Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа
Представление о понимании как о некотором виде мыслительной деятельности может привести к выводу о том, что понимание психических проявлений другого человека есть объяснение, интерпретация с помощью интеллектуальных средств причин их возникновения, процесса их разворачивания, выражения в поведении человека, влияния на его дальнейшую деятельность.
1.1 Определение понятия «агрессия» 5
1.2 Причины возникновения агрессии, её природы и факторов 7
1.3 Феномен агрессивного поведения с точки зрения современной психологии 16
2 Практическое эмпирическое исследование агрессивности: 8-10 класс средней школы 22
2.1 Методика исследования 22
2.1.1 Обработка и интерпретация результатов 23
2.1.2 Организация исследования 24
2.2 Результаты исследования 24
2.2.1 Показатели агрессивности 24
2.2.2 Насыщенность категорий 26
2.3 Выводы исследования и рекомендации 32
Тема: Психология агрессивности
Выполнила: студентка 4 курса
группы № 242,
Титова В.С.
Преподаватель:
Барнаул, 2007 год
Содержание:
1.1 Определение понятия «агрессия» 5
1.2 Причины возникновения агрессии, её природы и факторов 7
1.3 Феномен агрессивного
поведения с точки зрения
2 Практическое эмпирическое исследование агрессивности: 8-10 класс средней школы 22
2.1 Методика исследования 22
2.1.1 Обработка и интерпретация результатов 23
2.1.2 Организация исследования 24
2.2 Результаты исследования 24
2.2.1 Показатели агрессивности 24
2.2.2 Насыщенность категорий 26
2.3 Выводы исследования и рекомендации 32
Введение
В осуществлении понимания другого человека значительную роль играет понимание его психических состояний, переживаний и т.д. Принципиальность понимания этой грани заключается в том, что все психические проявления человека представляют собой неотъемлемую часть его жизни и являются переживанием человеком своего отношения к окружающей его действительности (к людям, их поступкам, к каким-либо явлениям). Специфика данных явлений заключается в уникальности их переживания каждым человеком, в тесной включенности всех психических проявлений во внутренний мир индивида. Таким образом, попытка сущностного понимания другого не представима без открытия для понимающего этой стороны человека.
Представление о понимании
как о некотором виде
С этой точки зрения,
проблема понимания
Эта проблема имеет
давнюю историю. Многие
Таким образом, целью
данной курсовой работы
Исходя из заданной цели задачи работы следующие:
1.Изучить основные
2. Определить, в чем феномен
агрессивного поведения с
3. Провести практическое
эмпирическое исследование
Предметом проводимого
исследования является
Объектом исследования
является агрессия как
Гипотеза исследования
заключается в предположении,
что на протяжении старшего
подросткового возраста
1 Теоретические основы психологии агрессивности
^
1.1 Определение понятия «агрессия»
Согласно толковому
словарю С.И. Ожегова под
В понятии "агрессия"
объединяются различные по
В психологии термин
«агрессия» трактуется по-
Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:
1. Представление об агрессии
как мотивированных действиях,
нарушающих нормы и правила,
причиняющих боль и страдания.
В этом плане различаются
Преднамеренная агрессия
– это те действия, которые
имеют осознанный мотив –
Некоторые психологи
(Ю.М. Антонян, А.Р.Ратинов и
др.) считают, что причиной
2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая).
Р.Бэрон и Д.Ричардсон
дают такое определение: «
- агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
- в качестве агрессии
может рассматриваться только
такое поведение, которое
- жертва должна обладать
мотивацией избегания
Из отечественных психологов
эту точку зрения разделяют
Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко.
Согласно их воззрениям
Нужно разделять агрессию
и агрессивность. Агрессия - это
поведение (индивидуальное или
коллективное), направленное на нанесение
физического, либо
В данной курсовой
работе под агрессией будет
подразумеваться личностная
^
1.2 Причины возникновения агрессии, её природы и факторов
В науке высказывались разные точки зрения относительно причин возникновения агрессии, её природы и факторов.
Самое раннее и, возможно,
наиболее известное
1. Психоаналитический подход.
Основоположником психоана-
В своих ранних работах Фрейд утверждал, что всё человеческое поведение проистикает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (известная как либидо) направлена на упрочнение, сохранение и упрочнение жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессия как таковая ни трактовалась как неотъемлимая, ни как постоянная и не избежная часть жизни [30, с. 32-40].
Пережив опыт насилия первой мировой войны, Фрейд постепенно пришёл к более мрачному убеждению в отношении сущности и источника агрессии. Он предположил существование второго основного инстинкта, танатоса – влечение к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что всё человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Таким образом, тонатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. [30, с. 54-68].
Теория Фрейда о взаимодействии эроса и танатоса отображена на рисунке 1:
Разрушение Я Сохранение
Изменение
направления энергии
Агрессия, направленная на других
Рис. 1. Представления Фрейда о взаимодействии эроса и танатоса
Положение об инстинкте стремления к смерти является одним из наиболее спорных в теории психоонализа. Оно было фактически отвергнуто многими учениками Фрейда, разделявшими его взгляды по другим вопросам. Тем не менее утверждение о том, что агрессия берёт начало из враждённых, инстинктивных сил, вцелом находило поддержку даже у этих критиков.
Первым исследователем
психоаналитической школы,
Далее в работе рассмотриваются
три взгляда с позиции
2. Этнологический подход.
К. Лоренц, лауреат Нобелевской
премии, выдающийся этолог, придерживался
эволюционного подхода к