Психологическое сопровождение леворуких дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:23, контрольная работа

Краткое описание

Этимологически понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как «содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей» [13]. «Сопровождать, — читаем мы в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Ушакова, — значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого» [12]. В словаре В. Даля сопровождение трактуется как действие по глаголу «сопровождать», то есть «провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать».

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 83.91 Кб (Скачать файл)

В виде экспресс-пробы можно измерить  скорость движений рук. Один из вариантов: ребенок ставит точки карандашом на листе бумаги в течение 10 сек. (по три попытки каждой рукой). Затем рассчитываются средние значения для каждой руки. Более «проворная» рука и является, скорее всего, ведущей.

Интересный подход к проведению исследования межполушарной ассиметрии предложен российским автором О.Б. Иншаковой. Метод  позволяет определить не  только ведущую руку, но и выявить степень леворукости (выраженная, слабая, амбидекстрия). Методика включает  две серии проб. Первую группу составляют действия, которые практически всегда находятся под контролем родителей (ведь любая мама замечает, в какой руке ребенок держит ложку, ручку, ножницы). Эти  пробы получили название «основных» (левая графа опросника). Во вторую группу вошли действия, на выполнение которых родители почти никогда не обращают внимание. Им не приходит в голову контролировать, какой рукой ребенок поднимает с пола игрушку, стряхивает крошки со стола, машет на прощание рукой и т.д. Это «неосновные» пробы (правая графа опросника). 

Если ребенок выполняет  левой рукой 15 и более проб, то у него выраженная леворукость; от 11 до 15 проб – слабая леворукость; 10 левой и 10 правой – амбидекстрия. При переученной леворукости большую часть проб, связанных с выполнением «основных» действий, ребенок будет выполнять правой рукой, а связанные с выполнением «неосновных» действий - левой.

Не стоит подчеркивать эту его особенность, тревожиться (тревога взрослых всегда передается ребенку) и заранее волноваться  из-за каких-то неудач, которые могут возникнуть. Важно договориться с малышом, что для письма и рисования он всегда будет использовать только левую руку (не стоит перекладывать ручку из одной руки в другую, лучше передохнуть, если рука быстро устает). Для того, чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.

Теперь о тетради. Малыш  должен научиться класть ее прямо  перед собой и чуть сдвигать, чтобы  ее нижний правый край находился немного  левее. Этот вариант позволяет не только правильно сидеть, но более  легко и свободно передвигать  руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется  внизу - сверху. Свет при письме падает справа [9].

Особое внимание следует  уделить тому, как правильно держать  ручку:

1. Ручка должна лежать  на правой стороне среднего  пальца. Указательный палец придерживает  ее сверху, а большой поддерживает  с правой стороны. Все три  пальца нужно по возможности  вытянуть и не сжимать ручку  сильно. Указательный палец может  легко подниматься, и при этом  ручка не должна падать. Безымянный  и мизинец могут находиться  внутри ладони или свободно  лежать у основания большого  пальца. Во время письма рука  опирается на верхний сустав  загнутого внутрь мизинца.

2. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно. Занимаясь с леворуким малышом, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук [9].

При воспитании и обучении леворукого ребенка задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.

Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов.

Малыша, предпочитающего  действовать левой рукой, полезно  будет занять составлением рассказа по серии сюжетных картинок, которые  он сам же и разложит, соблюдая направление  слева направо. За этим должны проследить взрослые. Ребенок может  иллюстрировать сказки, а потом пересказывать  их по картинкам, разложенным по тому же принципу.

Леворуким детям пойдут на пользу занятия декоративным рисованием, аппликацией, которые основаны на ряде и чередовании элементов. Если в рисунках есть элемент зеркальности, взрослые должны обратить на это внимание ребенка.

Могут возникнуть трудности  и при чтении. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной» руке. Если эти способы не дают эффекта, малыш может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре и юный читатель освоит эту хитрость. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом малышу нужен отдых. А, восстановив силы, можно продолжить занятие еще на 15-20 минут [7].

2.2. Анализ полученных  результатов

Для выявления количества леворуких детей в подготовительной группе МБДОУ « Детский сад № 5» города Калачинска мы выбрали набор игровых тестов разработанных российскими авторами М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавским для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Результаты выполнения заданий, удобно занести в таблицу.

Возраст________________

Дата тестирования _______

№ теста

Левая рука

Обе руки

Правая рука

1.

+

   

2.

 

+

 

3.

   

+

...

     

9.

     

 

При выраженном предпочтении левой  руки ставится знак (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу «Обе руки».

Если вы получили больше семи плюсов в графе «Левая рука», то ребенок, скорее всего, — левша.

Задания к набору игровых тестов М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавского

Содержание задания

Результат

11

Рисование. Ребенку предлагается нарисовать предмет по выбору. После выполнения задания, ребенок рисует тот же предмет другой рукой 

 

 

 

 

Определяется, какой рукой  рисунок выполнен более качественно: четкое, пропорциональное изображение, ровные линии, отсутствие дополнительных штрихов, разорванных линий, сглаженных углов, отсутствие тремора руки при рисовании

22

Открывание коробочки (спичечного коробка). Предлагается найти спичку в одной из коробок.

Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает)

33

Складывание колодца из палочек (спичек) 

Ведущая рука используется более активно

44

Игра в мяч. Ребенок берет со стола теннисный мяч, бросает взрослому и ловит несколько раз.

Бросок и ловля мяча выполняются ведущей рукой.

55

Вырезание ножницами по контуру  рисунка. Ребенку предлагается вырезать по контуру рисунок (цветок, зайчика, узор и т.п.) 

 

 

Ведущая – более активная рука, причем это не обязательна  та рука, в которой ребенок держит ножницы, т.к. ребенок может поворачивать рисунок, а ножницы держать неподвижно.

66

Нанизывание бисера (пуговиц) на иголку с ниткой (на шнурок).

Ведущей считается та рука, которая выполняет движение, даже если ребенок держит иголку или шнурок в другой руке.

77

Выполнение вращательных движений. Ребенку предлагается открыть несколько пузырьков с завинчивающимися крышками.

Рука, активно выполняющая  движение, – ведущая.

88

Развязывание узелков. Используется шнурок средней толщины с заранее неплотно завязанными узелками

Ведущей рукой ребенок  развязывает узел, а другой рукой  его держит.

99

Построение из кубиков  по образцу. Дается задание построить дом (ограду) с опорой на образец.

Как ведущая оценивается  рука, чаще берущая, укладывающая и поправляющая детали постройки.


 

Проанализировав полученные результаты мы увидели, что из 25 человек в группе количество леворуких всего 4 ребёнка, дети, у которых доминируют обе руки 2 человека и 19 праворуких детей.

Ф.И. ребёнка

(№ п/п)

Левая рука

Обе руки

Правая рука

1

   

+

2

   

+

3

+

   

4

   

+

5

   

+

6

   

+

7

+

   

8

   

+

9

   

+

10

+

   

11

   

+

12

   

+

13

   

+

14

   

+

15

   

+

16

   

+

17

   

+

18

 

+

 

19

 

+

 

20

   

+

21

   

+

22

   

+

23

+

   

24

   

+

25

   

+

Итого

4

2

19


 

Итак, мы выяснили, что психологического сопровождения требуют 4 ребёнка  в группе. Мы выбрали несколько  игр и упражнений для работы с  леворукими детьми с главной целью научить различать правую и левую стороны тела [16].

Что получилось?

У взрослого картинки с  изображением предметов простых форм, выполненных пунктиром (елочка, домик, грибок и т.д.). Ребенок угадывает и называет предмет, затем соединяет непрерывной линией пунктир (правой и левой рукой) и называет - что получилось? В этом и следующем упражнениях развивается зрительная память и техника выполнения заданий «слева - направо».

Клоун

У ребенка лист бумаги с  незаконченным изображением клоуна; взрослый предлагает дорисовать недостающие детали рисунка (слева и справа). Надо уточнять: а каким цветом ты раскрасишь недостающую деталь на правой (левой) стороне рисунка?

Жучок

«Посмотри, у меня жучок (или  другая игрушка), а еще сундучок волшебный, там всякие коробочки, баночки. Сейчас наш жучок спрячется в одну из них, а ты постарайся найти и скажешь, какого цвета коробочка или баночка, какой она величины и формы. Постарайся работать обеими руками». Напоминайте ребенку, чтобы он не только открывал, но и закрывал баночки и коробочки. Можно усложнить: в дальнейшем предлагать пустые баночки ставить слева или справа от себя.

Цветочки

В этом упражнении опять  ребенок совершенствуется в навыках  письма слева направо. У ребенка - картон, размером с альбомный лист, покрытый полиэтиленом (сделайте все вместе с ребенком). На нем с помощью скотча приклеены с одной стороны (например, слева) фигурки сказочных персонажей, а с другой - контуры различных цветов. С помощью фломастера ребенок проводит горизонтальные линии в направлении слева - направо обеими руками (по очереди).

Накрой ладошкой  

      Перед ребенком лежат картинки, надо правой рукой накрыть одну картинку, а левой - другую, потом назвать, что лежит под правой, а что под левой ладошками.  

Наоборот  

       Взрослый дает команду для движения левой или правой части тела, а ребенок должен все выполнить наоборот. Такая игра развивает внимание, слух, умение различать правую и левую часть тела, и обычно эти упражнения подходят для детей 5-7-летнего возраста.  

Макни пальчик 

        Предложить бумагу и краски. Выяснить, на какой руке есть указательный палец, большой, мизинец, а потом обмакнуть за данный пальчик (например, мизинчик) в краску и сделать отпечаток — ребенку очень нравится делать отпечатки. Можно из отпечатков указательного пальчика правой руки сделать цветочек, а из отпечатков мизинца левой - еще один.

Заборчик  

        На листе бумаги проведена горизонтальная линия, ребенку нужно разложить палочки, карандаши (спички) на этой линии в заданном взрослым направлении. Ребенок учится сосредотачиваться, ориентироваться на плоскости листа, быть внимательным.  

Информация о работе Психологическое сопровождение леворуких дошкольников