Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 08:53, курсовая работа
Психология обслуживания, безусловно, имеет большое значение для повышения культуры обслуживания.
Задачами психологии обслуживания являются:
- изучение спроса на различные услуги в зависимости от пола, возраста и индивидуальных особенностей клиентов;
- раскрытие психологических факторов организации процессов обслуживания;
- изучение потребностей клиента;
-изучение вопросов психологии моды, психологии воздействия рекламы;
Актуальность данной курсовой работой обусловлена тем, что любая деятельность, а именно работника контактной зоне в той или иной общении связанна с общением, контактом людей друг с другом.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..……...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Правила и стандарты общения персонала с клиентом………….…...........5
1.2. Навыки профессионального общения …………………………………...9
1.3. Позиция работника сферы обслуживания (психологические проблемы). Отношение клиенту ………….……….................................................................17
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Характеристика Межрайонной ИФНС России №10 по Волгоградской области …………………………………………………………………………...21
2.2. Процесс обслуживания налогоплательщиков Межрайонной ИФНС России №10 по Волгоградской области ……………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..…………..27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ СПО «Волгоградский технологический колледж»
Кафедра «Организация сервиса и документационное обеспечение управления»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ООПСС
Тема: Психология обслуживания (на примере Межрайонной ИФНС России №10 по Волгоградской области)
Специальность 100102 «Организация обслуживания в сфере сервиса»
Волгоград, 2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..……..
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Правила и стандарты общения персонала с клиентом………….…...........5
1.2. Навыки профессионального общения …………………………………...9
1.3. Позиция работника сферы обслуживания
(психологические проблемы). Отношение
клиенту ………….………......................
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Характеристика Межрайонной
ИФНС России №10 по Волгоградской области
…………………………………………………………………………..
2.2. Процесс обслуживания налогоплательщиков Межрайонной ИФНС России №10 по Волгоградской области ……………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..…………..27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Психология обслуживание в сфере сервиса – одна из отраслей психологии. Здесь, в сфере услуг, общие закономерности психологии имеют своеобразную окраску. Так, общение обслуживающего персонала с клиентурой характеризуется особенностями, которые отсутствуют в трудовом коллективе, в кругу семьи, и присущи только коллективам сервисной службе. Успешное обслуживание клиента определяется не только профессиональным мастерством, но и умением понять каждого клиента.
Исходя из этого,
для понимания поведения
Психология обслуживания, безусловно, имеет большое значение для повышения культуры обслуживания.
Задачами психологии обслуживания являются:
- изучение спроса на различные услуги в зависимости от пола, возраста и индивидуальных особенностей клиентов;
- раскрытие психологических факторов организации процессов обслуживания;
- изучение потребностей клиента;
-изучение вопросов психологии моды, психологии воздействия рекламы;
Актуальность данной курсовой работой обусловлена тем, что любая деятельность, а именно работника контактной зоне в той или иной общении связанна с общением, контактом людей друг с другом.
Если работник контактной зоны, будет знать психологию обслуживания, он сможет определить характер, что позволит ему с легкостью входить с ним в контакт и получать от этого общения желаемого результата.
Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение психологии обслуживания - это специальная отрасль психологической науки, изучающая особенности и роль психических явлений в обслуживающей деятельности работников контактной зоны и потребительской деятельности клиентов.
Изучение психологии обслуживания работника имеет цель научиться:
- понять поведение заказчиков (потребителей услуг сервиса) для выбора наилучшего варианта (способа) их обслуживания;
- познать себя, свой внутренний мир в целях сознательного регулирования своего поведения;
- разобраться в поведении своих коллег для оказания им (в случае возникновения такой необходимости) помощи и поддержки.
Цель данной курсовой работы изучить психологию труда работников Межрайонной ИФНС России №10 по Волгоградской области.
В соответствии с целью, поставленной в данной работе, определены следующие задачи:
1. Изучить и рассмотреть правила и стандарты общения персонала с клиентами;
2. Выявить какие навыки профессионального общения должен обладать специалист ИФНС;
3. Понять позицию работника сферы обслуживания;
4. Понять психологию обслуживания в Межрайонной ИФНС России №10 по Волгоградской области;
1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Правила и стандарты общения персонала с клиентом
Профессиональная этика 1— это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные качества работника рассматриваются как один из основных элементов его профессиональной пригодности. Умение общаться с людьми является самым важным и необходимым качеством для работника в сфере обслуживания.
Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы, как долг, честность, требовательность к себе и коллегам, ответственность за результаты своего труда.
В сфере обслуживания умению общаться с клиентами уделяется особое внимание. Весь персонал, в первую очередь те работники, которые постоянно общаются с клиентами, проходят специальное обучение: персонал учат, как общаться с разными клиентами, говорить по телефону, выслушивать жалобы и т.п. Отдельно для каждой категории персонала разрабатываются подробные инструкции, в которых поэтапно описана их работа (например, подойти, улыбнуться, поздороваться и т.д.).
Из общих правил 2для персонала выделю самые важные:
1. Работник должен быть всегда готов оказать клиенту услугу тогда, когда эта услуга нужна клиенту, а не тогда, когда это удобно работнику;
2. Работник должен демонстрировать позитивное отношение к клиенту: показывать уважение, вести беседу безукоризненно вежливо, дружелюбным тоном, ни в коем случае не повышая голоса, не высказывать своего неудовольствия, если, например, клиент приходит в самом конце его рабочего дня, сохранять выдержку со вздорными, агрессивными, бестолковыми, пьяными клиентами, всячески демонстрировать клиенту, что сотрудник озабочен его проблемой;
3. Работник должен улыбаться клиенту, поддерживать позитивный контакт глазами. В разговоре с клиентами использовать соответствующие фразы («доброе утро»; «конечно, я с удовольствием сделаю это» и т.п.);
- нужно уметь тактично информировать клиента и сообщать ему даже неприятные новости, например о том, что клиент должен доплатить некоторую сумму;
- ни один работник не имеет права спорить с клиентом, даже по пустякам; если клиент сообщает что-нибудь работнику, то последний должен продемонстрировать максимальное желание понять клиента, кивать головой, вставлять слова «понятно», «хорошо», а если ему не очень понятно желание клиента, то задавать вопросы типа «если я вас правильно понял, вы хотите...».
Проблемы клиента нужно решать быстро и безотлагательно. Работник сферы обслуживания должен сделать все возможное, чтобы как можно быстрее успокоить клиента. Если работник не может сам решить проблему, он должен направить клиента (а лучше сопроводить его) к менеджеру, который способен решить вопрос. Нужно сделать все возможное, чтобы в дальнейшем не потерять клиента.
Каждый работник сферы обслуживания должен:
- демонстрировать уверенность и компетентность и соответствовать ожиданиям клиента;
- практиковать обслуживание типа «на расстоянии трех шагов»;
- обеспечивать выполнение стандартов на той должностной позиции, которую он занимает;
- знать запросы внутренних и внешних потребителей и поэтому уметь предоставить им продукты и услуги, которые те ожидают;
- понимать круг порученных ему обязанностей и задач, определенных в каждом стратегическом плане;
- постоянно выявлять недостатки, которые он замечает в организации, и принимать меры к их устранению;
- нести ответственность за обеспечение максимального уровня чистоты.
Необходимо обеспечить абсолютную надежность выполнения пожеланий клиента, в особенности таких, как побудка в желаемое время.
Существуют и определенные стандарты гостеприимства3, которым должны следовать работники сферы обслуживания, в частности:
1. По возможности уделять всем клиентам одинаковое внимание, так как все клиенты равны вне зависимости от их внешнего вида;
2. Помнить правила:
2.1. Клиент всегда прав, клиент всегда должен быть доволен; клиент является самым важным лицом в сфере обслуживания независимо от того, присутствует ли он лично, обращается в письменном виде или по телефону;
2.2. Клиент является живым человеком со своими предрассудками и ошибками, а не предметом сухой статистики; клиент является неотъемлемой частью бизнеса, а не посторонним лицом. Он главная причина, по которой трудится весь персонал.
Запрещается работнику сферы обслуживания4:
- показывать клиенту, нравится он вам или нет;
- читать клиенту нравоучения;
- расспрашивать клиента о личной жизни;
- прислушиваться к разговорам клиентов;
- высказывать свое мнение без соответствующего предложения клиента;
- обсуждать с клиентами вопросы политики и религии;
- ругаться с коллегами в присутствии клиентов;
- показывать свое неодобрение нетрезвому клиенту;
- разговаривать с коллегой, когда клиент ждет.
Прежде чем перейти к обслуживанию следующего клиента, необходимо спросить у предыдущего клиента, не нужно ли ему еще что-либо.
Надо всегда предлагать клиенту выбор из нескольких возможных вариантов услуги.
С детьми надо общаться вежливо, но не так формально, как со взрослыми.
С инвалидами нельзя
разговаривать
При разговоре по телефону необходимо соблюдать правила этикета5:
- отвечать не позже чем через три телефонных звонка и всегда с улыбкой;
- представиться, назвав свою организацию и свою фамилию;
- если нет возможности сразу ответить звонившему, необходимо попросить его перезвонить или записать его номер телефона;
- не заставлять клиента ждать информации более 45 с;
- если на ответ требуется больше времени, следует спросить клиента, согласен ли он подождать или с ним надо связаться позже;
- не слушать разговоры по телефону между другими людьми;
- по возможности не переадресовывать звонки.
Одним из атрибутов6, позволяющих судить о качестве сферы обслуживания, является внешний вид обслуживающего персонала. Организация, работники которой имеют свою фирменную одежду, объединенную фасоном, цветом, отделкой и различительными знаками, оставляет приятное впечатление у клиента.
Внешний вид персонала является одним из факторов, формирующих имидж организации.
1.2. Навыки профессионального общения
Вербальное (словесное)
общение позволяет людям
Выбор средств для общения. Во избежание ошибок, связанных с разным уровнем чувства языка разных работников, полезно зафиксировать правильные, т.е. установленные в связи с общей философией организации, формы обращения, формулы приветствия, извинения, предупреждения, просьбы и т. д.
Темп речи, промежуток между вопросом и ответом. Невозможно задать оптимальный темп в каких-то единицах, но есть универсальное правило: у человека, действительно сосредоточенного на клиенте, т.е. внимательного к нему, темп речи естественным образом подстраивается к его реакции. Слишком быстрый темп воспринимается клиентом как нетерпение работника сферы обслуживания, его желание закончить разговор. Кроме того, при этом клиент может не расслышать часть сообщения и окажется перед малоприятной альтернативой: либо переспрашивать, рискуя показаться глухим или несообразительным, либо сделать вид, что понял сказанное, и переживать ощущение вынужденного подчинения и бестолковости организации. Слишком медленный темп воспринимается как показатель усталости или равнодушия и незаинтересованности.