Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:51, контрольная работа
Краткое описание
Психоло́гия наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов. Объединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы Включает в себя фундамента́льную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладну́ю психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практи́ческую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике
Монолог не терпит неправильного
построения фраз. Он предъявляет ряд требований
к темпу и звучанию речи.
Содержательная сторона монолога
должна сочетаться с выразительной. Выразительность
же создается как языковыми средствами
(умение употребить слово, словосочетание,
синтаксическую конструкцию, которые
наиболее точно передают замысел говорящего),
так и неязыковыми коммуникативными средствами
(интонацией, системой пауз, расчленением
произношения какого-то слова или нескольких
слов, выполняющим в устной речи функцию
своеобразного подчеркивания, мимикой
и жестикуляцией).
Письменная речь представляет
собой разновидность монологической речи.
Она более развернута, чем устная монологическая
речь. Это обусловлено тем, что письменная
речь предполагает отсутствие обратной
связи с собеседником. Кроме того, письменная
речь не имеет никаких дополнительных
средств воздействия на воспринимающего,
кроме самих слов, их порядка и организующих
предложение знаков препинания.
Внутренняя речь – это особый
вид речевой деятельности. Она выступает
как фаза планирования в практической
и теоретической деятельности. Поэтому
для внутренней речи, с одной стороны,
характерна фрагментарность, отрывочность.
С другой стороны, здесь исключаются недоразумения
при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя
речь чрезвычайно ситуативна, в этом она
близка к диалогической. Внутренняя речь
формируется на основе внешней.
Перевод внешней речи во внутреннюю
(интериоризация) сопровождается редуцированием
(сокращением) структуры внешней речи,
а переход от внутренней речи к внешней
(экстериоризация) требует, наоборот, развертывания
структуры внутренней речи, построения
ее в соответствии не только с логическими
правилами, но и грамматическими.
Информативность речи зависит,
прежде всего, от ценности сообщаемых
в ней фактов и от способности ее автора
к сообщению.
Понятность речи зависит, во-первых,
от ее смыслового содержания, во-вторых,
от ее языковых особенностей и, в-третьих,
от соотношения между ее сложностью с
одной стороны, и уровнем развития, кругом
знаний и интересов слушателей – с другой.
Выразительность речи предполагает
учет обстановки выступления, ясность
и отчетливость произношения, правильную
интонацию, умение пользоваться словами
и выражениями переносного и образного
значения.
Очень часто, при поступлении
в школу, именно неразвитая внутренняя
речь и
регулирующая функция речи
становятся причиной плохого поведения
и учебы. И здесь не
имеет значения интеллектуальное
развитие ребенка. Ребенок может посещать
до школы
множество курсов, знать названия
стран и материков, уметь считать до 100,
но если не
развита регулирующая функция
речи и внутренняя речь, то проблемы в
школе
обеспечены.
18. соотношение
мышления и речи
Однако мышление и речь имеют
разные генетические корни. Первоначально
они выполняли различные функции и развивались
отдельно. Исходной функцией речи была
коммуникативная функция. Сама речь как
средство общения возникла в силу необходимости
разделения и координации действий людей
в процессе совместного труда. Вместе
с тем при словесном общении содержание,
передаваемое, речью, относится к определенному
классу явлений и, следовательно, уже тем
самым предполагает их обобщенное отражение,
т. е. факт мышления. Вместе с тем такой,
например, прием общения, как указательный
жест, никакого обобщения в себе не несет
и поэтому к мысли не относится.
В свою очередь есть виды мышления,
которые не связаны с речью, например,
наглядно-действенное, или практическое,
мышление у животных. У маленьких детей
и у высших животных обнаруживаются своеобразные
средства коммуникации, не связанные с
мышлением. Это выразительные движения,
жесты, мимика, отражающие внутренние
состояния живого существа, но не являющиеся
знаком или обобщением. В филогенезе мышления
и речи отчетливо вырисовывается доречевая
фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная
фаза в развитии речи.
Л. С. Выготский полагал, что
в возрасте примерно около 2 лет, т. е. в
том. который Ж. Пиаже обозначил как начало
следующей за сенсомоторным интеллектом
стадии дооперационного мышления, в отношениях
между мышлением и речью наступает критический
переломный момент: речь начинает становиться
интеллектуализированной, а мышление
— речевым.
Признаками наступления этого
перелома в развитии обеих функций являются
быстрое и активное расширение ребенком
своего словарного запаса (он начинает
часто задавать взрослым вопрос: как это
называется?) и столь же быстрое, скачкообразное
увеличение коммуникативного словаря.
Ребенок как бы впервые открывает для
себя символическую функцию речи и обнаруживает
понимание того, что за словом как средством
общения на самом деле лежит обобщение,
и пользуется им как для коммуникации,
так и для решения задач. Одним и тем же
словом он начинает называть разные предметы,
и это есть прямое доказательство того,
что ребенок усваивает понятия. Решая
какие-либо интеллектуальные задачи, он
начинает рассуждать вслух, а это, в свою
очередь, признак того, что он использует
речь уже и как средство мышления, а не
только общения. Практически доступным
для ребенка становится» значение слова
как таковое.
Но эти факты есть признаки
только лишь начала настоящего усвоения
понятий и их использования в процессе
мышления и в речи Далее этот процесс,
углубляясь, продолжается еще в течение
достаточно длительного времени, вплоть
до подросткового возраста. Настоящее
усвоение научных понятий ребенком происходит
относительно поздно, примерно к тому
времени, к которому Ж. Пиаже от стадии
формальных операций, т. е. к среднему возрасту
от 11—12 до 14—15 лет. Следовательно, весь
период развития понятийного мышления
занимает в жизни человека около 10 лет.
Все эти интенсивной умственной работы
и учебных занятий уходят на усвоение
ребенком важнейшей для развития как интеллекта,
так и всех других психических функций
и личности в целом категории понятия.
«Первое слово ребенка по своему
значению как целая фраза. То, что взрослый
выразил бы в развернутом предложении,
ребенок передает одним словом. В развитии
семантической (смысловой) стороны речи
ребенок начинает с целого предложения
и только затем переходит к использованию
частых смысловых единиц, так и как отдельные
слова. В начальный и конечный моменты
развитие семантической и физической
(звучащей) сторон речи идет разными как
бы противоположными путями. Смысловая
сторона речи разрабатывается от целого
к части, в то время как физическая ее сторона
развивается от части к целому, от слова
к предложению».
Грамматика в становлении речи
ребенка несколько опережав логику. Он
раньше овладевает в речи союзами «потому
что», «несмотря на», «так как», «хотя»,
чем смысловыми высказываниями соответствующими
им. Это значит, писал Л. С. Выготский, что
движение семантики и звучания слова в
овладении сложными синтаксическими структурами
не совпадают в развитии.
Еще более отчетливо это несовпадение
выступает в функционировании развитой
мысли: далеко не всегда грамматическое
и логическое содержание предложения
идентичны. Даже на высшем уровне развития
мышления и речи, когда ребенок овладевает
понятиями, происходит лишь частичное
их слияние.
«Очень важное значение для
понимания отношения мысли к слову имеет
внутренняя речь. Она в отличие от внешней
речи обладает особым синтаксисом, характеризуется
отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью.
Превращение внешней речи во внутреннюю
происходит по определенному закону: в
ней в первую очередь сокращается подлежащее
и остается сказуемое с относящимися к
нему частями предложения».
Основной синтаксической характеристикой
внутренней речи является предикативность.
Ее примеры обнаруживаются в диалогах
хорошо знающих друг друга людей, «без
слов» понимающих, о чем идет речь в их
«разговоре». Таким людям нет, например,
никакой необходимости иногда обмениваться
словами вообще, называть предмет разговора,
указывать в каждом произносимом ими предложении
или фразе подлежащее: оно им в большинстве
случаен и так хорошо известно. Человек,
размышляя во внутреннем диалоге, который,
вероятно, осуществляется через внутреннюю
речь, как бы общается с самим собой. Естественно,
что для себя ему тем более не нужно обозначать
предмет разговора.
Основной закон развития значений
употребляемых ребенком в общении слов
заключается в их обогащении жизненным
индивидуальным смыслом. Функционируя
и развиваясь в практическом мышлении
и речи, слово как бы впитывает в себя все
новые смыслы. В результате такой операции
смысл употребляемого слова обогащается
разнообразными когнитивными, эмоциональными
и другими ассоциациями. Во внутренней
же речи — и в этом состоит ее главная
отличительная особенность — преобладание
смысла над значением доведено до высшей
точки. Можно сказать, что внутренняя речь
в отличие от внешней имеет свернутую
предикативную форму и развернутое, глубокое
смысловое содержание.
19. Понятие о
личности в психологии. направленность
личности.
Личность — это психологический
облик человека как дееспособного члена
общества, сознающего свою роль в нем.
Психологический облик складывается
из врожденных задатков и опыта, определяющих
своеобразие протекания психических процессов
и состояний, ставших под влиянием направленности
личности не только ее отдельными свойствами,
но и общими качествами: характером и способностями.
Дееспособность, как главнейшая
из черт личности, обусловливается тем,
что она проявляется и формируется в процессе
направленной деятельности личности совместно
с окружающими людьми, в постоянном общении
с ними.
Сознание своей роли в обществе
определяется участием в общественных
делах, оценкой полезности этого участия
окружающими и самооценкой результатов
своей деятельности.
Характеризуя направленность
личности в целом, нужно обращать внимание
на следующие ее общие качества.
Уровень — это общественная
значимость направленности человека.
Только общественно значимые цели, побуждающие
его к деятельности, могут обеспечивать
высокий уровень направленности его личности
и тем положительно влиять на другие ее
качества. В общественной направленности
человека проявляется его моральный облик.
Высокий уровень общественной направленности
называют идейностью личности, формируемой
в процессе коммунистического воспитания.
Широта направленности не должна
становиться дилетантством, разбросанностью,
когда человек необоснованно начинает
считать себя всезнайкой. Среди широкой
направленности, большого круга интересов
должен быть центральный, главный, интерес,
направленный на профессиональную деятельность,
выполняемую личностью.
Для учащегося — это совершенствование
производственного мастерства.
Интенсивность направленности
связана с ее эмоциональной окраской.
Она может иметь весьма большой диапазон
выраженности, колеблясь от смутных, нечетких
влечений, через осознанные желания и
активные стремления до полной убежденности.
Устойчивость направленности
личности характеризуется ее протяженностью
во времена. Это качество направленности
личности в первую очередь связано с настойчивостью
как проявлением воли.
Действенность направленности
личности определяет активность реализации
целей направленности в деятельности.
В основе направленности человека
лежат его потребности. Биологические
— отражающие нужду его организма в еде,
воздухе, воде и тепле. Исторически сложившиеся
в человеческом обществе материальные
потребности: пища, одежда, жилье. И духовные:
познавательные, моральные и эстетические,
творческие.
Потребности тесно связаны с
эмоциями; так, слабо выраженные потребности
связаны с влечениями. С них начинается
иерархия форм направленности личности.
Влечение — малодифференцированное,
смутное стремление, направленное на какой-либо
предмет или действие вследствие той или
иной маловыраженной потребности. Для
влечения характерно отсутствие четко
понимаемой, осознанной цели.
Желание — более высокая форма
направленности, при которой человек осознает
то, к чему он стремится, т. е. цель своего
стремления.
Интерес — еще более высокая
и осознанная форма направленности на
предмет, однако являющаяся только стремлением
к его познанию.
Склонность — стремление к определенной
деятельности. На основе интересов и склонностей
формируются идеалы.
Идеал — форма направленности,
воплощенная в определенном, конкретном
образе, на который человек, имеющий данный
идеал, хочет походить. Мерилом и образцом
для советских людей всегда служит образ
великого Ленина.
Мировоззрение — это система
взглядов, представлений и понятий о мире,
его закономерностях, об окружающих человека
явлениях, природе и обществе. Мировоззрение
каждого конкретного человека определяется
в конечном счете его общественным бытием,
поэтому оценивать его надо прежде всего
в сопоставлении с коммунистическим мировоззрением.
В противоположность активному существует
пассивное мировоззрение, называемое
миросозерцанием.
Сочетание мышления и воли в
поступках человека приводит к переходу
мировоззрения в убеждения как высшую
форму направленности личности. Мировоззрение
и убеждения учащегося определяют его
моральные качества.
Мораль — понятие, обобщающее
отражения в общественном и индивидуальном
сознании нравственных явлений. Моральные
свойства личности, моральные убеждения,
моральные чувства — отражение нравственных
норм и вместе с тем регулятор нравственных
поступков данной личности. Нашему обществу
свойственна коммунистическая мораль,
лежащая в основе коммунистического воспитания.
Моральные качества весьма отчетливо
проявляются, в совести личности. Совесть
— нравственная самооценка человеком
своих поступков. Спокойная совесть, угрызения
совести — эти чувства возникают у человека
при сравнении своих поступков с принятыми
v им нравственными принципами и нормами
поведения. Надо различать учащихся, морально
невоспитанных и неправильно морально
воспитанных, аморальных.
Бессовестный в точном смысле
этого слова — человек, знающий нравственные
нормы общества, в котором он живет, считающий
их правильными, но только для других,
а не для себя, и потому не испытывающий
угрызений совести при самооценке своих
поступков, противоречащих известным
ему нравственным нормам. В отличие от
бессовестного безнравственный не считает
эти нормы обязательными ни для себя, ни
для других, хотя теоретически знает их.
Совесть тесно связана со стыдом.
Стыд — это моральное чувство, переживаемое
как унижение, тягостное беспокойство,
неудовлетворенность собой, сожаление
о совершенном поступке и осуждение его.
Стыд может возникнуть и при воспоминании
о содеянном, причем как «за себя», так
и «за других». Чувство стыда наиболее
отчетливо проявляется в застенчивости
как черте личности, определяемой повышенной
стыдливостью, а отсутствие его — в бесстыдности.
Моральный облик человека раскрывается
в его поступках. Иногда одного поступка
достаточно, чтобы увидеть моральный облик
учащегося. Но, как правило, он раскрывается
только в сопоставлении поступков, совершаемых
в различных областях деятельности.
Эти объективные отношения,
отражаясь сознанием, принимают форму
отношения как свойства сознания, как
психического явления, входящего в структуру
всех форм направленности. Отношения личности
группируются в ряд форм, имеющих иерархию
(...)
Они более всего определяют
характер, но могут быть и относительно
мало выраженными свойствами личности,
еще не ставшими чертами характера.
По отношениям человека к другим
людям, к коллективу, к обществу выделяют
такие черты личности, как общительность,
или широкая и поверхностная или избирательная,
и противоположная ей замкнутость, могущая
быть результатом безразличного отношения
к людям или недоверия к ним, но, возможно,
являющаяся и следствием глубокой внутренней
сосредоточенности, откровенность и противоположная
ей скрытность, а также чуткость, товарищество,
и вежливость и коллективизм, обеспечивающий
правильные взаимоотношения как в учебе,
так и в совместном выполнении производственных
и общественных обязанностей.
По отношениям человека к самому
себе выделяют чувство собственного достоинства,
правильно понимаемую гордость и связанную
с ней самокритичность, скромность и противоположное
ей самомнение, иногда переходящее в наглость,
тщеславие, заносчивость, обидчивость,
застенчивость (иногда бывающую результатом
большой скромности, а иногда большого
самолюбия), эгоцентризм (склонность рассматривать
в центре событий себя и свои переживания),
эгоизм (склонность заботиться преимущественно
о своем личном благе).
По отношениям человека, к своему
делу и труду выделяют прежде всего инициативность,
настойчивость, трудолюбие (и противоположную
ему лень), любовь к преодолению трудностей
(и, наоборот, боязнь трудностей), добросовестность,
аккуратность, которые в их обобщенном
положительном проявлении представляют
собой коммунистическое отношение к труду.
По отношению к труду учащихся
можно разделить на деятельных и бездеятельных.
Для первых типичны активность, целеустремленность,
настойчивость. Для вторых — пассивность,
созерцательность. Но иногда бездеятельность
личности объясняется (но отнюдь не оправдывается)
глубокой внутренней противоречивостью
человека, еще не «определившегося», не
нашедшего своего места в жизни, в коллективе
и, следовательно, еще плохо воспитанного.
Вся гамма отношений личности
(...) не остается у каждого «при себе», а,
взаимодействуя с отношениями других
личностей в группе, образует сложную
систему межличностных отношений. Последние
так и должны изучаться — через отношения
личностей.
20. Понятие
об устойчивости личности.
Устойчивость личности - это сохранение последовательности
действий личности и предсказуемость
её поведения.