Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:04, курсовая работа
Сознание и бессознательное: два этих понятия привычны для современного человека и у простого обывателя не вызывают каких-либо вопросов. Как часто в нашей обыденной жизни мы слышим следующие фразы: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так получилось» и т.д. А было время, когда наука впервые заговорила о существовании бессознательного, и с этим открытием связывали далеко идущие надежды изменить к лучшему судьбу всего человечества.
Сначала в существование бессознательного многие отказывались верить, сводя все его проявления к физиологическим процессам. Затем, все-таки, человечество признало тот факт, что сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально им осознается.
Введение _______________________________________________ 3
Понятие о бессознательном:
Подходы к изучению бессознательного __________________ 5
Понятие бессознательного, его признаки _________________ 7
Связь сознательного и бессознательного _________________ 10
История исследования бессознательного _________________ 11
Выводы _____________________________________________ 15
Основные теории бессознательного в психологии:
Психология бессознательного З.Фрейда __________________ 15
Теория коллективного бессознательного К.Г. Юнга ________ 20
Выводы _____________________________________________ 23
Проявления бессознательного:
Классификации проявлений бессознательного _____________ 24
Неосознаваемые механизмы сознательных действий ________ 25
Неосознанные побудители сознательных действий _________ 30
«Надсознательные» процессы ___________________________ 37
Пси-процессы ________________________________________ 38
Выводы _____________________________________________ 38
Методы исследования бессознательного:
С точки зрения психоанализа ___________________________ 40
С точки зрения психофизиологии _______________________ 42
Выводы _____________________________________________ 45
Заключение _____________________________________________ 47
Список литературы _______________________________________ 48
В качестве одного из вариантов этого метода в психоанализе используют ассоциативный эксперимент, когда испытуемому предлагают быстро и, не задумываясь, называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают появляться слова, связанные со скрытыми переживаниями.
Методу анализа сновидений в психоанализе отводится значительное место, т.к. считается, что в сновидениях бессознательное проявляется в высшей степени.
Метод состоит в разделении сновидения на элементы и выяснения ассоциаций, связных с каждым из них. Актуализация прошлых событий в образах сновидения позволяет понять конфликты, которые нашли в нем выражение. При толковании важно не только понять значение символа, но и обнаружить, почему именно он был выбран, какие события или переживания вызвали к жизни этот образ [14]. Таким образом, главным методом исследования сновидений является метод свободных ассоциаций.
Таланов В.Л. и Малкина-Пых И.Г. [14] считают, что при исследовании сновидений необходимо соблюдать три правила:
Ключом к расшифровке скрытого смысла сновидения считаются символы, которые глубоко уходят корнями в мифологию, антропологию, языкознание и имеют «устоявшиеся переводы», т.е. в какой-то мере унифицированы и пригодны для расшифровки любых сновидений у разных людей [14].
Анализ ошибочных действий позволяет выявить импульсы и намерения, которые скрыты от осознания человека, но принадлежат тем или иным скрытым желаниям и комплексам. Анализируется смысл оговорок, описок, забывания тех или иных слов.
4.2 С точки зрения психофизиологии
Исследование бессознательного
с помощью различных методов пс
При исследовании бессознательного (в особенности неосознаваемых механизмов сознательных действий и надсознательных процессов) большое внимание уделяется языку тела, проявлениям вегетатики, структуре языка говорящего человека (не в смыслах, передаваемых словами, а в грамматических конструкциях, которые он использует), особенностям интонации.
Для оценки осознанности
явления обычно используют словесный
отчет или поведенческую
Е.И. Николаева [10] приводит несколько экспериментальных ситуаций, позволяющих изучать бессознательное:
1) экспериментальные ситуации, изучающие влияние на человека неосознаваемых им стимулов
«В таких исследованиях испытуемому предъявляются с помощью прибора (например, тахистоскопа) те или иные стимулы, которые невозможно осознать либо из-за чрезвычайно короткой экспозиции, либо из-за существенных помех, мешающих выделить сигнал из шума. При этом оцениваются вербальные реакции испытуемого и регистрируются физиологические изменения. Фиксируется рассогласование между словесными отчетами и физиологической регистрацией при восприятии информации» [10, с.253].
2) экспериментальные ситуации по изучению неосознаваемой установки или перцептивной гипотезы
В ходе исследования испытуемому
предъявляются стимулы
3) экспериментальные ситуации по изучению механизмов неосознанной обработки информации
Они связаны с явлением прайминга. Е.И. Николаева определяет его как воздействие неосознаваемых стимулов на когнитивную деятельность, производимую на осознанном уровне. «Эксперименты в этом случае строятся по следующей схеме. В первой части исследования испытуемым предлагается несколько списков слов, с которыми они должны провести определенную работу (например, оценить их по степени приятности). Во второй части испытуемым предлагается список, в которых указаны первые (например, три) буквы слова. Ставится задача продолжить их, чтобы получились осмысленные слова. Подбираются такие сочетания букв, чтобы из них можно было образовать сразу несколько слов, в том числе и те, что были в списках первой части эксперимента. Прайминг фиксируется как тенденция испытуемых создавать слова, имеющие отношение к ранее воспринятым.
Выявлено два типа прайминга – перцептивный и концептуальный. Перцептивный проявляется в том, что испытуемые превращают трехбуквенные сочетания в слова, связанные с предыдущими внешними признаками, обнаруживаемыми в сходстве акустическом или зрительном, а концептуальный – по смыслу, т.е. слова могут звучать и выглядеть непохожими на прежние, но выражать одно и то же содержание» [10, с.260].
4) <span class="dash0