Психология общения сотрудника ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 11:44, контрольная работа

Краткое описание

В профессии сотрудника органов внутренних дел общение занимает немаловажную роль. Примерно 80% деятельности составляет общение (в том числе с гражданами). Общение - это способ взаимодействия с другими людьми. В процессе общения люди обмениваются информацией. При выполнении своих профессиональных функций сотрудники ОВД вступают в общение с разными категориями граждан: с потерпевшими, свидетелями, подозреваемыми, обвиняемыми и обычными людьми. Сотрудник милиции обязан постоянно соблюдать служебный этикет, т.е. совокупность правил поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям. Вежливое отношение к гражданам, лояльность, выдержка положительно оцениваются окружающими и, как правило, вызывают ответное поведение, что способствует разрядке конфликтной ситуации.

Содержание

Введение стр. 3
Содержание основных компонентов общения сотрудников ОВД стр. 4
Специфика профессионального общения сотрудников ОВД стр. 8
Причины возникновения конфликтов между сотрудниками
ОВД и гражданами и методы их нейтрализации стр. 12
Заключение стр. 22
Список используемой литературы стр. 23

Вложенные файлы: 1 файл

пс общения.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение            стр. 3

Содержание основных компонентов общения сотрудников ОВД       стр. 4

Специфика профессионального общения сотрудников ОВД            стр. 8

Причины возникновения конфликтов между сотрудниками

 ОВД и гражданами и методы их нейтрализации    стр. 12

Заключение          стр. 22

Список используемой литературы       стр. 23

 

 

Введение

 

В профессии сотрудника органов внутренних дел общение занимает немаловажную роль. Примерно 80% деятельности составляет общение (в том числе с гражданами).

Общение - это способ взаимодействия с другими людьми. В процессе общения люди обмениваются информацией.

При выполнении своих профессиональных функций сотрудники ОВД вступают в общение с разными категориями граждан: с потерпевшими, свидетелями, подозреваемыми, обвиняемыми и обычными людьми. Сотрудник милиции обязан постоянно соблюдать служебный этикет, т.е. совокупность правил поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям. Вежливое отношение к гражданам, лояльность, выдержка положительно оцениваются окружающими и, как правило, вызывают ответное поведение, что способствует разрядке конфликтной ситуации.

Нередко в силу специфики профессиональной деятельности общение с гражданами принимает конфликтный характер, что, безусловно, оказывает негативное влияние на результаты всей деятельности. Учитывая данное обстоятельство, сотрудникам ОВД следует выбирать оптимальный вариант собственного поведения в каждой конкретной ситуации и находить индивидуальный подход в общении с гражданами.

Во взаимоотношениях сотрудников органов внутренних дел и граждан важную роль играют социальные нормы, приоритетными из которых в данном взаимодействии признаются нормы права и морали.

 

Глава 1. Содержание основных компонентов общения сотрудников ОВД

 

Для лучшего понимания сущности общения традиционно выделяют три основных компонента: коммуникация (обмен информацией между общающимися), перцепция1 (восприятие и познание людьми друг друга в процессе общения), а также взаимодействие между людьми в процессе общения (обмен знаниями, идеями, действиями, эмоциями и т.п.).

Коммуникативной стороне общения (передаче и получению информации) в деятельности сотрудников ОВД придается особое значение, поскольку общение всегда является коммуникацией, несмотря на то, что содержание конкретной информации может быть различным (приказ начальника, допрос обвиняемого, беседа со свидетелями, потерпевшими и т.п.).

Трудно переоценить значимость оперативной информации для сотрудников любого подразделения ОВД, которые в процессе служебной деятельности устанавливают причины и обстоятельства правонарушений, мотивы преступной деятельности, решают практические, воспитательные и многие другие задачи.

Другой компонент общения - перцептивный - представляет собой восприятие внешних признаков другого человека, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Социально-психологические аспекты взаимоотношений сотрудников ОВД, в том числе с гражданами можно рассматривать с двух противоположных сторон: с позиции самого сотрудника милиции (отношение к гражданину, как к «модели» партнера по общению) и с точки зрения гражданина (его восприятие сотрудника, т.е. «образа» представителя правоохранительных органов).

Так, во взаимоотношениях разных лиц (потерпевшего, свидетеля, подозреваемого) с сотрудниками ОВД образ сотрудника в представлениях граждан может быть различным (положительным, нейтральным, отрицательным). То же можно сказать и о формировании образа гражданина, с которым сотрудник милиции вступает в общение при выполнении профессиональных задач.

На формирование модели партнера по общению влияют различные факторы:

-объективные: все то, что воспринимается  в партнере непосредственно (внешность, речь, особенности мимики, жесты, позы  и т.п.);

- субъективные: все то, что определяет  отношение к партнеру в зависимости  от различных обстоятельств (цель  общения, ролевые и статусные  позиции, установки, условия общения  и т.п.).

Благодаря объективным параметрам сотрудник ОВД может получить информацию о возрасте партнера по общению, его культурной среде, образе жизни и состоянии здоровья, частично о профессиональных признаках, степени потенциальной опасности, эмоциональном состоянии, значимости для партнера процесса общения, статусных притязаниях, степени связанности с криминальной средой и др.

Важную роль во взаимоотношениях сотрудников ОВД играют невербальные средства общения (мимика, жесты, психологическая дистанция, поза и др.), поскольку они сообщают о партнере по общению гораздо больше информации, чем его слова.

Особое внимание во время общения привлекает лицо человека. Мимика (динамическое выражение лица в момент общения: движение губ, бровей, глаз, лицевых мышц).

Жестикуляция (социально отработанные движения головы и других частей тела, передающие психическое состояние) тесно связана с эмоциональными реакциями и речью, иногда жесты даже могут заменять речь.

Немаловажную роль в получении информации во время общения играет поза человека (положение частей его тела - головы, корпуса, рук, ног и т.д.), она может передавать межличностные отношения, указывать на социальное положение, а также может изменяться в зависимости от эмоционального состояния.

На первоначальном этапе взаимодействия сотрудников ОВД рекомендуется устанавливать психологический контакт в личной зоне общения, а затем определять отношение собеседника по мере наблюдения за выбором определенного расстояния. Сотрудникам ОВД следует помнить, что при нарушении границ зон общения собеседник испытывает определенный психологический дискомфорт и это, безусловно, отражается на эффективности общения.

В значительной степени на эффективность процесса общения сотрудника ОВД с гражданами влияют субъективные факторы: цель общения, соотношение ролей и статусов, установка, условия восприятия и эмоциональное, состояние партнеров.

С другой стороны, в сознании людей существуют стереотипные представления о специалистах различных профессий, в том числе, и о сотрудниках ОВД. Поскольку рассматриваемые взаимоотношения, как правило, являются эпизодичными и непродолжительными, восприятие гражданами сотрудников органов внутренних дел иногда базируется на стереотипах, заимствованных из чужого опыта. Кроме того, нередко поведение одного сотрудника милиции представляется человеку поведением, типичным для всех сотрудников, порождая таким образом соответствующий стереотип.

Для выполнения профессиональных задач сотруднику ОВД важно уметь располагать к себе людей и устанавливать контакт с любой категорией граждан. С этой целью сотрудник ОВД может использовать несложные приемы формирования межличностной аттракции2.

Расположив человека к себе, т.е. сформировав аттракцию, можно с большей вероятностью добиться принятия им нужной позиции, его внутреннего согласия с ней, особенно в тех случаях, 'когда предполагается, что гражданин явно негативно будет встречать слова или действия сотрудника ОВД. Однако, используя приемы формирования аттракции, следует помнить, что с их помощью нельзя никого убедить и ничего доказать, а можно лишь расположить к себе человека, что уже само по себе немаловажно.

 

 

Глава 2. Специфика профессионального общения сотрудников ОВД (милиции) с разными категориями граждан

 

Особенности профессионального общения с гражданами вытекают из задач, поставленных перед сотрудниками ОВД, которые обязаны обеспечивать безопасность личности; предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять и раскрывать преступления; охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность; защищать частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности; оказывать помощь физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных законом3.

Эффективность выполнения поставленных задач во многом зависит от знания сотрудниками ОВД (милиции) специфики профессионального общения, умения устанавливать деловые контакты и правильного поведения в конфликтных ситуациях.

Специфика профессионального общения сотрудников ОВД включает в себя ряд особенностей, имеющие важное значение для взаимоотношений сотрудника ОВД с гражданами.

Одна из таких особенностей базируется на принципе правоохранительных органов - неукоснительного соблюдения законности и состоит в том, что сотрудники на пути установления контактов с гражданами могут действовать только в рамках своих полномочий, в строго установленном законом порядке.

Другой важной особенностью взаимоотношений сотрудников ОВД и граждан является то, что деятельность милиции по обеспечению порядка нередко связана с использованием мер принуждения и ограничения прав личности, что вызывает целый комплекс противоречий в общественном и в индивидуальном сознании.

В этих случаях подобные отношения могут перерастать в конфликтные и характеризоваться повышенным нервным напряжением и преобладанием негативных эмоций, способных менять поведение человека.

Еще одной особенностью можно назвать то, что сотрудники ОВД, взаимодействуя с гражданами по долгу службы и нередко ощущая скрытое (а иногда и открытое) противодействие с его стороны, не имеют права отказаться от подобного общения.

Являясь гражданином Российской Федерации, сотрудник ОВД имеет равные общегражданские права и свободы, в том числе свободу совести, вероисповедания, свободу мысли и слова4, но при выполнении служебных обязанностей он (как представитель государственной власти) должен подчинять свои личные интересы общественным, контролируя при этом свои чувства и эмоции.

Профессиональное общение сотрудников ОВД с гражданами характеризуется также специфичностью поводов для вступления сотрудников ОВД в общение с гражданами и заключается в том, что в большинстве случаев поводом для вступления в подобное общение является совершенное либо готовящееся преступление, правонарушение, асоциальное поведение. Следовательно, круг участников общения ограничен: с одной стороны - сотрудники ОВД, с другой пострадавшие, свидетели, правонарушители. Это обстоятельство определяет содержание и цели общения.

Специфичность поводов вступления в общение приводит к тому, что для обеих сторон психическое состояние характеризуется такими особенностями, как повышенное нервное напряжение в связи с высокой ответственностью за результаты общения и доминирование отрицательных эмоциональных состояний.

Неотъемлемой стороной общения сотрудников ОВД с гражданами является формализация подобного общения, представляющая собой регламентацию целей, характера и способов общения различными документами (уставами, наставлениями, приказами, инструкциями, УПК РФ).

Формализация может быть жесткой, предусматривающей принудительный характер регламентации общения (ситуация допроса) и гибкой (оперативное общение). Целями формализации являются защита психики лиц, участвующих в правоохранительной деятельности от чрезмерных психологических перегрузок, а также усиление активности участников общения.

Необходимо заметить, что общение сотрудников ОВД с гражданами происходит по различным поводам. Поводы для вступления в подобное общение условно можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся взаимоотношения, связанные с реализацией субъективных прав в сфере деятельности полиции. Например, обращение за получением паспорта гражданином, достигшим 14-летнего возраста; за регистрацией паспорта по месту жительства и др.

Ко второй группе относятся взаимоотношения сотрудников ОВД и граждан, связанные с защитой прав, свобод и законных интересов: защита граждан от преступных посягательств на личность и иных неправомерных действий со стороны физических, должностных и юридических лиц; а также обращения граждан за защитой от неправомерных и нецелесообразных действий сотрудников милиции.

К третьей группе относятся ситуации реализации прав граждан: обращение к сотрудникам органов внутренних дел гражданина, пострадавшего от преступления или административного правонарушения, несчастного случая, за оказанием доврачебной или иной помощи и др.

Специфика некоторых поводов вступления в общение (например, преступление или правонарушение) ведет к тому, что цели участников общения либо не совпадают (сотрудники милиции - правонарушители), либо не понимаются в полной мере друг другом (сотрудники милиции - свидетели). Это обуславливает конфликтность общения и, как следствие, необходимость специальной подготовки сотрудников для успешной деятельности в данных условиях.

Исходя из этого, можно выделить три формы общения сотрудников милиции с гражданами - бесконфликтное общение; общение, осложненное наличием коммуникативных барьеров, и общение в конфликтной ситуации.

Учет сотрудниками органов внутренних дел особенностей общения с гражданами является необходимым условием для эффективного выполнения ими служебных обязанностей и установления деловых контактов.

 

 

Глава 3. Причины возникновения конфликтов между сотрудниками ОВД и гражданами и методы их нейтрализации

Информация о работе Психология общения сотрудника ОВД