Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 22:37, реферат
Медицинская психология соответственно этому изучает:
а) психические проявления различных болезней в их динамике; б) роль психики в возникно-вении, течении и предупреждении болезней и в гигиенических мероприятиях; в) влияние различных болезней на психику; г) нарушения развития психики; д) принципы и методы психологического исследования в клинике.
Предмет, задачи и значение медицинской психологии
Медицинская психология является как областью медицины, так и областью психологии. Медицинская психология изучает вопросы теории и практики медицины, которые связаны с психологией, и вопросы психологии больных людей, имеющие отношение к задачам диагностики, лечения и профилактики болезней. Она разрабатывает вопросы о роли и месте психических особенностей личности в предупреждении, возникновении, течении и лечении болезней, в деле укрепления и сохранения здоровья людей.
Основными общими разделами медицины, значимыми для всякого рода заболеваний, являются: а) проявления болезней; б) их причины и происхождение (этиология и патогенез); в) лечение и уход за больными; г) предупреждение болезней и тесно связанная с этим гигиена как наука об укреплении здоровья, развитии и укреплении сопротивляемости организма болезнетворным факторам.
Медицинская психология соответственно этому изучает:
а) психические проявления различных болезней в их динамике; б) роль психики в возникно-вении, течении и предупреждении болезней и в гигиенических мероприятиях; в) влияние различных болезней на психику; г) нарушения развития психики; д) принципы и методы психологического исследования в клинике.
Особое место в разработке теоретических вопросов медицинской психологии занимают такие важнейшие проблемы методологического значения, как соотношение мозга и психики, организма и психики.
Норма и патология в психике. Болезненно измененная психика отличается от нормальной количественно и качественно. Например, эмоции могут быть у одних здоровых людей сильней и глубже выражены, у других – слабей и поверхностней; но чрезмерная слабость эмоций или чрезмерная сила их в действиях и поступках делают человека не адекватным требованиям жизни, не приспособленным к ней, и являются признаком патологического состояния личности.
Особая важность и трудность проблемы различения нормы и патологии психики обнаруживается в области ранней диагностики психических заболеваний и в области так называемых пограничных состояний. Здесь имеют в ряде случаев известное значение средние статистические величины, подобно характеризующим норму в соматической медицине показателям кровяного давления, пульса, температуры, обмена. В области нервно-психической такими показателями являются скрытый период психомоторных реакций, некоторые качественные и количественные характеристики уровня умственного развития. Эти величины динамичны в том смысле, что они изменяются с изменением условий. Кроме того, варьируя в разные моменты у одного и того же индивида, они в своих колебаниях дают основание для суждения об их нормальности или патологичности.
Нормы времени восприятия также динамичны, как, например, колебания кровяного давления у здоровых. Сложный вопрос о нормах умственного развития имеет значение для оценки здоровья и болезни. Особенно важен этот вопрос в отношении динамики психического развития. Этот процесс сложен и многосторонен. Поэтому умственное развитие определяется по разным показателям, каждый из которых сам по себе имеет относительное значение. Так, одним из ранних показателей умственного развития ребенка является начало речи, которая нормально возникает в конце первого года. Весьма важным показателем является ответ на вопрос, в каком возрасте начаты счетные операции (разумеется, в условиях, где ребенок мог выучиться считать). Способность к образованию правильных понятий возникает и развивается в процессе обучения в школе. При этом может обнаружиться быстрый, медленный и патологически замедленный темп, а также качественные нарушения развития. Здесь примерные нормы определяются в связи с возрастом. Что касается вопроса о нормальных и патологических свойствах характера, то для их определения количественные показатели наименее применимы и существенными здесь являются главным образом качественные характеристики, выявляющие нормальные типологические варианты и их крайние отклонения, свидетельствующие о патологии.
В рамках количественных показателей нормы существуют типические варианты, тяготеющие к той или иной крайности. Так, в области психомоторных актов отмечаются более медленные или более быстрые реакции. Эти типы реакций давно отмечены у здоровых. Однако в патологии резкое изменение реакций в сторону замедления характерно для меланхолического угнетения или для гипотиреоидного притупления и некоторых других патологических состояний. Ускорение реакций само по себе не характеризует патологии, но их ускорение при снижении их качества, т. е. при увеличении числа ошибок, характеризует патологию. Так, в гипоманиакальном состоянии время реакции различения или выбора может превышать обычную быстроту, но количество ошибок при этом велико. При складывании чисел – число сложений в минуту у больных, страдающих возбудимой формой истерии, повышено, но также повышено количество ошибок, при пассивноастенической форме истерии снижено и количество и качество. При психастении количественно продукция низка, а качество ее, за исключением астено-абулических форм, обычно достаточно высокое.
Однако основным в определении патологического состояния личности является нарушение интегральной способности адекватно разрешать жизненные задачи и социально адекватно вести себя. Одну из важнейших задач медицинской психологии составляет выявление особенностей и соотношения в личности разума и чувств.
Чем более сложна поставленная перед личностью задача, тем, разумеется, более возрастают требования к интеллекту. В основном, мы понимаем под интеллектом способность субъекта ставить и решать новые задачи. Эта способность отличает интеллект от инстинкта как врожденной формы поведения, как системы безусловных рефлексов. Однако решение жизненных задач требует не только достаточного интеллекта, но и волевых и эмоциональных качеств: способности к усилию и стойкости, увлеченности делом, самообладания, уравновешенности, самоконтроля, целеустремленности. Согласованность различных сторон нервно-психической деятельности обеспечивает адекватность реакций жизненным условиям и способность разрешать жизненные задачи. Эта способность иногда у человека односторонне и неправильно определяется только как приспособляемость к требованиям и условиям жизни. Между тем она дает человеку возможность не только приспособляться к среде, но и господствовать над ней. Жизненная адекватность проявляется как в отдельных чертах личности, например, в достаточных интеллектуальных и волевых качествах, так и во взаимоотношении качеств интеллекта, воли, воображения, памяти, эмоции и т. п. Непропорциональность, противоречивость свойств является частным признаком патологических личностей – психопатов.
Наука и практика вырабатывают представления о нормальном состоянии как отдельных систем организма и психики, так и организма, психики и личности в целом. Нужно при этом заметить, что понятие нормы психического здоровья это не только биологическое, но и социальное понятие. Поэтому в характеристику психического здоровья входит оценка не только силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов, но и способности к волевому усилию и волевой стойкости, динамики интересов, особенностей общения и взаимоотношения с людьми.
Именно учитывая это, можно правильно ориентироваться в сложном вопросе определения и разграничения нормы и патологии личности и поведения человека, что является важной задачей медицинской психологии.
Учение о болезненных изменениях психики и личности в целом – одна из важнейших областей медицинской психологии. Вместе с тем, оно входит в общую часть психиатрии и психопатологии, которая связывает психиатрию с медицинской психологией.
Медицинская психология и психопатология. Здесь можно условно разграничить два очень близких понятия, относящиеся к медицине, – психопатологию, в основном как раздел психиатрии, и патопсихологию, в основном как раздел медицинской психологии.
Психопатология – это общее учение о патологии психики, ее болезненных изменениях, прежде всего выраженных в клинике психозов.
Медицинская же психология изучает главным образом особенности изменения у больных процессов и состояний, присущих и здоровой психике (восприятие, мышление и пр.). Патопсихология, как часть медицинской психологии, это психология человека в связи с его болезнью, изучение психики больного не только в ее болезненных изменениях, но и в сохранных ее сторонах. Патопсихологическое исследование – исследование, наиболее опирающееся на психологическую теорию и психологические методы.
Те или иные изменения психики отмечаются не только при душевных заболеваниях и при неврозах и психопатиях, но и в неврологической клинике и при ряде соматических заболеваний.
Среди вопросов медицинской психологии видное место занимает вопрос об особенностях личности, имеющий существенное значение для возникновения и течения болезни и лечения больного. Такие свойства личности, как бодрость, оптимизм, самообладание, идейная целенаправленность, могут способствовать предотвращению болезни, облегчению и преодолению ее. Психические травмы, психическое напряжение могут ухудшать состояние больного, отрицательно влиять на течение болезни. Это также является предметом исследования медицинской психологии.
Учитывая сказанное, необходимо признать общемедицинское значение медицинской психологии. Это также отличает медицинскую психологию от так называемой патопсихологии, с одной стороны, от психопатологии, с другой. Вместе с тем неправильно было бы недоучитывать близость, а иногда и перекрещиваемость медицинской психологии и психопатологии.
Врачу надо уметь всесторонне обследовать не только организм, но и личность больного. Это умение опирается на большой медико-психологический опыт клиницистов и на психологическую теорию, а не на одно лишь знание соматической стороны болезни.
Врачу любой специальности важно знать особенности личности больного, особенности психики ребенка и пожилого человека. Эти знания устанавливаются рядом дисциплин, в том числе и медицинской психологией.
Психология и этиология заболеваний. Роль психологического исследования велика в дифференциальной диагностике ряда заболеваний, в первую очередь в диагностике заболеваний, обусловленных болезненным изменением вещества мозга и психогенных, т. е. обусловленных психическими причинами, заболеваний.
При очаговых заболеваниях мозга важнейшее значение имеет проблема локализации очага поражения. Хотя роль психологического исследования при этом несомненна, но обычно психологическая сторона очаговых заболеваний изучалась до последнего времени главным образом невропатологами и психиатрами, что на стадии первоначального накопления фактов удовлетворяло запросы клиники. Сейчас же проблема локализации очага в мозгу и тесно связанная с этим проблема его влияния на функциональные системы все больше изучается с привлечением психологических знаний, психологических методов исследования. Соответствующий раздел медицинской психологии некоторые авторы обозначают как невропсихологию.
Другой крупный теоретический вопрос, имеющий и большое практическое значение, это вопрос о соотношении психики и организма. Эта важная проблема в капиталистических странах разрабатывается представителями так называемого психосоматического направления в медицине. Но это направление основывается на псевдонаучных положениях фрейдизма, требующих критического преодоления.
Наша медицинская психология должна сыграть большую роль в развитии материалистического учения о психосоматических отношениях. Сюда входят вопросы о влиянии психики на организм и отдельные органы и о влиянии нарушений в различных органах на мозг и психику. При заболеваниях отдельных органов нередко возникают некоторые изменения психики. Так, например, изменение деятельности мозга часто наступает при болезнях щитовидной железы, вплоть до развития психоза, который в таком случае называется тиреотоксическим. Изменение психики при этом представляется вторичным, т. е. Последствием первичного изменения организма, влиянием этого изменения на мозг.
Болезненное состояние мозга может вызываться не только нарушением деятельности органов внутренней секреции, как, например, щитовидной железы, околощитовидных желез, надпочечников, гипофиза, но и других органов – сердца, почек, печени, желудка и кишечника. Их заболевания могут повлечь за собой изменения функционального состояния мозга и расстройства психической деятельности, которые в таких случаях называются соматогенными, или соматогениями. Соматогения нередко выражается незначительными психическими изменениями, больше относящимися к сфере психологии, чем психопатологии.
С другой стороны, психические потрясения, иначе называемые психическими травмами, психические перенапряжения, разочарования в жизни, потеря близких и цели в жизни в результате тех или иных неблагоприятно сложившихся обстоятельств могут явиться болезнетворными или патогенными моментами. В таких случаях психические переживания играют роль причины, вызывающей болезненное психическое, а также и физическое (соматическое) состояние.
Эти психические причины многообразны. Наиболее значимыми и частыми являются отрицательные эмоции, связанные с нарушенными взаимоотношениями людей. Например, враждебные взаимоотношения, обусловленные ими действия, такие, как оскорбление, физическое и моральное насилие, моральные конфликты, издевательство над человеком, травля его, порождают эмоциональные состояния гнева, страха, угнетения, возмущения и т. д. Объективно – это иногда случайно сложившиеся обстоятельства: например, смерть близкого, потеря работы или положения, утрата имущества, там, где оно играет важную роль, увечье, особенно там, где оно создает серьезную угрозу существованию. Все это представляет обстоятельства, в которых значительную или главную роль играет тяжелое переживание, которое может стать причиной болезни, называемой психогенной, или психогенией.