Психология малой группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что вопрос групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопрос не только социальной психологии, но и социологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МАЛАЯ ГРУППА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ………………….6
1.1. Понятие и виды малых групп……………………………………………………………………….6
1.2. Структура……………………………………………………………………………………………….11
1.3. Взаимодействие индивида и малой группы…………………………………………….14
ГЛАВА II. Социально-психологические аспекты развития группы…20
2.1.Развитие малой группы…………………………………………………………………………………20
2.2. Групповая сплоченность…………………………………………………………………..26
2.3. Новые подходы к развитию группы…………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВА готовая.docx

— 59.38 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Национальный  исследовательский университет  «БелГУ»

Факультет управления и предпринимательства

Кафедра управления персоналом

 

 

Тема работы:

«Психология малой  группы»

 

Курсовая работа студентки 1 курса           

 

по дисциплине «Психология  и педагогика»

 

Научный руководитель:                                

ассистент 

Оценка «__________________»                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. МАЛАЯ ГРУППА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ………………….6

1.1. Понятие и виды малых групп……………………………………………………………………….6

1.2. Структура……………………………………………………………………………………………….11

1.3. Взаимодействие индивида и  малой группы…………………………………………….14

ГЛАВА II. Социально-психологические  аспекты развития группы…20

2.1.Развитие  малой группы…………………………………………………………………………………20

2.2. Групповая сплоченность…………………………………………………………………..26

2.3. Новые подходы к развитию группы…………………………………………………………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………………………………32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….34

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что вопрос групп, в которые объединяются люди в  процессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопрос не только социальной психологии, но и социологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между  социальными группами, поэтому для  социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует  вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые  возникают в человеческом обществе. Сразу же следует оговориться, что  в общественных науках в принципе может иметь место двоякое  употребление понятия «группа». С  одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных  ветвях статистики имеются в виду условные группы: произвольные объединения (группировка) людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа. Такое понимание  широко представлено, прежде всего, в  статистике, где часто необходимо выделить группу людей, имеющих какой-то определенный уровень образования, болевших сердечнососудистыми заболеваниями, нуждающихся в жилье и т.д. Иногда в таком понимании термин «группа» употребляется и в психологии, когда, например, в результате тестовых испытаний «конструируется» группа людей, давших показатели в каких-то одних пределах, другая группа — с другими показателями и т.п.

С другой стороны, в целом  цикле общественных наук под группой  понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в  реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания  могут быть весьма различными).

Именно в рамках этого  второго толкования имеет по преимуществу дело с группами социальная психология, и именно в этом плане ей необходимо четко обозначить отличие своего подхода от социологического. С точки  зрения социологического подхода, самое  главное — отыскать объективный  критерий различения групп, хотя в принципе и таких критериев может быть много. Различия групп можно видеть и в религиозных, и в этнических, и в политических характеристиках. Для каждой системы социологического знания важно принять какой-то критерий в качестве основного. С точки  зрения этого объективного критерия социология и анализирует каждую социальную группу, ее соотношение  с обществом, с личностями, в нее  входящими.

Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как  бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные  групповые влияния. Это имеет  для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное  место личности в системе социальной деятельности, с другой — сказывается  на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему  взглядов, представлений, норм, ценностей  многочисленных групп. Поэтому крайне значимо определить, какова будет  та «равнодействующая» этих групповых  влиянии, которая и определит  содержание сознания личности. Но, чтобы  ответить на этот вопрос, необходимо установить, что же значит для человека группа в психологическом плане; какие  ее характеристики значимы для личности, входящей в нее. Именно здесь-то социальная психология и сталкивается с необходимостью соотнесения социологического подхода, с которым она не может не считаться, и психологического, который тоже имеет свою традицию рассмотрения групп.

Если для первого, как  мы видели, характерен прежде всего  поиск объективных критериев  для различения реальных социальных групп, то для второго характерно в большей мере рассмотрение лишь самого факта наличия некоторого множества лиц, в условиях которого протекает деятельность личности. Это множество лиц, «окружающих» человека или даже взаимодействующих с ним в какой-то конкретной ситуации, тоже, конечно, может быть интерпретировано как «группа», но фокус интереса в данном случае — не содержательная деятельность данной группы, а, скорее, форма действий индивида в условиях присутствия других людей или даже взаимодействия с ними. В многочисленных социально-психологических исследованиях, особенно на ранних этапах развития социальной психологии, вопрос ставился именно так. Группа здесь не выступает как реальная социальная ячейка общества, как «микросреда» формирования личности. Однако с такой традицией нельзя не считаться: для некоторых целей, особенно в рамках общепсихологического анализа (например, при выяснении специфики протекания определенных психических процессов в условиях «группы»), такой подход может быть оправдан.

Целью данной курсовой работы является анализ характеристики малых  групп.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие,  виды и классификацию малы  групп. 

2. Проанализировать социально-психологические  аспекты развития группы.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ФЕНОМЕН  МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

1.1. Понятие и виды малых групп

 

Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены  на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть  жизни человека протекает в малых  группах: в семье, игровых компаниях  сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в  малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать  вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с  обществом: группа трансформирует воздействие  общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит  группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические  феномены являются центральными признаками в определении ее предмета. Малые  группы на протяжении всей истории  социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов. Наконец, проблемы формирования и развития малых групп, групповых методов  обучения, тренинга и психокоррекционного  воздействия, совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью  малых групп традиционно являются одним из главных направлений  приложения теории и методов социальной психологии в практике.

Малые группы выступают объектами  исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии. Основное различие в выделении предмета научного исследования здесь состоит  в том, что социология изучает  малые группы прежде всего с точки  зрения их объективных социальных признаков, обезличенных и депсихологизированных. В обшей психологии группа рассматривается  как фактор, влияющий на поведение  индивида и особенности его психических процессов и состояний. Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами и группой и саму малую группу как целое.

Выделение малых групп  как специфических человеческих общностей (в отличие от больших  групп и от выделяемых в последнее  время средних по величине общностей) предполагает решение вопроса о  количественных границах малой группы. Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы  – определяются качественными признаками малой группы, основными из которых  являются: контактность — возможность  каждого члена группы регулярно  общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и  воздействиями и целостность  — социальная и психологическая  общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как  единое целое.

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку  в группе из двух человек — диаде— групповые социально-психологические  феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный  размер малой группы зависит от характера  выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. В меньших по размеру группах  скорее возникает феномен социального  пресыщения, группы большего размера  легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые  общности, и вторичные группы, формально  представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных  групп.

Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов  в социальной психологии. Поэтому  необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые  для решения научных задач, и  естественные группы, существующие независимо от воли исследователя .

Психолог должен иметь  четкое представление, на каких объектах, в каких условиях (естественных или  искусственных) получены те или иные факты и закономерности и в  какой степени приложимы (релевантны) знания, полученные в искусственных  условиях, к объяснению, прогнозированию  и управлению психологическими явлениями  и поведением в естественных социальных группах.

Среди естественных малых  групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и  неформальных, предложенное Э.Мэйо.

Формальные группы — группы, членство и взаимоотношения в  которых носят преимущественно  формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и  договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные  коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные  и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются  для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения  индивидов в рамках организационных  и институциональных, малых групп  является совместная деятельность,

Неформальные группы —  объединения людей, возникающие  на основе внутренних, присущих индивидам  потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами  неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями. Формальные и неформальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.

По времени существования  выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов  ограничено во времени (например, участники  групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное  постоянство существования которых  определяется их предназначением и  долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы) В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о  вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности  и уходе из нее группы делятся  на открытые и закрытые.

В субъективном, психологическом  плане группы (и формальные, и  неформальные) образуются в процессе реализации индивидами потребностей в  общении, однако, в рамках неформальных групп общение и возникающие  на его основе психологические взаимоотношения  являются ведущей сферой активности, и в этом плане центральным  феноменом психологии малых групп  является психологическая общность.

Основными критериями феномена психологической общности группы выступают  явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентации и социальных установок). Осознание  членами группы наличия сходства, общности входящих в нее индивидов  и отличий (в том числе психологических) своей группы от других выступает  основой идентификации индивидов  со своей группой (осознания своей  принадлежности к данной группе, своего единства с нею — чувство «мы»). Одним из проявлений позитивной групповой  идентификации является внутригрупповая  приверженность — тенденция к  более позитивному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и более позитивной оценке ее членов. Психологическая общность группы проявляется также в наличии социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких, как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др. Сказанное не означает, что только группы, характеризующиеся выраженными признаками психологической общности, могут являться объектами социально-психологического исследования (таковым может быть и случайное или временное объединение людей, и собрание индивидов, характеризующееся высокой степенью психологической разобщенности и дезинтеграции). Речь идет прежде всего о специфике подхода социальной психологии к изучению малых групп, о специфике ее предмета.

Информация о работе Психология малой группы