Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 00:48, контрольная работа
Цель исследования: определение особенности развития психологии как науки и ее взаимосвязи с другими точными и гуманитарными науками.
Тайна человеческой личности занимала умы многих ученых (да и не только их) не одно столетие. Наверное, сколько живет на свете человек, столько он пытается разобраться в себе самом и в том, что происходит с окружающими его людьми.
4. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. До второй половины Х1Х в. психология в основном использовала методы самонаблюдения (интроспекции), умозрительные рассуждения, наблюдение за поведением других людей [5]. Важную положительную роль в истории психологии сыграли анализ и разумное обобщение жизненных фактов. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики. |
В настоящее время ученые используют в своей работе комплекс методов исследования, который состоит, как правило, из нескольких блоков методик. Комплексы своих методик имеет возрастная психология, дифференциальная психология, социальная психология и др. При этом методики перекликаются друг с другом, одна отрасль психологической науки использует методики других отраслей психологии и пограничных с психологией наук.
Общая психология в основном использует
методы, необходимые для изучения
когнитивных процессов и
Основные методы психологических исследований их варианты, применяемые для сбора первичных данных (Таблица 1)[1]:
Таблица 1
Основной метод |
Вариант основного метода |
Наблюдение |
Внешнее (наблюдение со стороны) |
Внутреннее (самонаблюдение) | |
Свободное | |
Стандартизированное | |
Включенное | |
Стороннее | |
Опрос |
Устный |
Письменный | |
Свободный | |
Стандартизированный | |
Тесты |
Тест-опросник |
Тест-задание | |
Проективный тест | |
Эксперимент |
Естественный |
Лабораторный | |
Моделирование |
Математическое |
Логическое | |
Техническое | |
Кибернетическое | |
Дифференциальная психология использует методы для изучения индивидуальных различий людей. Так, например, метод близнецов, получил широкое применение. При помощи его исследуются сходство и различие между гомозиготными и гетерозиготными близнецами и делаются выводы, позволяющие приблизиться к решению одной из важнейших проблем возрастной психологии - об органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.
Социальная психология изучает межличностные отношения в группах - применяя для этого методы социально-психологические методы (наблюдение, опрос, социально-психологический эксперимент, социометрические методы). [16]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все вместе взятые психические явления, которые субъективно представлены в виде ощущений, образов, внимания, памяти, воображения, мышления, речи, способностей, воли, характера, потребностей, чувств, иногда обобщенно называют словом «психика». К психическим явлениям, изучаемым психологией, кроме тех, которые встречаются у отдельных людей, относят также явления, возникающие в процессе взаимодействия людей в группах или массах.
Есть две основные, фундаментальные,
взаимно дополняющие друг друга
области психологических
В системе наук психология занимает достойное место. Психология и философия, медицина, математика, физика, история, социология, педагогика взаимно дополняют друг друга, используют одни и те же методы, приемы и предмет изучения (человека и общественные явления).
Психологические науки можно разделить на две большие группы: фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки представляют основную систему явлений, методов их исследования и законов. Прикладными называют отрасли науки, в которых изучаются психика и поведение человека в различных видах деятельности и достижения которых могут быть использованы в практике.
Среди отраслей психологии наиболее известны: общая психология и практическая психология. Направления практической психологии делятся на: психоаналитическое, бихевиористическое (поведенческое) и гуманистическое.
Социально-психологические
Методы опроса применяют на разных стадиях исследования как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами. Умелое применение методов опроса (беседы, анкетирования, интервью) может дать весьма ценные результаты для дальнейшего уточнения изучаемых свойств, выдвижения новых гипотез.
Тесты, т. е. более или менее
Основное достоинство метода наблюдения состоит в том, что его проводят в естественной ситуации; оно не изменяет обычного поведения наблюдаемых лиц. Наблюдение можно вести как за одним человеком, так и за группой лиц. Недостатком метода наблюдения является его значительная трудоемкость, то, что наблюдения и фиксации единичных проявлений психических свойств недостаточно для надежных выводов. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что исследователь может специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых экспериментатором внешних условий. Это преимущество экспериментального метода объясняет его широкое применение в психологии. Основная масса эмпирических факторов в психологии получена экспериментальным путем. [8]
Таким образом, психология как наука имеет историю, предмет, приемы и методы, научную базу. Она является частью научного знания и практики.
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выгодский Л.С. Психология / М.: ЭКСМО - Пресс 2000.
2. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М.: Прогресс, 1997.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций М., 1988 г.
4. Гоноболин Ф.Н. Психология Москва 1986.
5. Горшков М.К., Шегери Ф.Э. Как провести социологическое исследование. - М.: Политиздат, 1985.
6. Иванов И.И., Асеев В.Г. Методология и методы психологического исследования//Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1969.
7. Кузин В.С. Психология / под ред. Б.Ф.Ломова.Учебник.М.: Высш. школа,1982.
8. Методы психологических исследований// Курс общей психологии. - М.: просвещение, 1992. - Вып. 1.
9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для вузов: в 3 т. - Т. 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.
10. Немов Р.С. Общие основы психологии, Москва, 1994
11. Практикум по общей психологии: Учебное пособие/ Под ред. А.И.Щербакова. - М.: Просвещение, 1990.
12. Психологическая диагностика: проблемы и исследования. - М., 1981.
13. Психологический словарь/ Под ред. В.П.Зинченко. - М.: Педагогика-Пресс, 1997.
14. Рогов Е.Н. Психология человека, Москва, 1999
15. Романова В.Я. Психология - М. изд-во МГУ, 1982 г
16. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - СПб изд. «Питер» 1999.