Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:09, реферат
Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.
Наряду с понятием "личность" мы используем и такие термины, как "человек", "индивид" и "индивидуальность". Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие — понятие "человек" — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально -родовую сущность, каждый человек — единичное природное существо, индивид.
Введение. Понятие личности.
Глава 1. Самооценка
Глава 1.1. Притязания личности.
Глава 2. Понятие мотивации
Заключение.
Использованная литература.
настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если
этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может
успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и
подобное для меня не характерно», т. е. срабатывает психологическая защита
и человек успокаивается.
Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами. Иногда
человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не вобравшихся со
своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка
из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является
результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного
внимания родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как
насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых.
Личностные проблемы, неумение вести себя в определенных ситуациях, равно
как и недостаток житейских навыков также формируют у человека нелестное
мнение о себе. С какими же трудностями в общении сталкивается человек с
заниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном,
некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с
тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, они
создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности».
Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от
других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость,
замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.
Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной
самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие
нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или
популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом.
На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы,
действующие уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди
сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих
людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале
учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14—15 годам
подросток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии,
анализирует достигнутые собственные резуль
таты и тем самым оценивает себя. («Если я не спасовал в трудной ситуации,
значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит я способный»
и т. п.) Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек
правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или
неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень
притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к
которым стремится человек и достижение которых представляется человеку
привлекательным и возможным.
Глава 1.1. Притязания личности.
Самооценка тесно связана с уровнем притязания личности, которую можно
определить как желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в
степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Если личность
стремится к повышению самооценки в случае, когда имеется возможность
свободно выбирать степень трудности очередного действия, то могут
возникнуть два конфликта: с одной стороны - стремление повысить притязания,
чтобы пережить максимальных успех, а с другой - снизить притязания, чтобы
избежать неудачи. В первом варианте уровень притязания обычно повышается, а
во втором - уменьшается.
Уровень притязания обычно устанавливается где-то между чересчур
легкими и чересчур трудными целями и задачами, для того, чтобы сохранить на
приемлемом уровне собственную самооценку.
Не только на основе предвосхищения успеха или неудачи, но и на основе
прежних успехов или неудач идет формирование личностью своего уровня
притязаний.
Может возникнуть вопрос о том, с помощью чего личность может повысить
свой уровень притязания? С одной стороны это может происходить после того,
как будут успешно выполнены поставленные перед собой определенные цели. Но
так же это может произойти с помощью коллектива или руководителя, если
последние будут всячески подбадривать индивида в процессе выполнения
поставленных задач. К примеру, в процессе ответа на
поставленный вопрос на семинарском занятии студенту говорят: «Вы идете в
правильном направлении» или «Ваша мысль правильна» и т. п. В этом случае
повышается самооценка личности, а вследствие чего личность может достигнуть
успеха. В конечном счете у индивида повышается уровень притязания. На этом
примере было наглядно показано о том, как между собой связаны самооценка и
уровень притязания личности.
Глава 2. Понятие мотивации
Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является
потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к
устранению возникшего дефицита. Возникающая потребность вызывает
мотивационное возбуждение (соответствующих нервных центров) и побуждает
организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все
необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних
условий и на основе этого формируется целенаправленное действие. Итак,
актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое
состояние – мотивацию.
Таким образом, Мотивация – обусловленное потребностью возбуждение
определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих
направленную активность организма.
От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех
или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность
внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от
мотивационного состояния организма (Утолив страсть, организм не станет
реагировать на самую привлекательную женщину)
Отсюда, обусловленные потребностью мотивационные состояния
характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов,
которые необходимы для удовлетворения потребности и схемы деятельности по
овладению требуемым объектом. Эти схемы программы поведения – могут быть
или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте,
или заново созданными из элементов опыта.
Осуществление деятельности
контролируется путем
промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее
запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное
напряжение и, вызывая положительную эмоцию, «утверждает» данный вид
деятельности (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение
потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного
напряжения и вместе с этим – поисковой деятельности. Таким образом,
мотивация – индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних
факторов, определяющий способы поведения данного индивида.
В животном мире способы поведения определяются рефлекторным
соотнесением внешней обстановки с актуальными, насущными органическими
потребностями. Так, голод вызывает определенные действия в зависимости от
внешней ситуации. В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка
может актуализировать различные потребности. Так, в преступно опасной
ситуации один человек руководствуется только органической потребностью
самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского
долга, у третьего – проявить удаль в схватке, отличиться и т.д. Все формы и
способы сознательного поведения человека определяются его отношениями к
различным сторонам действительности. Мотивационные состояния человека
существенно отличаются от мотивационного состояния животных тем, что
регулируются второй сигнальной системой – словом. Отсюда перейдем к видам
мотивационных состояний человека.К мотивационным состояниям человека
относятся: установки, интересы, желания, стремления и влечения.
Установка – это
стереотипная готовность
ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению
возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой
поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни
потребность, ради которого оно совершается. Различаются следующие виды
установок
1. Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность
шейного отдела позвонков к движению головы).
2. Сенсорно-перцептивная
сигнала из общего звукового фона)
3. Социально-перцептивная установка – стереотипы восприятия социально
значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как
признак криминализованной личности)
4. Когнитивная –
отношении виновности
обвинительных доказательств, оправдательные доказательства отступают на
второй план)
5. Мнемическая установка –
Мотивационное состояние человека является психическим отражением
условий, необходимых для
и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде
интересов, желаний, стремлений и влечений.
Интерес – избирательное
отношение к предметам и
понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций.
Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь
интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда и не осознается. В
соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию
(материальные и духовные) по широте (ограниченные и разносторонние) и
устойчивости (кратковременные и устойчивые). Различаются также
непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный продавцом
к покупателю интерес является интересом косвенным, тогда как прямым его
интересом является продажа товара). Интересы могут быть положительными и
отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и
сами формируются в ней. С интересами человека тесно связаны его желания.
Желания – мотивационное
состояние, при котором
с конкретным предметом их удовлетворения. Если потребность не может быть
удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то
направленность сознания на создание такой ситуации называется стремлением.
Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов
действия является намерением. Разновидностью стремления является страсть –
стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в
котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает
соответствующую направленность всей деятельности человека.
Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности
являются его склонностями, а
состояние навязчивого
группе объектов – влечениями
Мотивационные состояния мобилизуют сознание на поиск соответствующих
целей и принятие конкретного решения. Принятие же решения о конкретном
действии связано с осознанием мотива данного действия, с понятийным
моделированием его будущего результата. Мотив – это довод в пользу
избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели,
необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия.
Итак, понятие мотивации включает в себя все виды побуждений
человеческого поведения. Мотив – сознательный элемент мотивации.
Сознательное поведение характеризуется сознательной его регуляцией,
пониманием сущности его явлений, их взаимосвязей и причинно-следственной
обусловленности.
Осознать явление – это значит увидеть его действительные связи в
объективном мире. Сознательная регуляция основана на знании – понятийном
отражении явлений реального мира. Волевое, сознательное действие