Психология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:27, контрольная работа

Краткое описание

Выбранная тема очень актуальна для психологической практики, в частности при исследовании психологического развития личности. Психологическое развитие личности существенным образом зависит от образа жизни индивида. Для психолога важно выяснить, каково психологическое обеспечение одного и того же образа жизни у разных индивидов. Задачи курсовой работы: проанализировать ключевые принципы теории Адлера. Более конкретно рассмотреть принципы теории при исследовании психологического развития личности.

Содержание

Введение 3
1. Концепция индивидуальной теории личности 4
1.1. Структура личности 4
1.2. Предпосылки теории личности 5
1.3. Основные принципы теории 6
2. Развитие и становление личности 8
2.1. Неполноценность и компенсация 9
2.2. Агрессия и борьба за превосходство 11
2.3. Жизненные цели 15
2.4. Стиль жизни, как уникальный способ развития индивидуума 16
3. Исследования образа жизни и развития личности 19
3.1. Социальный фактор развития 19
3.2. Нарушения прогрессивного развития личности 21
3.3. Значение цели жизни в исследовании личности 22
Заключение 24
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

психология личности.docx

— 53.83 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

Стр.

Введение                                                                                                3

1. Концепция индивидуальной теории личности                                                 4

            1.1. Структура личности                                                                           4

1.2. Предпосылки теории личности                                                   5

1.3. Основные принципы теории                                                         6

 

2. Развитие и становление личности                                                                      8

2.1. Неполноценность и компенсация                                                   9

2.2.  Агрессия и борьба за превосходство                                            11

2.3. Жизненные цели                                                                             15

           2.4. Стиль жизни, как уникальный способ развития индивидуума   16

 

3. Исследования образа жизни и развития личности                                 19

   3.1. Социальный фактор развития                                                          19

             3.2. Нарушения прогрессивного развития личности                            21

             3.3. Значение цели жизни в исследовании личности                        22    

 

Заключение                                                                                                  24

Список литературы                                                                                     25

 

                                                                     

 

 

 

 

Введение

 

Данная  курсовая работа написана на тему: Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера. Он подчеркивает необходимость анализировать каждого индивидуума как единое целое.

Выбранная  тема  очень актуальна для психологической  практики, в частности при исследовании психологического развития личности. Психологическое развитие личности существенным образом зависит от образа жизни индивида. Для психолога важно выяснить, каково психологическое обеспечение одного и того же образа жизни у разных индивидов.  Задачи курсовой работы: проанализировать ключевые принципы теории Адлера. Более конкретно рассмотреть принципы теории при исследовании психологического развития личности. 

Альфред Адлер – основатель холистической  системы индивидуальной психологии, которая рассматривает личность как часть социальной системы, неразрывно связанную с другими. Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии». Среди других его значительных работ можно отметить «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Образ жизни» и др. Ключевые принципы его теории можно разделить на: чувство неполноценности и компенсации;  стремление к превосходству; стиль жизни; социальный интерес; творческое Я; порядок рождения; фикционный финализм. Личности с разными психологическими стилями могут вести с социологической точки зрения сходный образ жизни. Исходя из индивидуальной теории личности Адлера, выдвинем гипотезу о том, что развитие личности определяется образом жизни не непосредственно, а опосредованно – через психологический стиль жизни индивида. 

 

1. Концепция индивидуальной теории личности.

 Адлерианская, или индивидуальная психология базируется на философских принципах, лежащих в основе демократической культуры. Ее основные положения содержат идеи, что все люди равны, что все люди должны уважать друг друга, что каждый человек обладает свободой индивидуального выбора, если это не наносит вреда другим.

 

1.1. Структура личности:

Личность – динамическая структура, направленная на достижение полноценности. Личность – это вектор, это направление движения в социальном пространстве, позволяющий компенсировать чувство собственной неполноценности.

Психологическое единство зависит  от объективных факторов, биологических  потребностей, стремлений, прошлого поведения  и приобретает жизненное значение только в отношении к цели.

Важно бессознательное, как определенный аспект цели, которая заключается  в абстрактном предвосхищении какого-то результата.

Бессознательные фиктивные цели или  фиксации, которые становятся переменным фактором, определяющим наше поведение.

Феномен сознания, сознательное – это социальный опыт, это апперцептивная схема индивида, которая определяет его стиль жизни.

Личность у Адлера – это сознательная личность.

Момент социализации индивида важен  как момент становления личности.

Внутренний план находится в  бессознательных слоях человеческой души, и его истоки прослеживаются в раннем детстве, когда ребенок, благодаря фантазиям, создает первые фикции.

Личность – борьба с потребностями.

Социализация индивида – это соотношение себя с себе подобными или человечеством в целом, как врожденные способности, как чувство социального интереса. Чем шире социальный интерес, тем человек имеет больше средств для компенсации неполноценности.

Социальный интерес – это потенциальная способность индивида к соотношению с миром.

Человек оценивает себя с помощью  социальных установок.

Социальный интерес как чувство  общности означает заинтересованность всего человечества в эволюции. В  социальных средах человек формирует  личность.

 

1.2. Предпосылки теории личности.

Формирует концепцию: нарушение баланса в связи с болезнью лежит в отношениях органа со средой, которое организм стремится компенсировать.

Человек являясь неполноценным, испытывает это. Ощущая это, ребенок, узнавая свойства и возможности организма в условиях переживания этого чувства, стремится претворить это и испытать чувство полноценности.

Индивидуальный опыт человека – это опыт набора тех средств, опыт поиска, приобщения тех средств, которые направлены на реализацию чувства полноценности. Самосовершенствование и есть удостоверение в полноценности.

Борьба за превосходство, агрессивные тенденции важны для выживания человека и самосовершенствования.

Агрессия – это инициатива стремления от препятствий. Превосходство – побуждение улучшить себя, развить себя, стремление к власти над своими комплексами. Это врожденное из эволюционного прогресса.

Жизненные цели – каждый человек выбирает для себя специфическую, отвечающую его способностям цель. Она зависит от его уровня жизни, от его значения жизни.

Фикции, образы – целевые этапы развития. Человек имеет в жизни разные цели, однако, основные из них: работа, дружба, любовь.

Работа приносит удовлетворение и  чувство собственной значимости, утверждает превосходство.

Дружба – это выражение причастности к людям, к определенным интересам, необходимость приобщаться к людям, выражение нашей пригодности к людям.

Любовь – как телесный союз ума и тела, внешняя форма кооперации между двумя индивидуумами противоположного пола.

Эти три задачи взаимосвязаны, решение одной решает другие, это аспекты проблемы: необходимость людей поддерживать и развивать жизнь в той среде, где они находятся.

Жизненный стиль – это сугубо индивидуальный способ достижения каждым человеком своих жизненных целей, цель – это интегрированный стиль приспособления к среде и взаимодействия с ней.

 

1.3. Основные принципы теории Адлера.

Четыре  основных принципа адлеровской системы  – это:

- целостность;

- единство  индивидуального стиля жизни;

- социальный  интерес или чувство общности;

- важность  целеориентированного поведения. 

 

 Основные утверждения  можно свести к следующему:

- Все действия человека происходят в социальном контексте. Нельзя изучать людей изолированно.

- Упор делается на межличностной психологии. Самым важным для индивидуума является развитие у него чувства включенности его в некое более крупное социальное целое в качестве неотъемлемой части.

- Индивидуальная психология придерживается холистической, а не редукционистской точки зрения. Все функции подчинены личной цели и стилю жизни.

- В психологии Адлера термин бессознательное – прилагательное, а не существительное. Бессознательные процессы целенаправленны и служат целям индивидуума так же, как и сознательные процессы.

- Чтобы понять человека, надо понять его или ее стиль жизни, или когнитивную организацию. Это линза, через которую люди видят себя и свою жизнь.

- Хотя поведение может меняться, стиль жизни и долговременные цели индивидуума остаются относительно постоянными, пока не изменятся его основные убеждения. Достижение такой трансформации является одной из важнейших задач терапии.

- Поведение определяется не прошлым, а наследственностью и окружением. Люди движимы целями, выбранными ими самими, которые, по их ощущению, принесут им счастье и успех.

-  Главная  движущая сила личности – стремление к совершенству или к превосходству.

- Человеку предоставлен широкий выбор различных вариантов жизни. Он или она могут выбрать здоровые, общественно полезные цели или невротические, бесполезные для общества.

- Психология Адлера концентрируется в первую очередь на процессе. Относительно небольшое внимание уделяется классификации типов личностей.

- В любом случае, смысл нашей жизни определяется тем, как мы относимся к ней. Здоровая концепция жизни включает в себя осознание того, как важно помогать другим людям и работать на пользу общества.

 

2. Развитие и становление личности.

Движущие силы - противоречение между  биологическим существом и пытающихся компенсировать неполноценность и  чувство принадлежности к человеческому  роду, требующему определенного уровня развития биологических навыков.

Развитие  «Я» - это процесс компенсации, который создал человеческую культуру, как средство сохранения человеческого рода, как средство защиты.

Направленность компенсации:

- бессознательное стремление к власти;

- бессознательное стремление к превосходству;

- бессознательное стремление к совершенству – это внутреннее движение, которое в процессе социализации приводит к завершенности, как существа, сопричастного с другими людьми.

Детские фантазии – это определители конечной цели индивида, за ними лежит творческое стремление индивида скомпенсировать свои недостатки и приспособиться к жизни.

Связь я с обществом осуществляется в совместной игре, деятельности, жизни  благодаря тому, что человек становится для других, это порождает чувство – есть личность.

Развитие происходит в 3-х жизненных  сферах:

- в отношениях «я – ты» – идеологические отношения;

- продуктивной деятельности;

- в любви. 

 Адлер был единственным, кто  считал важнейшей тенденцией  в развитии личности человека  стремление сохранить в целостности  свою индивидуальность, осознавать  и развивать ее. К примеру, Фрейд в принципе отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному.  Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера в психологию.

 

2.1. Неполноценность и компенсация.                                              

Адлер не принимал утверждение Фрейда о том, что только секс составляет первичный, базовый уровень мотивации. Вместо этого он высказал предположение, что подлинной движущей силой  личности является генерализованное чувство неполноценности (как это было в его собственной жизни). Он считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со  «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности.

Первоначально Адлер относил это  чувство неполноценности к телесным недостаткам. Ребенок с наследственными  органическими недостатками попытается их компенсировать за счет более интенсивного развития дефектной функции. Ребенок-заика  при помощи речевой терапии может  стать великим оратором, ребенок  – со слабыми конечностями, после  интенсивных физических упражнений, становится хорошим атлетом или  танцором. Позднее Адлер расширил понятие неполноценности, включив  в него все виды физических, душевных или социальных недостатков –  реальных или мнимых. Он также полагал, что слабость и беспомощность  ребенка, его зависимость от окружающей обстановки ведет к появлению  чувства неполноценности, столь  знакомого каждому человеку.

Информация о работе Психология личности