Психология агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Представление о понимании как о некотором виде мыслительной деятельности может привести к выводу о том, что понимание психических проявлений другого человека есть объяснение, интерпретация с помощью интеллектуальных средств причин их возникновения, процесса их разворачивания, выражения в поведении человека, влияния на его дальнейшую деятельность.

Содержание

1.1 Определение понятия «агрессия» 5

1.2 Причины возникновения агрессии, её природы и факторов 7

1.3 Феномен агрессивного поведения с точки зрения современной психологии 16

2 Практическое эмпирическое исследование агрессивности: 8-10 класс средней школы 22

2.1 Методика исследования 22

2.1.1 Обработка и интерпретация результатов 23

2.1.2 Организация исследования 24

2.2 Результаты исследования 24

2.2.1 Показатели агрессивности 24

2.2.2 Насыщенность категорий 26

2.3 Выводы исследования и рекомендации 32

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).docx

— 48.14 Кб (Скачать файл)

 

 Примеры интерпретации  ответов испытуемых даны в  таблице 1:

 

 Примеры интерпретации  ответов Таблица 1

№ карточки 

Ответ испытуемого 

Интерпретация

 

Хочет ущипнуть 

Агрессивность

 

Привет 

Коммуникативность

 

Защищается от удара 

Страх

 

Учитель выгоняет 

Директивность

 

«Все о’кей»  

Коммуникативность

 

 

 

Так же рассматривалась насыщенность категорий ответов.

 

^

2.1.2 Организация исследования

 

 

Исследование проводилось  в трех классах – 8А, 9А, 10А. Срез делался  примерно в одно время. Возраст девочек: от 14, 2 лет до 15.8 лет; мальчиков: от 14 лет до 15,6 лет.

 

 Характеристика выборки: 

 

 Испытуемыми были ученики  общеобразовательной школы г.  Барнаула № 87. Никто из испытуемых  не состоял на учете детской  комнаты милиции и на учете  психиатра. 

 

^

2.2 Результаты исследования

 

 

 

2.2.1 Показатели агрессивности

 

 

Рассмотрим показатели агрессивности  в выборке у мальчиков и  у девочек по разным классам.

 

1 этап (8 класс) представлен  в таблице 2:

 

 Показатели агрессивности, 8А класс Таблица 2

 

 

 

Испытуемые 

Возраст 

Показат. Агрессивности

 

Кол-во чел 

Ср. Знач. 

Кол-во чел. 

%

 

Девочки 

10 

47,5 

14,2 г 

40

 

Мальчики 

11 

52,5 

14 

63, 63

 

 

 Из таблицы видно,  что примерно половина выборки  имеет выраженность агрессивности.

 

2 этап (9 класс) представлен  в таблице 3:

 

 Показатели агрессивности, 9А класс Таблица 3

 

 

 

Испытуемые 

Возраст 

Показат. Агрессивности

 

Кол-во чел 

Ср. Знач. 

Кол-во чел. 

%

 

Девочки 

10 

47,5 

15,2 

40

 

Мальчики 

11 

52,5 

15 

54,54

 

 

 Из таблицы видно,  что примерно половина выборки  имеет выраженность агрессивности.

 

3 этап (10 класс) представлен  в таблице 4:

 

 Показатели агрессивности, 10А класс Таблица 4

 

 

 

Испытуемые 

Возраст 

Показат. агрессивности

 

Кол-во чел 

Ср. Знач. 

Кол-во чел. 

%

 

Девочки 

10 

47,5 

15,8 

50

 

Мальчики 

11 

52,5 

15,6 

45,45

 

 

 Из таблицы видно,  что примерно половина выборки  имеет выраженность агрессивности.

 

 Динамика показателей  агрессивности классов показана  на рисунке 2:

 

 

 

 

 

Рис. 2. Динамика показателей  агрессивности

 

 

Анализ результатов:

 

 Таким образом, в  8 и 9 классах процент «агрессивных»  девочек оставался неизменным, но  в 10 классе процент незначительно  вырос с 40% до 50%. У мальчиков  ситуация иная. С каждым годом  процент «агрессивных» мальчиков  постепенно снижался с 63,63% до 45,45%.

 

 При применении статистического  критерия Фишера было достоверно  установлено снижение агрессивности  у мальчиков по группе 9 класса -р=0,02; 10 класса - р=0,016.

 

^

2.2.2 Насыщенность категорий

 

 

Теперь рассмотрим показатели насыщенности категорий ответов  испытуемых по отдельным классам. Три  наиболее насыщенные категории выделены в следующих таблицах (5, 6, 7):

 

1 этап (8 класс) представлен  в таблице 5:

 

 

Насыщенность категорий, 8А класс Таблица 5

 Категории  

 Девочки 

 Мальчики

 

 Агрессивность  

11% 

9 %

 

 Директивность 

18  

21% 

27  

29%

 

 Страх  

1% 

-

 

 Эмоциональность  

2 % 

7 %

 

 Коммуникация  

15  

18 % 

12  

13 %

 

 Зависимость  

1 %

 

 Демонстративность  

10 

12 % 

4 %

 

 Активность  

23  

27 % 

25  

27 %

 

 Пассивность  

1% 

1 %

 

 Описание  

6 % 

7 %

 

 Ущербность  

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схематично насыщенность категории 8 класс представлен на рис. 3:

 

 

 

 

Рис. 3. Насыщенность категории 8А класс

 

 

Наиболее насыщенными  категориями являются Активность (27%), Директивность (22 %), Коммуникация (18 %) для  девочек; Директивность (29 %), Активность (27 %), Коммуникация (13%) для мальчиков. Из приведенных данных видно, что  для девочек наиболее важным является жизненная активность, на втором месте  стоит директивность, т.е. управление, руководство, на третьем - коммуникация, а именно межличностное общение. У мальчиков иная ситуация. Категории  те же, а значимость иная. На первом месте директивность, на втором - активность, на третьем - коммуникация.

 

 При проведении эксперимента  было замечено, что чем ниже  учебная успеваемость ученика,  тем труднее он интерпретирует  жест.

 

2 этап (9 класс) представлен  в таблице 6:

 

 Категории  

 Девочки 

 Мальчики

 

 Агрессивность  

6% 

5 %

 

 Директивность 

20  

22% 

22  

24%

 

 Страх  

-

 

 Эмоциональность  

10 % 

11 

12%

 

 Коммуникация  

15 

17 % 

10%

 

 Зависимость  

1 % 

1 %

 

 Демонстративность  

6% 

9 %

 

 Активность  

30 

34% 

31  

34 %

 

 Пассивность  

2 % 

3 %

 

 Описание  

2 % 

1 %

 

 Ущербность  

1 %

 

 Насыщенность категорий, 9А Таблица 6

 

 

Схематично насыщенность категории 9 класс представлен на рис. 4:

 

 

 

 

 Рис. 4. Насыщенность категории  9А класс

 

 

Первых три места значимых категорий для девочек не изменились: Активность (33,7%), Директивность (22,47%), Коммуникация (16,8%). Для мальчиков ситуация немного  изменилась, три первых места занимают: Активность (33,69%), Директивность (23,91%), Эмоциональность (11,95%). Таким образом, для девочек возросла значимость активности, директивности, и менее  стала насыщенной категория коммуникации. Для мальчиков изменилось не только насыщенность категории, но и их значимость. Снизилась насыщенность директивности, повысилась насыщенность активности и  в ранг значимой категории вышла  эмоциональность.

 

 Анализируя ответы  испытуемых, можно отметить отсутствие  прямой агрессии, т.к. насыщенность  данной категории мала.

 

 Коэффициент агрессивности  у девочек не изменился, а  у мальчиков резко снизился  на 0,91. Коэффициент корреляции для  агрессии для мальчиков (0,43) и  девочек (0,4) не является значимым, т.к. меньше 0,5.

 

 

3 этап (10 класс) представлен  в таблице 7:

 

 

Насыщенность категорий, 10А класс Таблица 7

 Категории  

 Девочки 

 Мальчики

 

 Агрессивность  

10 

11 % 

9 %

 

 Директивность 

19  

21 % 

24 

24 %

 

 Страх  

2  

2 % 

-

 

 Эмоциональность  

2  

2 % 

5 %

 

 Коммуникация  

12  

13 % 

17 

17 %

 

 Зависимость  

4  

4 % 

2 %

 

 Демонстративность  

16  

18 % 

7 %

 

 Активность  

22 

2 % 

28 

29 %

 

 Пассивность  

3  

3 % 

3 %

 

 Описание  

1 % 

3 %

 

 Ущербность  

-

 

 

 

Схематично насыщенность категории 10 класс представлен на рис. 5:

 

 

Рис. 5. Насыщенность категории 10А класс

 

 Первых три места  значимых категорий для девочек  изменились не значительно: Активность (24,17%), Директивность (20,87%), Демонстративность  (17,58%). Для мальчиков ситуация  тоже изменилась, три первых места  занимают: Активность (28,57%), Директивность  (24,48%), Коммуникативность (17,34%). Для  девочек резко снизилась значимость  активности, немного снизилась значимость  директивности, и появилась категория  демонстративности. У мальчиков  снизилась насыщенность активности, повысилась насыщенность директивности  и в ранг значимой категории  вошла коммуникативность. 

 

 Анализируя ответы  испытуемых, можно отметить отсутствие  прямой агрессии, т.к. насыщенность  данной категории мала.

 

 Рассмотрим динамику  исследуемых категорий.

 

 Динамика насыщенности  категорий для девочек исследуемых  классов представлена на рис.6:

 

 

 

 Рис. 6. Динамика насыщенности  категорий для девочек исследуемых  классов

 

 

По данным диаграммы видно, что самыми насыщенными категориями  у девочек были: Активность, Директивность  и Коммуникативность. Пик насыщенности приходиться на 9 класс.

 

 Динамика насыщенности  категорий для мальчиков исследуемых  классов представлена на рис.7:

 

 

 

 

 

Рис. 7. Динамика насыщенности категорий для девочек исследуемых  классов

 

 

По данным диаграммы видно, что самыми насыщенными категориями  у мальчиков были: Активность, Директивность  и Коммуникативность.

 

 Можно сделать следующие  выводы: на протяжении подросткового  возраста у девочек уровень  агрессивности немного изменяется, а у мальчиков уровень агрессивности  достоверно снижается. Наиболее  насыщенными категориями ответов,  как у девочек, так и у  мальчиков являются: Активность, Директивность,  Коммуникативность.

 

^

2.3 Выводы исследования  и рекомендации

 

 

Проводимое в практической части работы исследование было посвящено  изучению устойчивости агрессии и агрессивности  в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте.

 

 Данное эмпирическое  исследование показало:

 

1. Исследование подтвердило  исходную гипотезу о том, что  на протяжении старшего подросткового  возраста агрессивность выступает  как относительно устойчивое  личностное образование.

 

2. Во всех возрастных  группах примерно половина выборки  имеет выраженность агрессивности  как личностного образования. 

 

3. Уровень агрессивности  в каждом классе претерпевает  существенную динамику. Наибольшие  изменения происходят в 14 лет  (9 класс).

 

4. Были обнаружены гендерные  различия: у девочек уровень агрессии  сохраняется, у мальчиков достоверно  снижается. Наиболее насыщенными  категориями ответов были: Активность, Директивность, Коммуникативность.  У мальчиков трех классов процент  «агрессивных» снижался с каждым  годом 63,63% до 45,45. Насыщенность категорий  ответов такая же как и у  девочек, а именно, самыми насыщенными  стали: Активность, Директивность,  Коммуникативность. 

 

 Рекомендации изменения  уровня агрессии детей исследуемого  возраста следующие:

 

 Необходимо научить  детей навыкам позитивного общения,  взаимодействия с другими членами  социума, умения находить альтернативные  мирные пути решения конфликтов.

 

 Большую важность также  имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует особое  внимание, в частности в рамках  школы. 

Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у  детей и подростков принадлежит  семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов

 

Заключение

 

 

Таким образом, исходя из заданной цели исследования, в данной курсовой работе был изучена психология агрессии.

 

 Ответив на задачи, поставленные во введении работы, можно подвести основные выводы:

 

 Обзор литературы в  теоретической части работы показал  то, что единой точки зрения  на причины агрессии нет, что  значительно усложняет понимание  данной проблемы. На агрессивность  в личностных характеристиках  оказывает заметную роль возрастные  особенности человека (в особенности  в детском и подростковом возрасте), социальные и биологические факторы  и многое другое. Кроме того, мало  изучен такой аспект агрессии, как её устойчивость.

 

 Сам образ жизни,  среда, стиль и круг общения  способствуют развитию и закреплению  девиантного поведения. Вместе  с тем на развитие агрессивности  могут влиять природные особенности.  Кроме того, агрессия может быть  вызвана необходимостью защитить  себя или удовлетворить свои  потребности в ситуации, в которой  растущий человек не видит  иного выхода, кроме драки. 

 

 В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости  особенностей растущих людей,  внутренних и внешних условий  их развития могут возникать  ситуации, которые нарушают нормальный  ход личностного становления,  создавая предпосылки для возникновения  и проявления агрессивности.

 

 В практической части  работы было проведено исследование  агрессивности учеников 8-10 классов  общеобразовательной школы. 

 

 При этом выдвигалась  гипотеза о том, что на протяжении  старшего подросткового возраста  агрессивность выступает как  относительно устойчивое личностное  образование.

 

 Эмпирическое исследование  показало, что агрессивность учеников  данных классов претерпевает  существенную динамику. Наибольшие  изменения происходят в 14 лет.  При этом у девочек уровень  агрессии в основном сохраняется,  у мальчиков достоверно снижается. 

Информация о работе Психология агрессивности