Психология управления как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:37, практическая работа

Краткое описание

1. Психология управления как отрасль практической психологии.
Психология управления ориентирована не на создание теории, а на решение конкретных практических задач. Это же можно сказать и иначе — современная психология управления построена на осознании того, что использование человеческого фактора в производстве, человеческого измерения в менеджменте выгодно экономически. Не важно, как это выглядит в теории, важно, что это работает на практике и приносит пользу, — такой весьма прагматический и, конечно, не бесспорный взгляд предопределил развитие психологии управления как отрасли практической психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология управления.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

 

d) Социально-психологический  характер с выраженным проявлением  воли. Специфика управленческой  деятельности сопряжена с постоянным  выполнением обязательных определенных действий, подчинения и исполнения, работы в определенном коллективе, в составе «команды», требует подчинения собственного «Я» исполнению государственной должности, напряжения личных качеств и согласования своих действий с общими целями. Поэтому даже внешний вид «человека власти» отличается, а в коллективе органов государственного управления складывается особый психологический микроклимат, формирующий определенный тип поведения и деятельности.

 

e) Коллективность. Управленческая деятельность всегда осуществляется в коллективе, предполагает взаимодействие одних коллективов с другими, как внутри управляющего субъекта, так и с коллективами объектов управленческого воздействия, социальными группами и т.п. Формальное построение органа управления по подразделениям и должностям создает только логическую схему для упорядочивания коллективного труда многих. Чем выше согласованность отдельных звеньев управленческой системы, отдельных должностных лиц между собой, тем эффективность государственного управления выше, в частности, экономичнее.

 

f) Комплексное  явление. Управленческая деятельность  включает многие компоненты: люди, информация, технические средства  и многое другое. Только сбалансированное  введение в действие всех элементов  управления придает ему рациональность и эффективность.

 

g) Юридическая  заданность. Несмотря на влияние  субъективного человеческого фактора  на характер управленческой деятельности, многие её элементы закрепляются  юридически, «привязываются» к конкретным  государственным органам, должностям: компетенция, сфера деятельности, способы выполнения управленческих функций и т.п.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.  В чем  различие между моделями Х  и Y?

2.  В чем  сущность модели Z?

3.  В чем  состоит функция модели (парадигмы)  управления?

Идеальная модель управления, согласно У. Оучи, предполагает сочетание индивидуалистических ценностей (чувство собственности, престиж, уверенность в себе) с коллегиальными формами воздействия. Она отвечает на потребности человека как в независимости, так и в объединении и делает акцент на повышенном внимании к человеку. Именно поэтому данная модель достаточно популярна.

4.  Психологические  закономерности управленческой  деятельности.

Психологические законы:

  • Закон неопределенности отклика.
  • Закон неадекватности взаимного восприятия.
  • Закон неадекватности самооценки.
  • Закон искажения информации.
  • Закон самосохранения.
  • Закон компенсации.

 

                                                           Задания по теме:

Задание 1. Продумайте и подготовьте выступление на тему «Я как руководитель». При подготовке используйте следующий план: а) вижу ли я себя руководителем (менеджером), кем и где я мог бы руководить; б) какая из теорий управления мне ближе и почему; в) какая модель управления мне ближе и почему.

Задание 2. Поделитесь на 2 микрогруппы: сторонников теорий Х и Y. Каждая микрогруппа выписывает как можно больше доказательств своей точки зрения. Затем проводится дискуссия по следующей схеме: одна группа предлагает свой довод, другая выбирает из своего списка контрдовод и т.д. Побеждает та группа, которая имеет большее количество доказательств, не опровергнутых оппонентами.

 

 

 

 

                                                              Практическое занятие 2.1.

Тема: «Руководитель и лидер в современной  организации»

 

Вопросы для обсуждения:

1.  Социальные  функции менеджера.

Менеджер-управляющий, Менеджер-лидер, Менеджер-воспитатель, Менеджер-инноватор, Менеджер-личность.

2.  Различия  между руководителем и лидером.

Традиционно руководителем принято считать такое лицо, на которое извне, чаще всего контролирующей данную организацию инстанцией, возложены право и обязанность налаживания, оценки, внутреннего контроля и управления той официально заданной деятельностью, необходимость реализации которой в решающей степени и обусловливает официальный статус вверенного ему подразделения. Что касается лидера, то это — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

 

3.  Основные теоретические  подходы к пониманию происхождения  лидерства.

Теория черт: Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт.

Однако очень быстро выяснилось, что задача составления перечня  таких черт нерешаема. В 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых  различными исследователями как «лидерских». Среди них были названы такие: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие (позже Р. Стогдилл к ним добавил бдительность, популярность, красноречие).

На смену теории черт пришло новое  объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства». Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство – продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.

Системная теория лидерства – компромиссный  вариант: лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом.

4.  Системы  качеств менеджера.

Система менеджмента  качества (СМК) — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Она предназначена для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности организации на отечественном и мировом рынках, определяет конкурентоспособность любой организации. Она является частью системы менеджмента организации.

СМК основана на восьми принципах  менеджмента качества:

Ориентация на потребителя  — организации необходимо делать то, что хочет потребитель сейчас и захочет в будущем, даже если он этого не осознает.

    Лидерство  руководителя — так как организация  действует всегда в рамках  ограниченности ресурсов и входных  данных в конкурентной среде,  то только лидер, обладающий  видением, силой духа способен  обеспечить достижение ее целей (миссии).

    Вовлечение  персонала — так как персонал  организации является ее основным  ресурсом и одновременно самой  чувствительной заинтересованной  стороной опора лидеров на  него залог успеха.

    Процессный  подход — СМК организации не  статичное образование и ее элементами являются процессы, через которые достигаются цели, то есть через процессы обеспечивают любые изменения.

    Системный  подход к менеджменту — подразумевает  учет всех факторов, воздействующих  на внешнюю и внутреннюю среду  организации.

    Постоянное  улучшение — основа современного  менеджмента, которая подразумевает  постоянную адаптацию к произошедшим  и ожидаемым изменениям в среде,  а иногда и формирует их.

    Принятие решений,  основанных на фактах — напоминание  о том, что стабильность функционирования организации возможна не только на основе интуиции, но и с использованием данных измерений.

    Взаимовыгодные  отношения с поставщиками —  вместе с принципом ориентация  на потребителя предполагает  создание устойчивых цепей поставок  на основе взаимовыгодного сотрудничества.

5.  Психологическая  система деятельности.

Психологическая система  деятельности – это совокупность психических свойств, качеств субъекта труда, организованной для выполнения функций конкретной деятельности.

6.  Компоненты  психологической системы деятельности.

Психологическая система  деятельности (по Б.Ф.Ломову) включает:

  • Мотивы деятельности, ее побудительные силы (материальные, познавательные, эстетические);
  • Цели деятельности, которые формируют ее содержание и выражаются в конкретных ожидаемых результатах;
  • Программы деятельности, которые отражают представления о реальном ее содержании и процессе;
  • Информационная основа деятельности – совокупность информации о ее предметных и субъектных условиях реализации (в форме как реальных сигналов, так и образов, представлений этих сигналов, включая конкретные профессиональные знания);
  • Процессы принятия решения – выявление проблемной ситуации, выдвижение гипотез (вариантов решений), определение принципа решения, выработка суждения о вариантах решения, их оценка (выбор наиболее оптимального варианта);
  • Психомоторные процессы и рабочие действия - реализуют деятельность в форме процедур, моторных актов и участвуют в регуляции деятельности (по механизму обратной связи);

 

7.  Функции  управления и действия руководителя.

8.  Принятие  управленческих задач: психологические  аспекты.

Принятие решений  справедливо признается центральным  звеном многогранной деятельности руководителя. Функция «принятия решений» задана его социальным статусом, предписывающим использовать объективные возможности и субъективные качества, как собственные, так и окружающих, для влияния на ход событий; руководитель несет ответственность за последствия выбора возможностей. В связи с этим в рамках социальной психологии управления активно ведется поиск совокупности черт, свойств личности и характеристик поведения руководителя, от которых зависит успешность руководства. Поведение в процессе принятия решения, особенно в условиях неопределенности, является результатом отражения общественных требований в индивидуальной деятельности профессионального руководителя.

 

По-видимому, принятие управленческих решений можно рассматривать  с общепсихологических позиций  теории деятельности. При разработке управленческого решения, обнаруживается полная иерархиризированная структура деятельности, включающая уровень психофизиологических функций, уровень операционального обеспечения деятельности, уровень действия, уровень собственно специальной деятельности. Соответственно, операциональная сторона принятия решения будет обеспечиваться навыками, умениями, когнитивным стилем руководителя; сторона действий – целеполаганием при принятии решения; уровень деятельности – специфическими мотивами и личностными смыслами руководителя.

 

Характерными  для принятия решения являются активность субъекта и осознание им до определенной степени собственной деятельности1. На наш взгляд, специфику управленческой деятельности человека будет составлять постоянная борьба или конфликт мотивов. Именно его разрешение, либо нивелирование, отражается в поведении руководителя как выбор альтернатив.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие вы  знаете теории происхождения  лидерства?

2.  Существуют  ли подтверждения теории черт?

3.  Какие личностные  качества необходимы руководителю?

5.  Опишите  модель личности руководителя.

Как упоминалось выше, руководитель – не только управляющий, лидер и т. д., но и личность. Личностные особенности руководителя могут  в значительной степени определять успешность его деятельности и эффективность  руководства. Поэтому при отборе людей на руководящие должности возникает проблема личностных критериев. Психологический портрет менеджера (руководителя) пытались создать многие исследователи. Как правило, такие портреты создаются в парадигме «теории черт».

6.  Какие можно  выделить типы руководителей?

Классификации, основанные на внутренних установках человека, позволяют  различать два основных типа руководителя:

  • манипулятор рассматривает других людей как объект воздействия и средство достижения личных целей. Для него характерно сокрытие своих истинных эмоций и мотивов. Манипулятивный способ общения разрушает не только личность человека, на которого направлена манипуляция, но и самого манипулятора;
  • актуализатор относится к другим людям как к равным ему личностям. Для него характерны открытое выражение своих эмоций и потребностей, спонтанность и открытость в общении, вера в других людей и в себя. Такой способ общения создает благоприятный климат в коллективе, основанный на взаимном доверии и открытом обсуждении возникающих проблем.

Информация о работе Психология управления как наука