Психология агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Представление о понимании как о некотором виде мыслительной деятельности может привести к выводу о том, что понимание психических проявлений другого человека есть объяснение, интерпретация с помощью интеллектуальных средств причин их возникновения, процесса их разворачивания, выражения в поведении человека, влияния на его дальнейшую деятельность.

Содержание

1.1 Определение понятия «агрессия» 5

1.2 Причины возникновения агрессии, её природы и факторов 7

1.3 Феномен агрессивного поведения с точки зрения современной психологии 16

2 Практическое эмпирическое исследование агрессивности: 8-10 класс средней школы 22

2.1 Методика исследования 22

2.1.1 Обработка и интерпретация результатов 23

2.1.2 Организация исследования 24

2.2 Результаты исследования 24

2.2.1 Показатели агрессивности 24

2.2.2 Насыщенность категорий 26

2.3 Выводы исследования и рекомендации 32

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).docx

— 48.14 Кб (Скачать файл)

Тема: Психология агрессивности

 

 

Выполнила: студентка 4 курса

 

 группы № 242,

 

 Титова В.С.

 

 

Преподаватель:

 

 

Барнаул, 2007 год

 

 Содержание:

 

 

1.1 Определение понятия  «агрессия» 5

 

1.2 Причины возникновения  агрессии, её природы и факторов 7

 

1.3 Феномен агрессивного  поведения с точки зрения современной  психологии 16

 

2 Практическое эмпирическое  исследование агрессивности: 8-10 класс  средней школы 22

 

2.1 Методика исследования 22

 

2.1.1 Обработка и интерпретация  результатов 23

 

2.1.2 Организация исследования 24

 

2.2 Результаты исследования 24

 

2.2.1 Показатели агрессивности  24

 

2.2.2 Насыщенность категорий  26

 

2.3 Выводы исследования  и рекомендации 32

 

Введение

 

 

В осуществлении понимания  другого человека значительную роль играет понимание его психических  состояний, переживаний и т.д. Принципиальность понимания этой грани заключается  в том, что все психические  проявления человека представляют собой  неотъемлемую часть его жизни  и являются переживанием человеком  своего отношения к окружающей его  действительности (к людям, их поступкам, к каким-либо явлениям). Специфика  данных явлений заключается в  уникальности их переживания каждым человеком, в тесной включенности всех психических проявлений во внутренний мир индивида. Таким образом, попытка  сущностного понимания другого  не представима без открытия для  понимающего этой стороны человека.

 

 Представление о понимании  как о некотором виде мыслительной  деятельности может привести  к выводу о том, что понимание  психических проявлений другого  человека есть объяснение, интерпретация  с помощью интеллектуальных средств  причин их возникновения, процесса  их разворачивания, выражения в  поведении человека, влияния на  его дальнейшую деятельность.

 

 С этой точки зрения, проблема понимания агрессивности  актуальна, так как мы сталкиваемся  с ней каждый день на улице,  в общественных местах и даже  дома, в кругу семьи. Тревожным  симптомом является рост числа  несовершеннолетних с девиантным  поведением, проявляющихся в асоциальных  действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка,  хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и  вызывающее по отношению к  взрослым, поведение. В крайних  формах стали проявляться жестокость  и агрессивность Резко возросла  преступность среди молодёжи. Появляются  всё новые виды отклоняющегося  поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Таком образом, происходят изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

 

 Эта проблема имеет  давнюю историю. Многие исследователи  в нашей стране и за рубежом  занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не  пришли, так как она сложна  и многогранна и, следовательно,  одного решения быть не может.  В центре внимания исследователей  оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты  агрессии, механизмы ее усвоения  и закрепления, условия, определяющие  проявления агрессии, индивидуальные  и половозрастные особенности  агрессивного поведения, способы  предотвращения агрессии.

 

 Таким образом, целью  данной курсовой работы является  изучение психологии агрессии.

 

 Исходя из заданной  цели задачи работы следующие:

 

1.Изучить основные психологические  теории по причинам возникновения  агрессии, её природы и факторов.

 

2. Определить, в чем феномен  агрессивного поведения с точки  зрения современной психологии.

 

3. Провести практическое  эмпирическое исследование агрессивности  на примере учащихся 8, 9 и 10 классов  средней общеобразовательной школы.

 

 Предметом проводимого  исследования является агрессия.

 

 Объектом исследования  является агрессия как личностное  образование в старшем подростковом  и раннем юношеском возрасте.

 

 Гипотеза исследования  заключается в предположении,  что на протяжении старшего  подросткового возраста агрессивность  выступает как относительно устойчивое  личностное образование. 

 

1 Теоретические основы  психологии агрессивности

^

1.1 Определение понятия  «агрессия»

 

 Согласно толковому  словарю С.И. Ожегова под агрессией  понимается: «Открытая неприязнь,  вызывающая враждебность», а «агрессивный»  как наступательно-захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий  вредное воздействие [28, с. 18].

 

 В понятии "агрессия" объединяются различные по форме  и результатам акты поведения  – от злых шуток, сплетен,  враждебных фантазий, до бандитизма  и убийств. К агрессивности  близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое  по направленности состояние,  всегда имеющее определённый  объект. Часто враждебность и  агрессивность сочетаются, но нередко  люди могут находиться во враждебных  отношениях, однако никакой агрессивности  не проявляют. Бывает и агрессивность  без враждебности, когда обижают  людей, к которым никаких враждебных  чувств не питают.

 

 В психологии термин  «агрессия» трактуется по-разному.  Многие авторы исследования агрессивности  предпочитают ей давать негативную  оценку. Но так же существует  и точка зрения на агрессию  с позитивной стороны. 

 

 Имеющиеся определения  можно условно разделить на 2 большие  группы:

 

1. Представление об агрессии  как мотивированных действиях,  нарушающих нормы и правила,  причиняющих боль и страдания.  В этом плане различаются преднамеренная  и инструментальная агрессия. Инструментальная  агрессия - та, когда человек не  ставил своей целью действовать  агрессивно, но «так пришлось»  или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается.

 

 Преднамеренная агрессия  – это те действия, которые  имеют осознанный мотив – причинение  вреда или ущерба.

 

 Некоторые психологи  (Ю.М. Антонян, А.Р.Ратинов и  др.) считают, что причиной агрессии  является тревожность. Это свойство  формируется в глубоком детстве  как следствие нарушение эмоциональных  связей с матерью, т.е. депривации. Тревожность создает охранительное  поведение. Тревожность порождает  пониженную самооценку, у индивида  резко снижается порог восприятия  конфликтной ситуации как угрожающей, расширяется диапазон ситуаций, повышает интенсивность и экстенсивность  ответной на мнимую угрозу  реакцию индивида.

 

 

2. Агрессия как акты  враждебности и разрушения (поведенческая  составляющая).

 

 Р.Бэрон и Д.Ричардсон  дают такое определение: «агрессия  - это любая форма поведения,  нацеленного на оскорбление или  причинение вреда другому живому  существу, не желающего подобного  обращения. Другими словами:

 

- агрессия обязательно  подразумевает преднамеренное, целенаправленное  причинение вреда жертве;

 

- в качестве агрессии  может рассматриваться только  такое поведение, которое подразумевает  причинение вреда или ущерба  живым организмам;

 

- жертва должна обладать  мотивацией избегания подобного  обращения с собой» [5, с. 5-7].

 

 Из отечественных психологов  эту точку зрения разделяют  Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко.  Согласно их воззрениям агрессия  рассматривается как форма социального  поведения, которое реализуется  в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным  при двух условиях: когда имеют  место губительные для жертвы  последствия, и когда нарушаются  нормы поведения.

 

 Нужно разделять агрессию  и агрессивность. Агрессия - это  поведение (индивидуальное или  коллективное), направленное на нанесение  физического, либо психологического  вреда или ущерба. Агрессивность  – относительно устойчивая черта  личности, выражающаяся в готовности  к агрессии, а так же в склонности  воспринимать и интерпретировать  поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости  и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять  общую тенденцию поведения.

 

 В данной курсовой  работе под агрессией будет  подразумеваться личностная черта,  которая формируется под воздействием  социально-психологических факторов.

 

^

1.2 Причины возникновения  агрессии, её природы и факторов

 

 

В науке высказывались  разные точки зрения относительно причин возникновения агрессии, её природы  и факторов.

 

 Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое  положение, имеющее отношение  к агрессии, - это то, согласно  которому данное поведение по  своей природе приемущественно  инстинктивное: агрессия возникает  потому, что человеческие существа  генетически или конституционально  «запрограмированы» на подобные  действия.

 

1. Психоаналитический подход. Основоположником психоана-литического  подхода является Зигмунд Фрейд.  Благодаря трудам Фрейда агрессия  и агрессивность были превращены  в объект научного анализа.

 

В своих ранних работах  Фрейд утверждал, что всё человеческое поведение проистикает, прямо или  косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (известная как либидо) направлена на упрочнение, сохранение и упрочнение жизни. В этом общем  контексте агрессия рассматривалась  как реакция на блокирование или  разрушение либидозных импульсов. Агрессия как таковая ни трактовалась как  неотъемлимая, ни как постоянная и  не избежная часть жизни [30, с. 32-40].

 

Пережив опыт насилия первой мировой войны, Фрейд постепенно пришёл к более мрачному убеждению  в отношении сущности и источника  агрессии. Он предположил существование  второго основного инстинкта, танатоса – влечение к смерти, чья энергия  направлена на разрушение и прекращение  жизни. Он утверждал, что всё человеческое поведение является результатом  сложного взаимодействия этого инстинкта  с эросом и что между ними существует постоянное взаимодействия этого инстинкта  с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Таким образом, тонатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и  направляется на других. [30, с. 54-68].

 

Теория Фрейда о взаимодействии эроса и танатоса отображена на рисунке 1:

 

Разрушение Я  Сохранение

 

Изменение

 

направления энергии 

 

Агрессия, направленная на других

 

 

Рис. 1. Представления Фрейда о взаимодействии эроса и танатоса

 

 

Положение об инстинкте стремления к смерти является одним из наиболее спорных в теории психоонализа. Оно  было фактически отвергнуто многими  учениками Фрейда, разделявшими его  взгляды по другим вопросам. Тем  не менее утверждение о том, что  агрессия берёт начало из враждённых, инстинктивных сил, вцелом находило поддержку даже у этих критиков.

 

 Первым исследователем  психоаналитической школы, заговорившим  об изначальной природе человеческой  деструктивности, была С.Шпильрейн.  Её идея заключалась в следующем:  чтобы создать новое, надо разрушить  то, что ему предшествовало, то  есть во всяком акте созидания  содержится процесс разрушения. Инстинкт самовоспроизведения содержит  в себе два равных компонента  – инстинкт жизни и инстинкт  смерти. Для любви и творчества  влечение к смерти и разрушению  не является чем-то внешним.  Напротив, влечение к смерти является  неотторжимой сущностью влечения  к жизни. 

 

Далее в работе рассмотриваются  три взгляда с позиции эволюционного  подхода на человеческое агрессивное  поведение. Данные в поддержку этих теорий были получены прежде всего  в результате наблюдений за поведением животных. Три подхода, о которых  пойдётречь, сходятся в прихнании  того, что предрасположенность человека к агрессии является следствием влияния  естественного отбора.

 

2. Этнологический подход. К. Лоренц, лауреат Нобелевской  премии, выдающийся этолог, придерживался  эволюционного подхода к агрессии, демонстрируя неоиданное сходство  с позицией Фйейда. Согласно К.  Лоренцу, агрессия берёт начало  прежде всего из враждённого  инстинкта борьбы за выживание,  который присутствует у людей  так же, как и у других живых  существ. Он предполагал, что  этот инстинкт развился в ходе  длительной эволюции, в пользу  чего сведетельствуют три его  важные функции. Во-первых, борьба  рассеивает представителей видов  на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счёт того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы. Наконец, сильное животное лучше защищается и обеспечивают выживание своего потомства [17, с. 41-50].

Информация о работе Психология агрессивности