Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 23:20, контрольная работа
Деловая беседа — это осмысленное стремление одного человека или группы людей посредством слова вызвать желание у другого человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы.
В современной трактовке деловые беседы означают устный контакт между партнерами (собеседниками), которые имеют необходимые полномочия со стороны своих организаций для их проведения и разрешения конкретных проблем.
Альтернативные решения. Суть этого подхода в том, что вы пред¬лагаете собеседнику альтернативные варианты решения вопроса. Важ¬но, чтобы оба варианта вас устраивали.
Ключевой вопрос. Ответы
на ваши вопросы в конце беседы
могут облегчить положение
В чем заключается преимущество переломного вопроса? Собесед¬ник постарается точно ответить на заданный вопрос, а его мысли в это время переключатся с решения, которое предстоит ему принять, т.е. он будет временно освобожден от психологического груза ответ¬ственности. В таком состоянии ему в дальнейшем легче бу¬дет принимать решение.
Все перечисленные методы косвенного ускорения принятия решения продуктивны сами по себе, а если их использовать комбинированно, то их эффектив¬ность будет еще выше.
Применяя эти методы, вы как бы заводите сво¬его собеседника в безобидный тупик. Он углубля¬ется в него и невольно приближается к окончательному решению.
Пример такой комбинации: «Давайте сейчас представим (гипотетический подход), что вы позна-комились с продукцией обеих наших фирм. Про¬дукция какой фирмы вам более всего подходит (по-этапное решение) — «Планеты» или «Меркурия» (альтернативное решение)? Что вы об этом думаете (ключевой вопрос)?
Заключительную часть выступления собеседник запоминает луч¬ше всего. Значит, последние слова оказывают на него наиболее сильное воздействие. В связи с этим рекомендуется записывать и заучивать наи¬зусть несколько последних предложений или хотя бы заключительное.
Другим признаком, свидетельствующим о том, что близится ко¬нец беседы, является изменение в поведении собеседника:
— он в расслабленном состоянии наклоняется вперед с выражени¬ем заинтересованности или, наоборот, разводит или сжимает руки;
— проявляет знаки дружеского отношения;
— слушает ваше выступление с выражением одобрения, иногда ки¬вая;
— снова перелистывает ваш проект, просматривая еще раз поме¬щенные в нем данные.
Рассмотрим теперь тактические приемы, которые способствуют прояснению обстановки при завершении беседы.
Если вы заметили, что собеседник морщит лоб в поисках подходя¬щего замечания, нужно попытаться узнать у него, с чем он не согласен, разумно применив технику вопросов. Пример: «Отвечает ли это вашим представлениям... Если нет, то почему?» Таким образом вы узнаете ис¬тинную причину сопротивления вашего собеседника.
Во всех случаях в конце беседы следует избегать альтернативных решений.
Переходить к принятию решения можно только тогда, когда вы достигнете полной договоренности с вашим собеседником.
Всегда следует быть готовым к слову «нет». Если собеседник сказал «нет», беседу заканчивать нельзя. У вас должны быть подго¬товлены варианты, которые позволят продолжить беседу и преодо¬леть это «нет».
Свободно обращайтесь к собеседнику с вопросом, согласен ли он с вашим решением.
Всегда ждите, чтобы собеседник сам согласился с вашими реше¬ниями.
Не проявляйте неуверенности при принятии решения. Если вы со¬мневаетесь в этот момент, то не удивляйтесь, если начнет сомневаться собеседник.
Всегда оставляйте в запасе один сильный аргумент, подтвержда¬ющий ваш тезис, на тот случай, если собеседник в момент принятия решения начнет колебаться. Опытные деловые люди никогда не допус¬кают неожиданности в конце деловой беседы. У них всегда в запасе есть отличный аргумент, с помощью которого они могут успешно ее завершить. Например: «Да, я забыл добавить: в случае неудачи мы все расходы берем на себя».
Тщательно следите за тем, чтобы всегда оставаться последователь¬ным с точки зрения истины. Пользуйтесь достоверными аргументами. С помощью полуправды можно вынудить собеседника на какое-то ре¬шение, но нельзя создать корректных и прочных деловых отношений.
Не отступайте, пока собеседник несколько раз отчетливо не по¬вторит слово «нет».
Не сдавайтесь на милость собеседника до тех пор, пока не испро¬буете все известные методы ускорения принятия решения.
Часто собеседники в конце беседы приводят сильные доводы, но забывают предварительно подготовить выводы из основных положе¬ний. В результате нечеткое завершение беседы резко снижает впечат¬ление от всего того, что было убедительно высказано ранее. Поэтому на подведение итогов в конце беседы следует обращать серьезное внимание.
Завершение беседы нельзя сводить только к простому повторе¬нию наиболее важных ее положений. Основные идеи должны быть сформулированы очень четко и кратко. Вы должны придать общему выводу легко усваива¬емую форму, т.е. сделать не¬сколько логических утвержде¬ний, полных смысла и значе¬ния. Всем присутствующим должна быть ясна и понятна каждая деталь обобщающего вы¬вода, не должно быть места лиш¬ним словам и расплывчатым форму¬лировкам. В обобщающем выводе должна преобладать одна основная мысль, изложенная чаще всего в виде не¬скольких положений, которые последовательно выражают ее в максимально сжатой форме. В письменном виде ЗАКЛЮЧЕНИЕ состоит из рубрик, каждая из которых представляет собой самостоятельный смысловой блок, хотя в целом они логически взаимосвязаны и представляют единство, кото¬рое в совокупности характеризует итоги проведенной беседы.
Заключение составляется на основе письменной записи всей бесе¬ды. Эта запись — чрезвычайно важный документ, в котором обязательно соблюдаются все необходимые формальности и указываются:
— фамилии, имена и отчества присутствующих, их должности (уро¬вень, ранг, постоянное место работы);
— продолжительность беседы;
— по чьей инициативе она состоялась.
Если автор записи беседы проводил ее сам, то он оформляет эту запись от своего собственного имени, но при этом опускает местоиме¬ние «я», т. е. использует безличные предложения. Партнер именуется в третьем лице, но местоимение «он» не используется. Употребляются слова «собеседник», «партнер», имя собственное. Если беседу вел ру¬ководитель, а запись беседы делалась кем-то другим, то руководитель делегации называется именем собственным.
Запись беседы должна быть лаконичной, но обязательно фикси¬руются цель беседы, обсуждаемые вопросы, позиции сторон, высказан¬ные соображения, возражения и достигнутые договоренности. Прото¬кольные моменты встречи в записи опускаются. Если во время беседы произошел обмен материалами или документами, то это обстоятель¬ство должно быть в записи обязательно отражено. Отражаются также факты получения или вручения памятных подарков.
7) Индивидуальная беседа характеризуется наличием диалога между двумя собеседниками. Целью проведения деловых индивидуальных бесед с уточнения позиции каждого участника взаимодействия, получение дополнительной информации о них, нахождение объяснения тем или иным их действиям.
Обычно деловые и
беседы «свободные» с двусторонним обменом информацией, происходит без специальной подготовки;
беседы, специально подготовленные и строго регламентированы.
Индивидуальная беседа
является одним из важнейших
и наиболее действенных
Основной задачей
Довольно распространенным
видом беседы является
Наиболее сложным видом индивидуальной беседы, требующей от психолога высокого уровня знаний, умений и навыков ее проведения, является экспериментальная беседа, которая может быть заключительным этапом социально-психологического изучения военнослужащего, когда психолог уже собрал и обобщил полученную другими методами информацию о военнослужащем, выработал несколько рабочих гипотез, характеризующих личность воина, и в беседе подтверждает одну из них. Правильно построенная беседа позволяет уточнить имеющиеся сведения, оценить те стороны личности, которые не удалось достаточно изучить с помощью применявшихся методов и тестов. В результате проведения этой беседы создается окончательный психологический портрет личности.
Любая индивидуальная
беседа не должна сводиться
к беспредметному разговору.
Одно из первых условий
высокой эффективности беседы
составляет тщательная
Другое требование беседы - ее непринужденность.
Необходимо позаботиться,
чтобы собеседование проходило
в спокойной и доверительной
обстановке, при отсутствии посторонних
лиц и не прерывалось. Все
вопросы должны быть простыми
и понятными, ставить их нужно
так, чтобы они способствовали
развертыванию целостного
Беседа не должна
вылиться в простой опрос.
Всю полученную информацию
об особенностях личности
В завершении беседы
целесообразно высказать
Различают следующие этапы индивидуальной беседы: начало, передача информации, аргументации, опровержения ораторов и принятия решения.
Поскольку успех в индивидуальной беседе значительной степени от контакгу, которая устанавливается между собеседниками, можно выделить следующие ее этапы: подготовка к беседе, установления контакта, ориентировка в ситуации и людях, обсуждение вопроса и принятие решения, выход из контакта. Такое деление на этапы четко определяет направленность в поиске способов и средств общение, правил проведения беседы.
Подготовка к беседе
При подготовке к индивидуальной
беседы анализируется ситуация, в
которой она будет происходить,
изучаются типовые и
Чаще всего во время проведения индивидуальной беседы, частности деловой, пытаются сразу же достичь цели, жестко ориентируясь на окончательный результат. Это ошибочный путь, поскольку игнорируется подготовительный этап беседы. И поэтому нередко разговор вроде происходит, но с самого начала уже запрограммирован ее отрицательный результат.
ГРУППОВАЯ БЕСЕДА - групповая форма трезвеннического воспитания, основанная на непосредственном общении между специалистом и группой лиц, на которую направлен воспитательный процесс; предусматривает как сообщение специалистом информации антинаркотического характера, так и обмен мнениями между собеседниками.
Характер групповой беседы зависит от цели, которую ставит перед собой специалист. Как и индивидуальная беседа, групповая беседа сочетает в себе информативную и репродуктивную направленность, которая предполагает наличие у данной группы лиц определенного уровня адекватных антинаркотических знаний и воспроизведение их. С целью стимулирования поисковой активности обучаемой группы лиц специалист может строить беседу эвристического характера.
Эвристическая беседа, в отличие от репродуктивной, требует не только воспроизведения знаний, но и осуществления частичного самостоятельного поиска решения проблемы, о которой идет речь. Таким образом беседа способствует повышению уровня знаний антинаркотического характера, укреплению имеющихся знаний, а также формированию творческого подхода к решению вопросов охраны и укрепления здоровья.
Групповые формы делового общения
Наряду с диалоговым
общением, существуют различные
формы группового обсуждения
деловых (служебных) вопросов. Наиболее
распространенными формами