Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 18:55, контрольная работа
Цель контрольной работы - осуществить анализ сходства и различия в психологическом содержании лжи и обмана, а также выявить особенности их понимания людьми в разных коммуникативных ситуациях. В задачи входит анализ литературы по проблеме, изучение основных понятий, рассмотрение практических ситуаций. Теоретической значимостью данной работы является выявление проблем и «пробелов» в изучении психологии лжи. Практической значимостью этой работы является закрепление теории на практике, в виде анализа конкретных жизненных примеров.
Введение ...........................................................................................................3
Глава 1. Ложь и обман как психологический феномен................................ 5
1.1. Понятие лжи и обмана ....................................................................5
1.2. Функции лжи.................................................................................... 8
1.3.Виды лжи и обмана........ ..................................................................9
Глава 2. Установки и стереотипы мышления ..............................................12
2.1. Личностные особенности лжецов ................................................12
2.2. Установки и стереотипы мышления............................................ 14
Глава 3. Диагностика лжи ..............................................................................15
3.1. Уровни распознавания лжи ..........................................................15
3.2. Механизмы психологической защиты......................................... 17
Глава 4. Обман в повседневной жизни......................................................... 19
4.1. Обман в рекламе.............................................................................19
4.2. Обман в интернете......................................................................... 23
Заключение ......................................................................................................24
Список используемой литературы.................................................................25
Автор книги «Психология
выживания в современной
Рассмотрев мнение отечественных и американских психологов на виды лжи, можно сказать, что сокрытие правды и сообщение ложной информации являются основными видами лжи, выделяемыми обеими сторонами.
Вывод по первой главе: На ложь как психологический феномен психологи различной ментальности смотрят по-разному. В общем, ложь представляет собой сознательное искажение известной субъекту истины, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях. Ложь имеет четыре вида: умолчание, искажение, сообщение правды в виде обмана и так называемая «особая ложь».
Глава 2.Установки и стереотипы мышления
2.1. Личностные особенности лжецов
Эффективность применения обмана зависит от использования личностных особенностей обманщика. Несмотря на схожесть биологической и социальной природы людей, индивидуальные различия людей довольно велики. Соответственно к каждому человеку существует особый «ключ», позволяющий проникнуть к глубинам его души и воздействовать на его мысли и поступки. Опытные мошенники весьма поднаторели в поиске таких «ключей», набор которых достаточно ограничен.
Основной набор таких “ключей” включает в себя жадность, глупость, честолюбие, трусость, сластолюбие и дюжину других, менее распространенных.
Жадность – это неумение отпускать что-либо от себя, это состояние не гармонии, неудовлетворенности и осуждение любых проявлений щедрости. Постоянный внутренний диссонанс порождает в таком человеке страх перед жизнью и желание иметь все больше и больше, для того, чтобы обеспечить себе психологическую безопасность, он воспринимает жизнь как нечто враждебное. Принцип обмана, построенного на жадности, применялся с незапамятных времён, как рядовыми мошенниками, так и могущественными властителями, если у них не было другого способа достичь желаемого.
2) Глупость.
Глупость — умственная ограниченность, неспособность к здравому рассуждению.. К глупости вплотную примыкает излишняя доверчивость, за которую также часто приходится расплачиваться своим добром. Бальтасар Грасиан предостерегает:
«Не надо быть только голубем. С голубиной кротостью да сочетается хитрость змеиная! Легко обмануть человека порядочного: кто сам не лжет, всем верит, кто не обманывает, другим доверяет. Обману поддаются не только по глупости, но и от честности. Два рода людей способны предвидеть и обезвредить обман: обманутые, проученные на своей шкуре, и хитрые, рассчитавшиеся чужой. Пусть проницательность будет столь же чутка в подозрениях, сколь хитрость ловка в кознях. И не надо быть настолько благодушным, чтобы толкать ближнего своего на криводушие. Соединив в себе голубя и змею, будь не чудищем, но чудом».
3) Страх.
Кроме жадности, глупости и излишней доверчивости, причиной для обмана может быть и трусость. Страх - внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. Человека легко обмануть, используя его страх.
4) Преклонение перед всем великим.
Другой человеческой слабостью,
за которую порой цепляются
5) Гордость
Александр Круглов писал, что гордость — тот рычаг, ухватившись за который, манипулируют гордыми людьми. К гордости тесно примыкают честолюбие и тщеславие, которые в умелых руках легко могут стать средствами обмана. Заметив, что слабым местом в характере потенциальной жертвы является чрезмерная гордость, мошенники начинают подыгрывать ей. В результате такой человек чутко отзывается на притворную похвалу и приходит в ярость, если его не замечают. Умело манипулируя лестью и пренебрежением, можно добиться от честолюбца нужной реакции. Использование чрезмерно развитого тщеславия в целях уничтожения противника применяли давно. Одно из первых упоминаний такого рода можно найти в китайских летописях за пять веков до Рождества Христова.
2.2. Установки и стереотипы мышления
Порой поводом для обмана служат не какие-то конкретные человеческие качества, а стереотипы мышления.
Психологи относят к категории «установки» устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования. Такая предрасположенность побуждает человека к деятельности и поведению в соответствии с вполне определенными формами. В результате существенно уменьшается степень неопределенности при выборе форм поведения.
К «установкам» по своим психологическим механизмам примыкают стереотипы мышления, которых в обыденном сознании существует великое множество. Опытные мошенники широко используют их в своей практике.
«После» не значит – «вследствие». Это один из распространенных стереотипов, на который падки люди, — это смешение понятий «после» и «вследствие». Отнюдь не всегда одно событие, происходящее после другого, является его прямым следствием.
”Ложные ассоциации”. Аристотель ввел в психологию понятие ассоциации, различая ассоциации по сходству, смежности и контрасту. Иногда эти понятия путаются, чем пользуются мошенники.
Глава 3.Диагностика лжи
3.1. Уровни распознавания лжи
Распознание лжи возможно на трех уровнях: психофизиологическом, вербальном (словесном) и невербальном (мимика, поза, жесты).
На психофизиологическом уровне информация поступает в виде внешних проявлений функционирования внутренних органов, которые человеку контролировать практически невозможно.
Психофизиологические симптомы лжи:
Ложь — это несвойственное проявление действий человека. Поэтому в ситуации обмана организм «выражает» свое сопротивление этому, реагирует на стресс и поэтому ведет себя по-другому. Эти физиологические проявления трудно контролировать обыкновенному человеку, если он не обладает совершенными способностями регуляции, что может далеко не каждый. Физиологические проявления лжи : дрожащий голос, учащенное моргание, человек напрягает губы, покусывает их, «жует», над верхней губой, на лбу появляются капельки пота, частое или сильное проглатывание слюны, желание пить (из-за сухости во рту), покашливание (на нервной почве), периодическое заикание, голос приобретает другой тон, не характерный для собеседника, меняется ритмика, тембр, сбивчивое неспокойное дыхание, изменение цвета лица, бледность или покраснение, учащенное сердцебиение, пульсация крови в висках, сонной артерии, подергивание мелких мышц лица (веко, бровь и т.п.).
На вербальном уровне — проверка логической согласованности информации и соответствия невербальным компонентам взаимодействия.
Считается, что раскрытые ладони — признак того, что собеседник говорит правду. Но если обманщик улыбается и намеренно использует этот жест, и в то же время говорит неправду, его выдадут другие проявления, свидетельствующие о его неискренности. Такие микродвижения, микро сигналы проявляются на доли секунды и часто не видны, но, как правило, людям с развитой интуицией и, конечно, специалистам, занимающимся в области невербальных коммуникаций, они заметны. К таким микро сигналам относятся искривление лицевых мышц, часто несимметричное, расширение или сужение зрачков, учащенное моргание, румянец и множество других. В частности, в таких ситуациях человек почувствует, что что-то не так, но не можете понять, что именно.
Вербальные сигналы, выдающие ложь.
Фиксирования только одних
невербальных сигналов и психофизиологических
проявлений недостаточно для того,
что бы определить, насколько искренен
ваш собеседник. Кроме непосредственного
наблюдения за поведением человека, несомненно,
имеет важность то, насколько вы
внимательны к его
Как правило, искренний человек
будет отстаивать свою правдивость
при проявлении сомнении в ней, поэтому
двусмысленность, уклончивость несвойственна
человеку в данной ситуации. Если собеседник
лжет, то ему с каждым разом все
труднее и труднее будет
Большинству людей врать труднее, чем говорить правду. Этим и объясняется, отличающееся поведение человека, который врет. Он часто меняет свою позу, неусидчив. Его жестикуляция становится более активной, он может совершать множество ненужных движений руками, поэтому по внешним проявлениям можно без особого труда обнаружить волнение человека. Так же лжеца выдают глаза.
3.2. Механизмы психологической защиты
А. Фрейд считала, что цель психологической
защиты - снижение уровня тревоги и
страха в ситуации внутреннего конфликта.
Механизмы психологической
Отечественный психолог Ф. Е. Василюк подчеркивает, что процесс психологической защиты носит вынужденный, в большинстве случаев неосознаваемый характер. Отношение психологической защиты к реальности - отрицание, искажение, сокрытие от себя реальности, бегство от нее, самообман. Выделяют следующие виды психологической защиты:
1) Вытеснение, а именно - устранение из сознания тех моментов, которые препятствуют наличию устойчивой положительной самооценки. Описал этот механизм З.Фрейд, но и до него люди делали выводы о том, что те факты, которые не нравятся человеку, часто забываются.
2) Второй механизм
3) Кроме того, существует такой
механизм психологической
4) Одним из самых
5) Два других механизма
Интернализация - это обратный процесс. Человек по своим способностям и возможностям достоин того, чтобы занять определенное место в жизни. Однако внешние обстоятельства мешают ему реализовать себя. В конечном итоге, не добившись своей цели, человек, так или иначе, обесценивает ее.
Глава 4. Обман в повседневной жизни
4.1. Обман в рекламе
История рекламы уходит в далекое прошлое, еще сто лет назад компании не могли мечтать о рекламе в цветных глянцевых фотографиях на разворотах журналов или о видеоклипах, но ее и тогда хватало. Чтобы убедиться в этом, достаточно раскрыть любую старую российскую газету. Что вам только не обещают: средства для роста волос, специальные пилюли , порошок от клопов и солодовый кофе.
Однако в те далекие от нас времена отношение к рекламе было чисто утилитарным - в ней видели только средство рассказать потребителю о том или ином товаре. Одним из первых, кто обратил внимание на рекламу, как на важнейший фактор общественной жизни, был Маршалл Маклюэн. Еще в начале 50-х годов он проанализировал основы рекламного бизнеса, главная цель которого, по его словам - эксплуатировать и контролировать общественное сознание, манипулировать им, держа "всех и каждого в состоянии бессилия и зависимости".
Реклама "оскорбляет взоры и портит пейзажи, она лжет, развращает любую добродетель и подкупает всякую критику", - писал Поль Валери. Жорж Дюамель считал рекламу "сильнейшим средством давления, в основе которого лежит представление о человеке как о самом тупом из животных". В то же время Блез Сандрар называет рекламу "цветком современной жизни, утверждением оптимизма и радости". Комментируя эти высказывания, известный французский специалист в области рекламы Арманд Дейян отмечает, что, хотя все они содержат долю правды, в них слишком много эмоций, чтобы быть истинными до конца. Конечно, реклама может нести в себе обман, на который попадаются легковерные люди, но, с другой стороны, в ней есть и определенная информация, которую могут использовать люди мыслящие. Как и с любым другим оружием цивилизации с рекламой надо обращаться осторожно.