Психология в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:26, шпаргалка

Краткое описание

Теоретические модели:
*психолого-ориентированные (причины трудной жизненной ситуации в психике человека, поэтому помощь должна иметь психолого-педагогическую окраску; возможность регулирования ресурсов, имеющихся у человека);
*социолого-ориентированные (объект социальной работы — система общественных отношений, порождающих дезадаптацию личности, семьи, общества; остро критикуют традиционные подходы к пониманию сути, содержания, значимости социальной работы);

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 71.76 Кб (Скачать файл)

    * Теоретизация  предмету исследования. Заключается  в многомерного и многоуровневом  рассмотрении предмета исследования, осмыслении его связей с другими явлениями. На этом этапе исследователь выбирает принципы, ведущие методологические положения, на которые упираться для достижения поставленных целей. Они определяют вектор исследования и характер познавательных действий с предметом изучения. На этом этапе исследователь выбирает методы исследования. Следовательно, осуществляется построение теоретической модели исследования.

      * Эмпирическая исследования сущности предмета изучения. Деятельность исследователя заключается в определении показателей, критериев познания, выборе и построении адекватных методов и процедуры исследования.

Анализ интерпретации  и обоснования данных, полученных исследователем.

Изучая психические явления, исследователь должен придерживаться определенных принципов. Речь идет об общих исходные правила, положения, которые предопределяют все аспекты научной взаимодействия исследователя с предметом своего исследования.

1. Принцип объективности.  Психическое в психологическом  исследовании предстает как объективное  познание существующего явления.  Результаты исследования не могут  изменить сущность и закономерность  того явления, которое изучают.  Объективность существования его  не зависит от взаимодействий  с предметом исследования.

Субъективный компонент  тоже может иметь место в построении психологического исследования. Он может  проявляться в инициации исследования как такового, в свободе выбора организационных элементов исследование - от сети к техническим, в профессиональной компетентности исследователя. Однако объективность в познании явления сохраняется.

 

2. Принцип многомерного  и многоуровневого существования  предмета. Изучение и определение  сущности предмета могут касаться  различных его сторон, характеристик  и уровней. Следовательно, предмет  психологического исследования  предстает как многомерную и многоуровневое явление.

Из Принцип исследования психических явлений в развитии требует понимания их такими, которые находятся в состоянии движения, изменения или ожидания этого изменения и в каждый момент существования сочетают в себе элементы прошлого, настоящего и будущего.

     1. Принцип творческой самодеятельности предусматривает понимания исследователем того, что субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживает себя, но и формируется и определяется в них.     2. Принцип организации формовочных и развивающих воздействий в процессе взаимодействия исследователя с предметом исследования. Преобразовательная деятельность психолога заключается в предоставлении предмета исследования интенции изменения, развития, преобразования.

15. Понятие и функции  психики.

Психика —функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Функции психики:

Отражение — продукт психической  деятельности напрямую будет зависеть от особенностей субъекта, темперамента и опыта. Отражающая функция имеет  опережающий характер — способность  предвидеть ситуацию и способы ее разрешения.

Регуляция — связана с  изменением поведения человека.

Коммуникация — передача информации, развитие в общении. Условием развития, через общение, является качество последнего. Качественное общение сопровождается обменом знаниями и эмоциями.

16. Теория психического  отражения Леонтьева-Фабри.

17. Психика животных и  психика человека.

Существует огромная разница  между психикой человека и психикой самого высшего животного. “Язык” животных отличается от “языка” человека.

Животное может лишь подать сигнал своим собраться по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией. Человек с помощью  “языка” информирует других людей  о прошлом, настоящем, будущем, может  передавать им специальный опыт. Язык человеку дает возможность отдавать себе отчет в содержании большинства  чувственных впечатлений. Разница  в “языке” животных и человека определяет различие и в мышлении, так как чуждая отдельная психическая  функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспертами было показано, что высшим животным свойственно  лишь практическое мышление (обезьяны). Абстрактные способы мышления у  обезьян не наблюдал ни один исследователь.

Поведение человека характеризуется  способностью абстрагироваться (отвлекаться) от данной конкретной ситуации и предвидеть последствия.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет  их непосредственному впечатлению  от данной ситуации, способность же человека к абстрактному мышлению устраняет  его непосредственную зависимость  от данной ситуации.

Человек способен отражать не только непосредственные воздействия  среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости – сознательно.

Второе отличие человека от животного заключается в его  способности создавать и сохранять  орудия.

Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной  ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Например, обезьяна пользовалась палкой как орудием для подтягивания плода с дерева, но через какое-то время она может изгрызть ее.

Орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно.

Человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет. Человек  живет в мире относительно постоянных вещей, пользуется орудиями сообща с  другими людьми, заимствует опыт, используя  орудия у одних и передавая  его другим.

Третье отличие – в  чувствах.

 

Человек как высшее животное не остается “равнодушным” к происходящему  вокруг. Приметы и явления действительности могут вызвать у животных и  человека положительные или отрицательные  эмоции. Но только человек может  сопереживать горю и порадоваться с  другим человеком, только человек может  наслаждаться картинами природы  или испытывать интеллектуальные чувства  при осознании какого-либо жизненного факта.

Четвертое отличие психики  человека от животных заключается в  условиях их развития.

Развитие психики животного  мира шло по законам биологической  эволюции, а развитие человеческой психики, человеческого сознания подчиняется  законам исторического развития.

Животное и человек  имеют опыт, накопленный в виде интенсивных действий на определенного вида раздражитель. Они приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь.

Только человек присваивает  общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику. С  момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами  общения. Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность.

Общественные отношения  людей изменили биологические потребности  и породили новые. С развитием  предметов труда родилась и потребность  в них. Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества, формирования человеческих потребностей, развития человеческого сознания, не только отражающего, но и преобразующего мира.

18. Проблема локализации  психических функций. Концепция  А.Р. Лурия.

Проблема локализации  психических функций является одной  из основных исследуемых проблем  нейропсихологии. Изначально это проблема стояла буквально: как взаимосвязаны  различные психические процессы и морфологические зоны головного  мозга. Но четкие соответствия не были найдены. Существуют две точки зрения по данной проблеме:

1) локализационизм;

2) антилокализационизм. Локализационизм связывает каждый психический

процесс с работой определенного  участка головного мозга. Узкий локализационизм рассматривает психические функции как неразложимые на составные части и реализующиеся за счет работы узко локализованных участков коры головного мозга.

Против концепции узкого локализационизма говорят следующие факты:

1) при поражении различных  зон головного мозга происходит  нарушение одной и той же  психической функции;

2) результатом поражения  определенной зоны мозга может  стать нарушение нескольких разных  психических функций;

3) нарушенные психические  функции могут быть восстановлены  после повреждения без морфологического  восстановления травмированного  участка головного мозга.

Согласно концепции антилокализационизма:

1) мозг представляет собой  единое целое, и его работа  способствует развитию функционирования  всех психических процессов в  равной степени;

2) при поражении любого  участка головного мозга наблюдается  общее снижение психических функций  (при этом степень снижения  зависит от объема пораженного  мозга).

Согласно концепции эквипотенциальности отделов мозга все участки головного мозга одинаково участвуют в реализации психических функций. Таким образом, во всех случаях возможно восстановление психического процесса, если только количественные характеристики повреждения не превышают каких-то критических значений. Однако не всегда и не все функции могут быть восстановлены (даже при условии, что объем повреждения невелик).

В настоящее время основное направление в решении данной проблемы определяет концепция системной  динамической локализации психических  процессов и функций, которая  была разработана Л. С. Выготским и А. Р. Лурия. Согласно данной теории:

1) психические функции  человека представляют собой  системные образования, формирующиеся  на протяжении всей жизни, являются  произвольными и опосредованными  речью;

2) физиологическим основанием  психических функций считаются  функциональные системы, которые  взаимосвязаны с конкретными  мозговыми структурами и состоят  из афферентных и эфферентных  взаимозаменяемых звеньев.

19. Кора больших полушарий:  сенсорные, моторные зоны и  зоны планирования действий.

Кора больших полушарий  головного мозга или кора головного мозга — структура головного мозга, слой серого вещества толщиной 1,3—4,5 мм, расположенный по периферии полушарий большого мозга, и покрывающий их.

Сенсорные зоны

 Такие зоны имеются  в разных долях коры. Зона общей чувствительности находится в теменной доле, зрительная зона – в затылочной, а слуховая – в височной, вкусовая – в нижней части теменной доли, а обонятельная – в двух обонятельных луковицах, находящихся под большим мозгом.

Зона общей чувствительности расположена в извилине, идущей вдоль  роландовой борозды, в теменной доле и получает сигналы от рецепторов кожи.

 Повреждение всей этой  зоны или какой-либо ее части  приводит к блокаде сенсорных  сигналов от соответствующих  областей тела; в результате здесь  исчезают тактильные, температурные  и болевые ощущения, хотя внешние  стимулы продолжают возбуждать  рецепторы кожи и вызывать  поток импульсов в идущих от  них нервных путях.

Ассоциативная зона, находящаяся  в верхней части теменной области, отвечает за узнавание и восприятие стимулов, вызвавших ощущения на уровне теменной извилины.

Зона зрительной чувствительности расположена в затылочной доле вдоль  шпорной борозды, и информация, передаваемая каждой ганглиозной клеткой сетчатки, очень точно проецируется в разные ее точки.

 Затылочная зона каждого  полушария мозга получает информацию  от противоположной половины  поля зрения. Таким образом, в результате интеграции нервных сигналов от обеих сетчаток в мозгу воссоздается трехмерный образ предмета, изображения которого на правой и левой сетчатках несколько различны.

Зона слуховой чувствительности находится в височной области  коры. Каждая из двух височных долей  получает информацию, улавливаемую обоими ушами. Поэтому даже значительное повреждение  слуховой зоны не может привести к  глухоте, если оно, конечно, не затрагивает  обоих мозговых полушарий.

Вкусовая и обонятельная чувствительность локализованы в зонах, расположенных сравнительно недалеко друг от друга. Зона вкусовой чувствительности находится в основании восходящей извилины и отвечает за расшифровку нервных сигналов, приходящих от языка. Доминирующая у большинства животных зона обонятельной чувствительности редуцирована у человека до двух обонятельных луковиц[2].

Двигательные (моторные) зоны.

 Область, ведающая  производительными движениями, расположена  в извилине лобной доли, тянущейся  вдоль роландовой борозды. Выходящие из нее моторные волокна направляются в спинной мозг либо прямо, проходя в виде двух пучков через варолиев мост и продолговатый мозг (где перекрещиваются), либо непрямым путем – через мозжечок и различные ядра, ответственные за координацию движений.

 Ассоциативная зона, прилегающая  к моторной области, ответственна  за моторные автоматизмы, а  также за программирование и  координацию более сложных и  тонких движений[2].

Зона мышления и планирования действий

 Собственно говоря, зон,  где “рождаются” мысли, не  существует. В принятии даже самого  незначительного решения участвует  весь мозг. В действие вступают  разнообразные процессы, происходящие  как в различных зонах коры, так и в низших нервных центрах.

 В любой момент времени  наш мозг осведомлен о положении  тела в пространстве благодаря  той информации, которая поступает  в него по различным сенсорным  каналам. Эта информация, по-видимому, стекается в область, расположенную  на стыке трех долей мозга,  включающих главные сенсорные  зоны. Речь идет о так называемой  “дугообразной складке”, расположенной  в верхней части сильвиевой борозды, которая получает также нервные сигналы, передаваемые таламусом и различными ядрами.

Информация о работе Психология в социальной работе