понятиями  в каждом задании различны, и, если ребенок не способен еще выделять существенные признаки в понятиях, он будет строить умозаключение  на основе предыдущей аналогии, что  приведет к ошибочному ответу. Таким образом, успешность выполнения заданий методики позволяет делать выводы об уровне развития словесно-логического мышления по такому показателю как логическое действие - "умозаключение".

Общая оценка по программе. Коэффициент психологической готовности (КПГ) ребенка к школе вычисляется как сумма баллов, полученных ребенком по всем методикам.

Таким образом, наблюдение этих и ряда других индивидуальных проявлений (таких, как самостоятельность, дружелюбие, общительность, агрессивность, упрямство) возможно в процессе диагностической процедуры.

Мотивационная готовность, стремление идти в школу, интерес  к школе, желание познавать новое  выясняется вопросами типа:

1. Хочешь ли ты идти  в школу?

2. Что в школе интересного?

3. Чем бы ты занимался, если не ходил бы в школу?

Ответы на эти вопросы  помогут понять, что ребенок знает  о школе, в чем она его интересует, есть ли у него желание познавать  новое.

Предложен также тест «Мотивационная готовность», диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской) (Приложение 2) [8]. Тест включает в себя 9 вопросов. Правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно соответствует смыслу вопроса. Для того чтобы считаться готовым к обучению в школе, ребенок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему вопросов.

Если полученный ответ  недостаточно полный или не совсем точный, то спрашивающий должен задать ребенку дополнительные, наводящие  вопросы и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок правильно понял поставленный перед ним вопрос.

Данные психолого-педагогической диагностики не могут, конечно, лежать в основе далеко идущих прогнозов, раз и навсегда решать вопрос о языковых, математических и общих способностях ребенка. Специально продуманная система обучения может оказать существенное влияние на развитие ребенка.

Вместе с тем, диагностика  имеет прогностическое значение, т.к. позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка, и, главное, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить для ликвидации пробелов в его развитии.

2.2. Результаты  и анализ исследования.

 

Первая метода – это  методика изучения зрелости детей, поступающих в первый класс.

Основная цель психологического обследования ребенка  при приеме в школу – выявить  детей, нуждающихся в специальной  развивающей работе с ними.

Результаты диагностирования будущих первоклассников с целью изучения их готовности к школьному обучению показаны в методике – оценка психосоцильной зрелости по тестовой беседе (табл. 1).

 

 

Таблица  1

 

Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе

 

Группа испытуемых детей

Набранные баллы

Малкес Марина 5 лет

22 балла

Богдан Ольга 6 лет

25 баллов

Бурсова Людмила  4 года

17 баллов

Колесников Саша 6 лет

26 баллов

Павлов Женя 6 лет

28 баллов

Информация о работе Психологическое развитие детей дошкольного возраста 4-6 лет