Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 00:23, контрольная работа
Целью моей контрольной работы является раскрыть психологию как науки и рассмотреть исторические этапы развития психологии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Основные направления западной психологии XX в. и их виднейшие представители;
2. Анализ ведущих положений гуманистической психологии;
3. Направление бихевиоризм и его основной метод.
Введение___________________________________________________ 3стр.
1. Основные направления западной психологии XX в. и их виднейшие представители________________________________________________5стр.
2. Анализ ведущих положений гуманистической психологии_______13стр.
3. Тест._____________________________________________________ 17стр.
Заключение__________________________________________________19стр.
Список используемой литературы_______________________________20стр.
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово-
Финансово – кредитный факультет
Кафедра философии и социологии
Контрольная работа
по дисциплине «Психология и педагогика»
на тему «Психология как наука. Исторические этапы развития психологии»
Работа выполнена : Бородкина Кристина Владимировна
Воронеж 2011г.
Содержание:
Введение______________________
1. Основные направления западной психологии
XX в. и их виднейшие представители_________________
2. Анализ ведущих положений гуманистической психологии_______13стр.
3. Тест._________________________
Заключение____________________
Список используемой
литературы____________________
Введение.
Человеческая психика сложна и многообразна. С древних времен философы пытались проникнуть в ее глубины. От простого люди приходили к сложному постепенно. Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат - наука психология.
Психология – наука о мыслительных процессах и поведении людей и животных в их взаимодействии с окружающей средой. Психологи изучают процессы чувственного восприятия, мышления, обучения, познания, эмоции и мотивации, личность, ненормальное поведение, взаимодействие между людьми и их отношения с окружающей средой. Эта сфера тесно связана с такими дисциплинами, как антропология и социология в их ударении на социальные и природные виды влияния поведения; физикой – с ее объяснениями зрения, слуха и прикосновения; биологией – по части изучения психологической основы поведения.
Раньше психологи считали, что у человека есть только сознание, и ему подвластно все его действия. Сознание определяет желания, мотивацию поступков человека, и т. д. Так считали представители классической психологии.
Но время не стояло на месте, оно требовало новых открытий, новых ответов на старые вопросы. Еще древние философы пытались объяснить, откуда берутся сны, что они означают, почему человек мечтает, делает оговорки, описки, каким образом у человека происходит автоматизация движений? На эти и некоторые другие вопросы “всемогущее” сознание ответить было не в силах. И тогда на сцену вышло бессознательное, как своеобразная копилка всех тайных и вытесненных желаний и мыслей человека. Сознанию недоступно бессознательность, они сосуществуют отдельно, как бы по соседству.
Целью моей контрольной работы является раскрыть психологию как науки и рассмотреть исторические этапы развития психологии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Основные направления западной психологии XX в. и их виднейшие представители;
2. Анализ ведущих положений гуманистической психологии;
3. Направление бихевиоризм и его основной метод.
1.Основные направления западной
психологии XX в. и их виднейшие представители.
Психология – наука о мыслительных процессах и поведении людей и животных в их взаимодействии с окружающей средой. Психологи изучают процессы чувственного восприятия, мышления, обучения, познания, эмоции и мотивации, личность, ненормальное поведение, взаимодействие между людьми и их отношения с окружающей средой. Эта сфера тесно связана с такими дисциплинами, как антропология и социология в их ударении на социальные и природные виды влияния поведения; физикой – с ее объяснениями зрения, слуха и прикосновения; биологией – по части изучения психологической основы поведения. В рамках психологической науки выделяются общие психологические теории и психологическая практика, опирающаяся на психологические теории и вырабатывающая психотехники воздействия на сознание человека.
Зарубежная психологическая
Бихевиоризм — направление в зарубежной психологии, возникшее в начале XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды. Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциация) между стимулом и реакцией. Простота схемы S-R (а при необходимости она может быть и усложнена) дает возможность легко использовать количественное описание психологического явления и применять математические методы для обработки результатов его исследования.
Основоположником бихевиоризма является американский ученый Джон Бродес Уотсон (1878-1958), который открыто провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии (душевных явлении) на новый (поведение), объявив психические явления принципиально непознаваемыми естественнонаучными методами. Уотсон считал, что конечная цель науки о поведении состоит в том, чтобы понять и объяснить его, а не душевные феномены, без которых наука о поведении вообще может обойтись. Для достижения этой цели вполне достаточно выполнить три условия: точно описать само поведение, выяснить те физические стимулы, от которых оно зависит, и установить связи, существующие между стимулами и поведением. Научный поиск бихевиористов в основном и был направлен на выяснение соответствующих связей, чтобы на их основе объяснять поведение как реакции на стимулы. С точки зрения бихевиориста (того времени), поведение животного и человека принципиально одинаково. Поэтому вполне допустимо, изучая поведение животных, непосредственно переносить на человека результаты соответствующих исследований и, наоборот, "по-человечески" трактовать виды и формы поведения животных. Утверждалось, что человек отличается от животного только большей сложностью своих поведенческих реакций и большим разнообразием стимулов, на которые он способен реагировать.
Второе направление - гештальт-психология. Если бихевиоризм, как один из путей выхода из состояния кризиса психологии, возник и получил развитие в США, то данное направление зародилось в Германии и получило признание в Европе. Предусматривающее программу изучения психики с помощью целостных структур - гешталътов, первичных по отношению к своим компонентам. Восприятие как психический познавательный процесс, например, у гештальт-психологов не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства ее частей. По их мнению, внутренняя системная организация восприятия определяет и свойства ощущений, в него входящих. Понятия фигуры и фона — важнейшие в гештальтпсихологии.
Представителей этого
направления, среди которых
Гештальт-психологи
заявили о себе утверждением
о существовании собственных
законов формирования сложных,
целостных систем психических
явлений, не сводимых к
Третьим направлением стал психоанализ - одно из наиболее известных направлений психологии за рубежом, возникшее в начале XX в. оно основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Основными методами психоанализа являются: метод анализа свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и объяснение различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека. Его основы были разработаны австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Представители психоанализа в отличие от бихевиористов и гештальт-психологов не ориентировались на точные и естественные науки как на образец для построения научного психологического знания. Они стремились найти выход из кризиса в самой психологии, образовав более тесный ее союз с другими науками, также имеющими дело с психическими явлениями, например с медициной.
Фрейдизм - и в
этом его заслуга - стремился
наполнить психологические
Психология в психоанализе вновь обрела живого человека, с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность его души и поведения. Однако, увлеченный своими умозрительными теоретическими построениями (большинство из них, как оказалось впоследствии, не имели под собой статистически достоверной фактологической основы), З.Фрейд все дальше уходил от эмпирической реальности в область психологической фантазии, и это привело к отказу от многих его идей не только со стороны ряда здравомыслящих ученых, но и собственных учеников Фрейда.
Для психоанализа
ключевыми понятиями стали "
Из классического психоанализа Фрейда выросло направление - Неофрейдизм и представлено такими именами, как Альфред Адлер (1870-1937), Карл Густав Юнг (1875-1961), Карен Хорни (1885-1952), Гарри Стэк Салливен (1892-1949), Эрик Фромм (1900-1980) и др. Характерные для него проблемы и основная система понятий, которыми для их решения пользуются сторонники этого направления, имеют много общего с теорией Фрейда, хотя ряд концепций, представленных в этом направлении, весьма радикально от нее отличается. Но тем не менее фрейдизм и неофрейдизм объединяет вера в существование и особую роль бессознательного в психике и поведении человека, убежденность в наличии у человека многих устойчивых отрицательных явлений, называемых "комплексами".
Важной заслугой
Юнга перед психологической
В 1960-х годах в американской науке как альтернатива доминированию бихевиоральных концепций появилось направление - когнитивная психология. Это направление возникло в связи с развитием кибернетики, информатики, математического программирования ЭВМ и в определенной степени явилось отрицательной реакцией на недостатки всех психологических концепций, игнорирующих сознание и принижающих роль мышления в детерминации поведения человека. Здесь главное внимание было обращено на то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о мире и о себе, каким образом он ее использует при принятии решений и в повседневном поведении. Значительным стимулом к развитию этой отрасли психологии явилась разработка программных языков высокого уровня для ЭВМ и технологии программирования.
Информация о работе Психология как наука. Исторические этапы развития психологии