Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:11, курсовая работа
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что вопрос групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопрос не только социальной психологии, но и социологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МАЛАЯ ГРУППА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ………………….6
1.1. Понятие и виды малых групп……………………………………………………………………….6
1.2. Структура……………………………………………………………………………………………….11
1.3. Взаимодействие индивида и малой группы…………………………………………….14
ГЛАВА II. Социально-психологические аспекты развития группы…20
2.1.Развитие малой группы…………………………………………………………………………………20
2.2. Групповая сплоченность…………………………………………………………………..26
2.3. Новые подходы к развитию группы…………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….34
Другой теоретический
подход к проблеме групповой сплоченности
был предложен Т Ньюкомом, который
связал определение групповой
Феномен совместной трудовой
деятельности исследуется в лаборатории
социальной и экономической психологии
Института психологии РАН. В результате
исследований была разработана модель
группы как субъекта совместной деятельности.
Основными параметрами, характеризующими
уровень целостности (интегрированности)
группы выступают плотность
2.3.Новые подходы к развитию группы.
Динамические процессы
характеризуют ситуацию в
Однако, прежде чем раскрыть особенности этого подхода, необходимо проследить, как же идея развития группы оформлялась в других подходах. Можно указать на два русла, по которым эта идея вливалась в ткань социальной психологии.
Прежде всего идея развития группы была обозначена в психоаналитической концепции, толчок чему был дан работой 3. Фрейда "Групповая психология и анализ Эго". Оформилась же идея на базе анализа психотерапевтической практики, имеющей дело хотя и со специфическими, но вполне реальными группами. В рамках психоаналитической ориентации возникла теория развития группы Л. Бенниса и Г. Шеппарда (2). Она построена на осмыслении тех процессов, которые происходят в так называемых Т-группах, или группах тренинга. Не вдаваясь сейчас в анализ содержания тренинга как такового, что есть совершенно особая проблема (Петровская, 1984), отметим лишь присутствие в этой теории идеи развития группы: в ее существовании выделяются две фазы, на каждой из которых группа решает определенный набор проблем. Отмечается, что каждая конкретная группа может по-разному реализовать общую модель развития: демонстрировать какие-то отклонения или просто распадаться в случае недостижения поставленной цели. Естественно, что модель развития группы тренинга — это весьма специфическая модель и вряд ли она применима при описании другого типа групп. Но важно то, что соприкосновение с реальными группами, хотя и особого рода, заставило авторов обратить внимание на ту сторону функционирования группы, которая ранее не фигурировала как предмет исследования.
В самые последние годы идея развития группы получила более широкое распространение. Р. Морленд и Дж. Ливайн ввели особое понятие "социализация группы", при помощи которого по аналогии с процессом социализации индивида рассматривается процесс группового развития. Критерии, на основе которых можно сравнивать различные стадии в развитии группы, следующие: оценивание (целей группы, ее положения среди других групп, значения целей группы для ее членов); обязательства группы по отношению к членам (условия, при которых члены группы больше "обязаны" ей, последствия этих взаимных обязательств); преобразование ролей членов группы (большая или меньшая включенность членов группы, их идентифицированность с ней). На основании этих критериев фиксируются так называемые периоды в жизни группы и соответствующие им различные позиции членов. Сочетания периодов и позиций отражены в предложенной М. Чемерсом и названной "системно-процессуальной модели" развития группы.
Модель достаточно сложна, и ее подробное рассмотрение представляется особой задачей. Сейчас важно лишь отметить два обстоятельства. Во-первых, введено само понятие "стадий" (или "периодов") развития группы, которые различаются друг от друга по набору критериев. Так или иначе каждая стадия связана со сменой состава группы: в нее входят новые члены, частично уходят старые, происходит превращение потенциального члена группы в "полного" члена, затем, иногда, в "маргинального" члена, если группа перестает его удовлетворять; наконец, возможен и разрыв с группой. Факторами этой смены ролей членов группы являются мера принятия группой каждого члена и, напротив, принятие членом группы ее реальности.
Во-вторых, сформулирована мысль о том, что социализация группы происходит не в вакууме: на изменения в группе влияет характер культуры и общественных отношений, в рамках которых существует группа. Механизм этого воздействия раскрывается через внесение каждым новым членом группы ценностей общества, которые им отрефлексированы и применены к оцениванию ситуации в группе, своего положения в ней и т.п. Если в обществе нормативом является акцент на достижение и продуктивность, оценивание ситуации в группе будет в большей мере включать именно этот критерий. Если же в обществе популярна идея межличностной гармонии, в группе среди критериев оценивания можно также ожидать следования этой норме. Фаза развития группы, таким образом, соотносится с определенными изменениями в обществе.
Хотя число экспериментальных исследований, посвященных анализу развития групп, пока ограничено, а к самой теоретической схеме можно предъявить много претензий, сам факт появления такой идеи весьма примечателен.
В качестве второго блока
исследований, где обозначается идея
развития группы, можно назвать исследования
по сравнению таких ориентации личности,
как коллективизм — индивидуализм.
Хотя здесь и выявляются установки
личности, тем не менее, поскольку
все исследования выполняются как
кросс-культурные (сравнительные), в
них по существу затрагиваются именно
проблемы группы. Коллективизм и индивидуализм
рассматриваются как полярные ценности,
получающие весьма различное распространение
в разных обществах. Большинство
исследований проведено на основе сравнения
преимущественной ориентации в США
и различных странах Юго- Восточной
Азии. При объяснении выявленных различий,
естественно, принимаются в расчет
культурные и исторические традиции
разных стран, их конкретное воплощение
в поведении людей в малых
группах. Индивидуализм как ценность,
свойственная американской культуре,
порождает такие специфические
нормы поведения индивида в группе,
как ориентацию не на групповые, а
на собственные цели, стремление подчеркнуть
свой вклад в групповую
И та, и другая ориентации
непосредственно связаны с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И в заключение необходимо
отметить, что все динамические процессы,
происходящие в малой группе, обеспечивают
определенным образом эффективность
групповой деятельности. Логично
и этот вопрос рассмотреть как
составную часть проблемы групповой
динамики. Эффективность деятельности
малой группы может быть исследована
на различных уровнях. Когда малая
группа понимается, прежде всего, как
лабораторная группа, эффективность
ее деятельности означает эффективность
деятельности по выполнению конкретного
задания экспериментатора. Не случайно
поэтому, что большинство
Глава I.