Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа
Представление о понимании как о некотором виде мыслительной деятельности может привести к выводу о том, что понимание психических проявлений другого человека есть объяснение, интерпретация с помощью интеллектуальных средств причин их возникновения, процесса их разворачивания, выражения в поведении человека, влияния на его дальнейшую деятельность.
1.1 Определение понятия «агрессия» 5
1.2 Причины возникновения агрессии, её природы и факторов 7
1.3 Феномен агрессивного поведения с точки зрения современной психологии 16
2 Практическое эмпирическое исследование агрессивности: 8-10 класс средней школы 22
2.1 Методика исследования 22
2.1.1 Обработка и интерпретация результатов 23
2.1.2 Организация исследования 24
2.2 Результаты исследования 24
2.2.1 Показатели агрессивности 24
2.2.2 Насыщенность категорий 26
2.3 Выводы исследования и рекомендации 32
Примеры интерпретации ответов испытуемых даны в таблице 1:
Примеры интерпретации ответов Таблица 1
№ карточки
Ответ испытуемого
Интерпретация
1
Хочет ущипнуть
Агрессивность
2
Привет
Коммуникативность
3
Защищается от удара
Страх
4
Учитель выгоняет
Директивность
5
«Все о’кей»
Коммуникативность
Так же рассматривалась насыщенность категорий ответов.
^
2.1.2 Организация исследования
Исследование проводилось в трех классах – 8А, 9А, 10А. Срез делался примерно в одно время. Возраст девочек: от 14, 2 лет до 15.8 лет; мальчиков: от 14 лет до 15,6 лет.
Характеристика выборки:
Испытуемыми были ученики общеобразовательной школы г. Барнаула № 87. Никто из испытуемых не состоял на учете детской комнаты милиции и на учете психиатра.
^
2.2 Результаты исследования
2.2.1 Показатели агрессивности
Рассмотрим показатели агрессивности в выборке у мальчиков и у девочек по разным классам.
1 этап (8 класс) представлен в таблице 2:
Показатели агрессивности, 8А класс Таблица 2
Испытуемые
Возраст
Показат. Агрессивности
Кол-во чел
%
Ср. Знач.
Кол-во чел.
%
Девочки
10
47,5
14,2 г
4
40
Мальчики
11
52,5
14
7
63, 63
Из таблицы видно,
что примерно половина выборки
имеет выраженность
2 этап (9 класс) представлен в таблице 3:
Показатели агрессивности, 9А класс Таблица 3
Испытуемые
Возраст
Показат. Агрессивности
Кол-во чел
%
Ср. Знач.
Кол-во чел.
%
Девочки
10
47,5
15,2
4
40
Мальчики
11
52,5
15
6
54,54
Из таблицы видно,
что примерно половина выборки
имеет выраженность
3 этап (10 класс) представлен в таблице 4:
Показатели агрессивности, 10А класс Таблица 4
Испытуемые
Возраст
Показат. агрессивности
Кол-во чел
%
Ср. Знач.
Кол-во чел.
%
Девочки
10
47,5
15,8
5
50
Мальчики
11
52,5
15,6
5
45,45
Из таблицы видно,
что примерно половина выборки
имеет выраженность
Динамика показателей
агрессивности классов
Рис. 2. Динамика показателей агрессивности
Анализ результатов:
Таким образом, в
8 и 9 классах процент «агрессивных»
девочек оставался неизменным, но
в 10 классе процент незначительно
вырос с 40% до 50%. У мальчиков
ситуация иная. С каждым годом
процент «агрессивных»
При применении
^
2.2.2 Насыщенность категорий
Теперь рассмотрим показатели насыщенности категорий ответов испытуемых по отдельным классам. Три наиболее насыщенные категории выделены в следующих таблицах (5, 6, 7):
1 этап (8 класс) представлен в таблице 5:
Насыщенность категорий, 8А класс Таблица 5
Категории
Девочки
Мальчики
Агрессивность
9
11%
8
9 %
Директивность
18
21%
27
29%
Страх
1
1%
-
-
Эмоциональность
2
2 %
7
7 %
Коммуникация
15
18 %
12
13 %
Зависимость
-
-
1
1 %
Демонстративность
10
12 %
4
4 %
Активность
23
27 %
25
27 %
Пассивность
1
1%
1
1 %
Описание
5
6 %
7
7 %
Ущербность
-
-
-
-
Схематично насыщенность категории 8 класс представлен на рис. 3:
Рис. 3. Насыщенность категории 8А класс
Наиболее насыщенными категориями являются Активность (27%), Директивность (22 %), Коммуникация (18 %) для девочек; Директивность (29 %), Активность (27 %), Коммуникация (13%) для мальчиков. Из приведенных данных видно, что для девочек наиболее важным является жизненная активность, на втором месте стоит директивность, т.е. управление, руководство, на третьем - коммуникация, а именно межличностное общение. У мальчиков иная ситуация. Категории те же, а значимость иная. На первом месте директивность, на втором - активность, на третьем - коммуникация.
При проведении эксперимента было замечено, что чем ниже учебная успеваемость ученика, тем труднее он интерпретирует жест.
2 этап (9 класс) представлен в таблице 6:
Категории
Девочки
Мальчики
Агрессивность
5
6%
5
5 %
Директивность
20
22%
22
24%
Страх
-
-
-
-
Эмоциональность
9
10 %
11
12%
Коммуникация
15
17 %
9
10%
Зависимость
1
1 %
1
1 %
Демонстративность
5
6%
8
9 %
Активность
30
34%
31
34 %
Пассивность
2
2 %
3
3 %
Описание
2
2 %
1
1 %
Ущербность
-
-
1
1 %
Насыщенность категорий, 9А Таблица 6
Схематично насыщенность категории 9 класс представлен на рис. 4:
Рис. 4. Насыщенность категории 9А класс
Первых три места значимых категорий для девочек не изменились: Активность (33,7%), Директивность (22,47%), Коммуникация (16,8%). Для мальчиков ситуация немного изменилась, три первых места занимают: Активность (33,69%), Директивность (23,91%), Эмоциональность (11,95%). Таким образом, для девочек возросла значимость активности, директивности, и менее стала насыщенной категория коммуникации. Для мальчиков изменилось не только насыщенность категории, но и их значимость. Снизилась насыщенность директивности, повысилась насыщенность активности и в ранг значимой категории вышла эмоциональность.
Анализируя ответы испытуемых, можно отметить отсутствие прямой агрессии, т.к. насыщенность данной категории мала.
Коэффициент агрессивности у девочек не изменился, а у мальчиков резко снизился на 0,91. Коэффициент корреляции для агрессии для мальчиков (0,43) и девочек (0,4) не является значимым, т.к. меньше 0,5.
3 этап (10 класс) представлен в таблице 7:
Насыщенность категорий, 10А класс Таблица 7
Категории
Девочки
Мальчики
Агрессивность
10
11 %
9
9 %
Директивность
19
21 %
24
24 %
Страх
2
2 %
-
-
Эмоциональность
2
2 %
5
5 %
Коммуникация
12
13 %
17
17 %
Зависимость
4
4 %
2
2 %
Демонстративность
16
18 %
7
7 %
Активность
22
2 %
28
29 %
Пассивность
3
3 %
3
3 %
Описание
1
1 %
3
3 %
Ущербность
-
-
-
-
Схематично насыщенность категории 10 класс представлен на рис. 5:
Рис. 5. Насыщенность категории 10А класс
Первых три места
значимых категорий для
Анализируя ответы испытуемых, можно отметить отсутствие прямой агрессии, т.к. насыщенность данной категории мала.
Рассмотрим динамику исследуемых категорий.
Динамика насыщенности
категорий для девочек
Рис. 6. Динамика насыщенности
категорий для девочек
По данным диаграммы видно, что самыми насыщенными категориями у девочек были: Активность, Директивность и Коммуникативность. Пик насыщенности приходиться на 9 класс.
Динамика насыщенности
категорий для мальчиков
Рис. 7. Динамика насыщенности
категорий для девочек
По данным диаграммы видно, что самыми насыщенными категориями у мальчиков были: Активность, Директивность и Коммуникативность.
Можно сделать следующие
выводы: на протяжении подросткового
возраста у девочек уровень
агрессивности немного
^
2.3 Выводы исследования и рекомендации
Проводимое в практической части работы исследование было посвящено изучению устойчивости агрессии и агрессивности в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте.
Данное эмпирическое исследование показало:
1. Исследование подтвердило
исходную гипотезу о том, что
на протяжении старшего
2. Во всех возрастных
группах примерно половина
3. Уровень агрессивности в каждом классе претерпевает существенную динамику. Наибольшие изменения происходят в 14 лет (9 класс).
4. Были обнаружены гендерные
различия: у девочек уровень агрессии
сохраняется, у мальчиков
Рекомендации изменения
уровня агрессии детей
Необходимо научить
детей навыкам позитивного
Большую важность также
имеют навыки совместной
Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов
Заключение
Таким образом, исходя из заданной цели исследования, в данной курсовой работе был изучена психология агрессии.
Ответив на задачи,
поставленные во введении
Обзор литературы в
теоретической части работы
Сам образ жизни,
среда, стиль и круг общения
способствуют развитию и
В подростковом возрасте,
в силу сложности и
В практической части
работы было проведено
При этом выдвигалась
гипотеза о том, что на
Эмпирическое исследование
показало, что агрессивность учеников
данных классов претерпевает
существенную динамику. Наибольшие
изменения происходят в 14 лет.
При этом у девочек уровень
агрессии в основном