Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:28, контрольная работа
Задача психологии умственной отсталости – определение своеобразия общих, особых и индивидуальных черт, присущих психике умственно отсталых детей, выявление характерных для них недостатков и имеющихся положительных возможностей, обуславливающих развитие ребенка и его способность социально адаптироваться. Психология умственной отсталости непосредственно связанна с решением проблемы дифференциальной диагностики, а также с вопросами коррекционно – направленного воспитания и обучения, предусматривающими последовательную подготовку умственно отсталого ученика к интеграции в окружающую среду.
Введение………………..………………………………………………………..3
Понятие и причины умственной отсталости ………………………………….4
Классификация умственной отсталости…..…….…………………………….9
Особенности развития познавательной сферы.…..………………………….12
Особенности развития личности и
эмоционально-волевой сферы..………………….……………………………14
Особенности деятельности.……………………….…………………………18
Заключение.....................................................................................................….30
Литература......................................................................................................….
Дети-олигофрены характеризуются
стойкими нарушениями всей психической
деятельности, отчетливо обнаруживающимися
в снижении активности познавательных
процессов, особенно — словесно-логического
мышления. Причем имеет место не
только отставание от норм, но и глубокое
своеобразие личностных проявлений
и всей познавательной сферы. Таким
образом, умственно отсталые дети ни
в коей мере не могут быть приравнены
к нормально развивающимся
Умственная отсталость влечет за собой
неравномерное изменение у
Структура психики умственно отсталого
ребенка чрезвычайно сложна. Первичный
дефект приводит к возникновению
многих других вторичных и третичных
отклонений. Нарушения познавательной
деятельности и личности ребенка
с общим психическим
Дети-олигофрены способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы. Тем не менее оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей.
Развитие умственно отсталого ребенка определяется биологическими и социальными факторами. К первым из них относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Социальные факторы — это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет; взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время; школа.
Недостаточная познавательная активность,
слабость ориентировочной деятельности
— это симптомы, прямо вытекающие
из особенностей протекания нейрофизиологических
процессов в коре головного мозга
у умственно отсталых детей. Многие
ученые (С.С.Корсаков, Г.Е.Сухарева, М.Г.
Блюмина, С.Я.Рубинштейн и др.), занимавшиеся
изучением детей с данной патологией
развития, отмечали их сниженный интерес
к окружающему миру, вялость и
отсутствие инициативы. Так, Г. Е. Сухарева
пишет: «У детей, страдающих олигофренией,
отсутствует характерное для
здорового ребенка неудержимое
стремление познать окружающий мир».
У умственно отсталых детей на
уровне нервных процессов имеет
место слабость замыкательной функции
коры, инертность нервных процессов,
повышенная склонность к охранительному
торможению. Все это создает патогенную
основу для снижения познавательной
активности в целом. Умственно отсталые
дошкольники характеризуются
Личность — это конкретный человек, занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности. Личность развивается в процессе деятельности и общения с другими людьми, во взаимодействие с которыми она включена социально необходимым образом. Другими словами личность формируется и проявляется в процессе непосредственного общения внутри сменяющихся в ходе индивидуального развития ребенка микросоциальных групп и коллективов.
Развитие личности в онтогенезе происходит по двум взаимодополняющим линиям: линии социализации (присвоение общественного опыта) и линии индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности).
Уровень развития личности, степень ее зрелости определяется гармоничностью и возрастной нормативностью сочетания данных линий в процессе индивидуального развития человека.
Этапы развития личности — это этапы постепенного включения ребенка в многообразные социальные отношения с одновременным формированием целостной и иерархизированной структуры личности. Другими словами, в процессе личностного развития формируются определенные социальные ориентиры по отношению к себе и другим.
Условием нормального
Таким образом, задержка или отклонения
в становлении личностного
Говоря об отклонениях в становлении личностного уровня регуляции поведения и деятельности в дошкольном возрасте, следует также иметь в виду, что несвоевременное развитие любых психических процессов, включая личностные характеристики, будет прежде всего сказываться на уровне социально-психологической адаптации ребенка, оптимальной форме его функционирования.
Все аспекты личностной сферы формируются
у умственно отсталых дошкольников
также замедленно и с большими
отклонениями. Детям свойственно
резко выраженное отставание в развитии
эмоций, недифференцированность и нестабильность
чувств, ограничение диапазона
Проявление эмоций не зависит от
качественного своеобразия
В 1936 г. Л. В. Занков опубликовал результаты
психологического анализа личности
умственно отсталых детей, страдающих
разной глубиной дефекта. На фоне широко
представленных клинических данных
показано, что при наличии
В данной работе описывается, как удалось
сделать общение с окружающими
более адекватным, нейтрализовать импульсивные
проявления радости, злобы, обиды у
11-летнего ребенка с
Дошкольники старших групп детского сада с удовольствием слушают выразительно читаемые или рассказываемые доступные для их понимания простейшие тексты, включающие эмоционально окрашенные компоненты. Мимикой, жестами и словесными реакциями они выражают сочувствие слабым и добрым героям и отрицательное отношение к их обидчикам. В понятной для него ситуации умственно отсталый ребенок способен к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека.
Тем более дети проявляют отчетливо
выраженное эмоциональное отношение
к своим родным и близким. Они
любят своих родителей и
Волевая сфера умственно отсталых
дошкольников находится на самых
начальных этапах формирования. Ее
становление непосредственно
Побудителями поведения
Особые трудности вызывает формирование
у ребенка правильного
Некоторые дети в незнакомой обстановке бегают, кричат, берут без спроса все, что попадается им на глаза, кривляются. Другие, напротив, молчат, испуганно смотрят по сторонам, прячутся за родителей, не вступают в контакт с врачом или педагогом. В связи с этим они кажутся более отсталыми, чем это есть на самом деле.
Особенности деятельности
Деятельность — это активное
взаимодействие с окружающей действительностью,
в ходе которого живое существо выступает
как субъект, целенаправленно воздействующий
на окружающую действительность и удовлетворяющий
свои потребности. При всем многообразии
видов деятельности в каждом из них
можно выделить основные структурные
единицы: мотивы — все то, что
побуждает человека к поступкам
и различным видам
Наблюдаются нарушения целенаправленности
деятельности, проявляющиеся в неправильной
ориентировке в задании, в ошибочном
и фрагментарном его
Встречаясь с трудностями, школьники
«соскальзывают» с правильных действий
на ошибочные («соскальзывание» в данном
контексте обозначает такое явление,
когда ребенок как бы не удерживается
в русле сложного для него задания
и заменяет его более простым,
тем самым непроизвольно
Выполняя задание, дети обычно руководствуются
близкими мотивами, направленными на
осуществление отдельных
Деятельность умственно
У учащихся старших классов мотивы деятельности, особенно имеющей практическую основу, характеризуются значительной устойчивостью.
Специфическим для умственно отсталых детей является снижение точности выполнения задания при усложнении его условий, что во многом обусловлено своеобразием их умственной работоспособности, которая представляет собой наиболее сложный вид человеческой деятельности. Умственная работоспособность измеряется количеством и качеством работы, выполненной за определенный отрезок времени. Ее основными показателями являются темп (длительность латентных периодов ответов или скорость реагирования) и качество работы (количество допущенных ошибок) за единицу времени.